НАБУ вплотную подобралось к Порошенко

683

1Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) подозревает главу и членов Национальной комиссии регулирования энергетики (фактически весь состав, в том числе и глава Вовк выходцы из фабрики Порошенко — Рошен) в сговоре с энергогенерирующими компаниями Ахметова  при утверждении скандально известной формулы по определению оптовой цены электроэнергии, которая известна как Роттердам+.

Об этом говорится в определениях Соломянский районного суд Киева от 10 июля, передает liga.net.

НАБУ направило в суд ряд ходатайств, которыми просило допустить детективов к банковским документам Центрэнрего и Днепрэнерго для проверки обоснованности утверждения формулы Роттердам+.

«Досудебным расследованием установлено, что председатель и члены НКРЭКУ, используя служебное положение вопреки интересам службы и действуя в интересах генерирующих компаний, умышленно, с целью создания условий получения ГК ТЭС сверхприбылей, в январе-марте 2016 года при разработке порядка формирования оптовой рыночной цены (Роттердам+) обеспечили включение в него заведомо необоснованной формулы, которая увеличивала стоимость угля. Таким образом, они создали все необходимые условия для роста цены продажи электрической энергии в оптовый рынок», — говорится в определении суда.

Бюро проводит досудебное расследование в уголовном производстве по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами НКРЭКУ, которые в 2016 году принятии постановления № 289 «Об утверждении Порядка формирования прогнозной оптовой рыночной цены электрической энергии» (формула Роттердам+).

По мнению следователей, это привело к экономически необоснованному увеличению цены покупки электроэнергии ГП Энергорынок у энергогенерирующих компаний.

НАБУ также считает, что должностные лица НКРЭКУ, действуя умышленно в интересах генерирующих компаний, на выполнение преступных договоренностей, используя необоснованную формулу расчета стоимости энергетического угля, осуществили расчеты прогнозируемой оптовой рыночной цены электрической энергии по завышенной стоимости энергетического угля на 2- 4 кварталы 2017 года.

«Это позволило генерирующим компаниям тепловых электростанций получить сверхприбыли по производству и дальнейшей продажи электрической энергии в Оптовый рынок электроэнергии, а потребители э/э безосновательно понесли расходы на ее покупку», — говорится в определении суда.

Также в сообщении агентства указывается, что суд отклонил все ходатайства НАБУ.

Что такое "Роттердам +"?

Так называемый "Роттердам +" - это методика формирования цены на топливную составляющую (уголь) при производстве электроэнергии тепловыми электростанциями.

Указанная методика была утверждена НКРЕКП 3 марта 2016 и опубликована 23 марта 2016, пишет panoptikon.org.

Согласно этой методике, цена на уголь, которую закладывают ТЭС в цену электроэнергии, определяется, что оно приобретается на бирже в Роттердаме, транспортируется в Украину, где разгружается на складе порта, а оттуда транспортируется железнодорожным транспортом на склады ТЭС.

При этом цена на покупку угля определяется на основании средней цены на Европейском рынке за 12 месяцев, предшествующих месяцу установления прогнозируемой оптовой рыночной цены, поэтому сравнивать ее с ценой на бирже Роттердама на определенную дату некорректно.

Топливная составляющая при производстве электроэнергии на ТЭС составляет более 80%.

Итак, ТЭС в свой тариф вложили цену угля в соответствии с формулой "Роттердам +", за что заплатили и продолжают платить все потребители. Более того, формула расчета цены "Роттердам +" применяется как для ТЭС, сжигающих антрацитовый (дефицитную) группу угля, так и для станций, сжигают газовую (профицитным) группу угля.

Зачем же была введена формула "Роттердам +"?

"Роттердам +", по словам разработчиков (НКРЕКП), вводился для того, чтобы обеспечить автономность от зоны АТО при выполнении плана накопления угля и, соответственно, отсутствие проблем с накоплением угля.

То есть, потребители электроэнергии, начиная с апреля 2016 года, платят в тарифе за электроэнергию цену угля (как основную составляющую себестоимости электроэнергии), рассчитанную по форме "Роттердам +" для того, чтобы не быть зависимыми от поставок угля из зоны АТО.

Мало происходить (за что заплатили потребители):

  1. ТЭС должны были заключить контракты с иностранными контрагентами на поставку антрацитовой марки угля (диверсификация поставок как часть энергетической независимости).

  1. ТЭС должны были перевести котлы с антрацитной группы угля на газовую, добываемого в Украине.

  1. Цена на уголь, добытый из государственных шахт, имела быть равна цене угля по: "Роттердам +", что, соответственно, должно было уменьшить потребность в государственной поддержке угольной отрасли.

Что произошло:

  1. ТЭС покупают уголь на оккупированной территории по цене от 600 до 1100 гривен за тонну, однако в тариф вкладывают цену угля как основной составляющей себестоимости 1800-2000 гривен за тонну.

  1. Блоки почти не переводятся на газовую группу.

  1. Уголь на государственных шахтах в 2016 году закупалось по цене около 1300 гривен / тонна, а не по цене "Роттердам +", хотя в тариф укладывалось как "Роттердамского".

Помимо того, шахты является одним из крупнейших должников за электроэнергию и платят они за нее за "Роттердамским" тарифу, хотя государственный уголь поставлялось на ТЭС по цене 1300 гривен / тонна.

  1. "Роттердам +" никоим образом не способствовал сбалансированности деятельности государственных шахт и уменьшению размера государственной поддержки.