Олег Паракуда: опубликовал «черный» прайс

858

11 Продолжая серию публикаций, посвященных деятельности министра экологии Остапа Семерака и его команды, мы публикуем ранее анонсированный материал о перевоплощении Министерства экологии и природных ресурсов Украины, государственного органа, в частную бизнес-структуру. В процессе подготовки этой статьи использовалась не только информация, собранная журналистами редакции, но и инсайдерская, полученная из источника, приближенного к министру. Подготовленные материалы представляем на суд читателей, которые внимательно следят за нашим расследованием.

Итак, 14 апреля 2016 года Остап Семерак заступил на должность министра экологии и природных ресурсов Украины. Начиная свою карьеру в исполнительной власти, вчерашний парламентарий, давно привыкший к популизму, уверял общественность, что намерен очистить сферу экологии от коррупции, навести порядок в отрасли и создать конкурентную среду. Однако, как оказалось, фейсбучная бравада была так же далека от суровой реальности, как сам Семерак от реальных реформ.

Будучи порождением национальной постсоветсткой политики, Семерак в лучших традициях вчерашних коммунистов и комсомольцев говорил одно, а подразумевал совсем другое. За маской реформатора и ценителя европейских ценностей скрывается обыкновенный корыстолюбивый любитель поживиться за чужой счет. Ложь и лицемерие оказались отличными инструментами для того, чтобы вчерашнего студента-революционера в дешёвеньком турецком свитере превратить в настоящего сибарита со всеми аристократическими атрибутами в виде шикарных автомобилей и дорогущего пентхауса в центре столицы.

Прошедший год на должности министра ознаменовался не проведением реальных реформ, а борьбой за влияние на экологическую инспекцию, завершившуюся увольнением его конкурента Андрея Заики, а также коррупционными скандалами с переделом рынка утилизации опасных отходов и реанимацией старых коррупционных схем в лучших традициях «попередников».

По команде Остапа должностные лица Минприроды терроризируют крупные промышленные заводы и предприятия. Одним из ярких примеров, который уже стал предметом расследования правоохранительных органов, является массовое проведение проверок лицензиатов Минприроды. Операцию по незаконному лишению лицензий ряда предприятий возглавила заместитель начальника отдела лицензирования Алена Шкамардина. Факты злоупотребления властью установлены на заседании в Регуляторной службе.

Как выяснилось, административный террор был направлен на создание устойчивой коррупционной почвы — сегодня разрешительные документы в Минприроды продаются по прейскуранту, а заказные проверки производятся по предварительной оплате.

Подобная «модель управления», если так можно назвать деятельность министра, привела к диаметрально противоположным результатам, анонсированным Семераком. И вместо привлечения инвестиций — уничтожение предприятий с западными инвестициями; вместо наведения порядка в отрасли экологии — экологическая катастрофа во Львове; в стране практически не работает сфера утилизации мусора, в том числе опасных отходов, поскольку вместо очистки экологического рынка от недобросовестных лицензиатов лицензий лишаются реально работающие заводы; при этом наблюдается лоббирование интересов бутафорских фирм, в результате чего тысячи людей остаются без работы, а их семьи — без средств к существованию.

Что касается личного обогащения за государственный счет, то тут Семераку удалось добиться многого — и все это благодаря созданной им коррупционной вертикали. Хорошо отлаженная, сбитая из старых кадров, она обеспечивает постоянный доход в процессе обдираловки всех, кто попадает в его поле зрения. Создав коррупционную схему для поступления денежных средств, Семерак на все ключевые посты расставил доверенных людей, которые выполняют четко поставленные задачи, обеспечивая министру безбедное существование.

Читайте также: СМИ узнали, кто готовится возглавить Государственную службу геологии и недр
Для того чтобы работа шла без сбоя и чтобы грамотно координировать коррупционные процессы в Минприроды, Семерак пригласил своего старого друга, земляка и бывшего подчиненного — Олега Паракуду, который в недавнем прошлом работал у него первым заместителем.

Будучи по натуре человеком осторожным, Семерак, опасаясь за свою репутацию, намеренно устранился от непосредственного решения неформальных задач, построив четкую коррупционную пирамиду, когда деньги снизу поднимаются наверх, а указания и распоряжения спускаются вниз. Главным звеном в этой пирамиде и стал Олег Паракуда, который, как утверждают многочисленные СМИ, несмотря на молодой возраст, овладел всеми навыками зарабатывания миллионов на государственной службе.

Себе же Семерак отвел роль настоящего законника, борца с коррупцией, спасителя Чернобыльской зоны и реального реформатора.

О министре Семераке мы рассказывали нашим читателям довольно много, а теперь пришел черед познакомиться поближе с его «помощником».

Деятельность Олега Паракуды на протяжении последних двух лет не раз становилась объектом журналистских расследований. Он был уличен не только в создании коррупционных схем, но и в терроре предпринимателей, на которых оказывал давление с целью получения денежных средств. Впервые внимание журналистов Паракуда привлек в период, когда работал в Кабмине, будучи самым молодым сотрудником в правительстве. Уже тогда он приезжал на работу в дорогих авто, которые постоянно менял.

Впрочем, молодому чиновнику было у кого поучиться, ведь его отец В. Паракуда в свое время стал известен как мастер построения «теневых схем». Василий Паракуда возглавлял государственное предприятие «Научно-исследовательский институт методологии Госпотребстандарта» (ГП НИИ «Система»); это учреждение специализировалось на сертификации товаров, которые импортируются в Украину, в частности автомобилей. Коррупционная схема незаконной сертификации автомобилей, которую успешно внедрил Паракуда-старший во времена Януковича, работала очень хорошо, о чем свидетельствует тот факт, что название учреждения стало нарицательным в чиновничьих кругах: «Львовская система» Василия Паракуды.

В 2013 году Львов заработал славу одного из наиболее коррупционных центров незаконной сертификации благодаря именно «Львовской системе» В. Паракуды. Решать вопрос к Паракуде-старшему приезжали со всей страны. На первый взгляд, все это выглядело странно: пока отец строил «теневые схемы», сын был заместителем и помощником Семерака в антикоррупционной борьбе, являясь его ближайшим человеком в Кабмине. Однако только на первый взгляд, ведь что связывает «антикоррупционеров» больше, чем общие коррупционные схемы?

Доподлинно неизвестно, удалось ли Паракуде-младшему превзойти своего отца в построении и налаживании коррупционных схем. Тем не менее молодой чиновник за свою недолгую карьеру на государственной службе стал миллионером. Журналисты неоднократно обвиняли Паракуду-младшего в рейдерстве, а средства массовой информации просто пестрят статьями о коррупционном беспределе этого правительственного хищника.

Одно из таких расследований, посвященных рейдерскому захвату помещений, проводил журналист Дмитрий Гнап для «Следствия.Инфо». В процессе своего расследования Гнап рассказал о юридической фирме Паракуды, представляющей интересы фиктивных фирм, которые пытались «отжать» бизнес у частных предпринимателей.

По данным редакции, сейчас О. Паракуда пытается управлять рядом коррупционных схем министра экологии, помогая Семераку выстраивать интегрированную вертикаль для системного личного обогащения из государственного бюджета.

Читайте также: Украина занимает первое место в мире по смертности из-за загрязненного воздуха – Министерство экологии и природных ресурсов
Как оказалось, Паракуда не единственный в теневой схеме Семерака. Ключевыми фигурами в данной цепочке являются Лукьянчук, Яковлев, Канцурак и Коломиец.

Работая в Кабмине, Семерак привлек в свою коррупционную команду Паракуду, Яковлева, Канцурака, которых затем постепенно перетащил в Минприроды. Позже в эту команду вошли Коломиец и Лукьянчук.

Как мы уже рассказывали ранее, примкнувшему к команде одесситу Сергею Лукьянчуку была отведена незавидная роль непосредственного исполнителя, так называемого «фунта», который в случае неизбежных проблем станет лицом коррупции в министерстве, о чем «честный» министр, конечно же, как выяснится позже, даже не подозревал. Именно Лукьянчуку, предстоит стать олицетворением «коррупционного зла» в глазах предпринимателей, попадающих под административный каток. И хотя улаживать вопросы ездит лично Паракуда, именно через фирмы, подконтрольные людям Лукьянчука — «Укрэкопром» и «Утилвторпром», — проходят грязные деньги в министерство. За счет этих денег в конце года в декларациях чиновников и их родственников появляются комфортабельные авто и элитная недвижимость.

Именно об этих фирмах журналист и редактор «Наблюдателя» Олеся Ловская упоминала в прямом эфире телеканала «Медиа-информ», куда была приглашена в качестве эксперта по вопросам экологической безопасности, а также утилизации опасных отходов.

Как утверждают наши источники в министерстве, именно подчиненные Лукьянчука звонят на крупные промышленные заводы и говорят, что в случае отказа работать по сбору и утилизации опасных отходов с подконтрольными фирмами «Укрэкопром» и «Утильвторпром» разрешение на выбросы продлеваться не будет, а, следовательно, если у предприятия нет разрешения на выбросы, инспекция имеет право остановить работу завода.

В результате такого террора коррупционеры монополизируют рынок утилизации опасных отходов. Небезызвестным является тот факт, что крупные промышленные предприятия образуют достаточное количество отходов, которые нужно утилизировать, потому они и вызывают повышенный интерес для «карманных» фирм Министерства экологии. Заставляя заводы отказываться от договоров с другими предприятиями-лицензиатами, чиновники тем самым контролируют их тоже, заводя прямой поток денег в свою вертикаль. Выдачу лицензий, экспертиз и разрешений на выбросы контролирует лично Олег Паракуда. При этом он официально никакого отношения к Минприроды не имеет, не числится даже дворником.

Наши источники сообщают, что, считая себя талантливым юристом-пройдохой, Олег Паракуда не смог ничего умнее придумать, как привлечь к работе министерства команду подконтрольных себе юристов, которые под его руководством фактически организовали при министерстве неформальный коррупционный штаб, так называемый «бек-офис», в котором и генерируются основные схемы по трансформации министерского влияния Семерака в звонкую монету. По данным источников, помогает Паракуде в работе офиса еще один талантливый юрист – бывший заместитель министра экологии Светлана Коломиец.

Сотрудники этого «бек-офиса» негласно исследуют документы, предоставленные предприятиям для получения лицензий. Хорошо обученные юристы, которые работают с Коломиец уже давно, ищут ошибки в документах для аргументированного отказа в выдаче лицензий. Эта процедура предусмотрена для того, чтобы лицензии покупали у Лукьянчука. После найденных ошибок, предприятию настоятельно рекомендуют за деньги приобрести лицензию, и при отказе уже на следующий день Минприроды вывешивает на сайте приказ о том, что в выдаче лицензии отказано.

Развернув свой бизнес внутри государственного органа, вновь сплотившаяся старая команда Семерака, не стыдясь, зарабатываю на всем.

После ряда последних статей в наше издание стали обращаться на условиях анонимности многие предприниматели, которые на собственном примере столкнулись с «реформами» Семерака. Они утверждают, что после массовых аннулирований лицензий цены на коррупционные услуги в Министерстве просто взлетели до небес. Доходит до смешного: чтобы откупиться от предстоящей проверки министерства, нужно заплатить всего пару тысяч долларов, а чтобы пройти такую же проверку с гарантированно положительным результатом, приходится выложить уже 5 тысяч долларов. За приблизительно такую же сумму сотрудники министерства могут организовать внезапную проверку конкурента — благо строптивый начальник экоинспекции Андрей Заика устранен.

Но самым лакомым куском для сотрудников министерства, по уверению наших информаторов, остаются давно проверенные средства – выдача лицензий новым предприятиям на обращение с опасными отходами и выдача разрешений на выбросы крупным промышленным предприятиям. Тут тарифы варьируются в зависимости от разных факторов — срочности необходимого решения, размера предприятия, его доходности и ряда прочих факторов, — а цена измеряется уже в десятках тысяч долларов.

Прайс, который предоставил нам источник из Минприроды, просто поражает:

Перенести проверку — от 2000 у.е.

Прохождение проверки в пользу лицензиата – 5 000 у.е.

Пойти с проверкой на конкурентов — 3 000 у.е.

Разрешение на транс кордоне по зеленому перечню — от 2 000 у.е.

По желтому перечню — десятки тысяч

Разрешение на выбросы в атмосферу — от 3 000 у.е.

Выдача лицензий по прейскуранту:

Пункт лицензии — от 1 500 у.е.

Лицензия на утилизацию — от 25 000 у.е.

Экологическая экспертиза — 5 000 у.е.

На этом фантазия чиновников не заканчивается, самый дешёвый пункт услуг в Минприроды — это разъяснительное письмо из министерства стоимостью всего 3 000 грн.

Информацию о так званой «ценовой политике» мы получили так же и от фирм, ставших жертвами «чиновников-вымогателей». Они были поставлены в условия: плати или останешься без лицензии- а значит останешься и без предприятия. По причине беспокойства за хозяйственную деятельность этих фирм, редакция Наблюдателя не может оглашать их названия.

Напомним, что всего за два месяца, члены комиссии Минприроды умудрились проверить более 80 фирм лицензиатов, которые разбросаны практически по всей Украине. Более 70% этих фирм, действия министерства обжаловали в Гос. Регуляторной службе. Как оказалось, при перепроверке членами экспертно-аналитического совета ГРС, было установлено что информация и факты предоставленные проверяющими не соответствует действительности. На заседаниях ГРС где принимались решения касательно жалоб лицензиатов, сотрудники Минприроды манипулировали ложными фотографиями якобы с мест проверок. Об этом заявлял представитель экспертной комиссии Сергей Доротич.

Своими выводами экспетно-апеляционный совет подтвердил внесения служебными лицами Минприроды заведомо недостоверной информации в официальные документы – акты упомянутых проверок, за что законодательством Украины предусмотрена уголовная ответственность. В частности, это грозит одному из исполнителей проводившей эти проверками Шкамардиной А. которую в случаи чего и сольют в лучших «традициях Семерака» как было с Заикой. По информации одного из предприятий незаконными действиями рядового сотрудника, в частности– Аленой Шкамардиной, нанесено документально подтверждённого ущерба на сумму свыше одного миллиона гривен! Только вдуматься. Это огромная сумма, благо, законодательством установлено, что в случае удовлетворения такого иска к Минприрорды, последнее имеет право взыскать эту сумму с конкретного должностного лица.

Данные действия вынуждали руководителей фирм договариваться о переносе сроков проверки по выше указанному прайсу, за что с них незаконно брали большие деньги, или как вариант решения проблемы — новая лицензия за «кругленькую» суму. Надеемся, что детективы НАБУ в рамках открытого уголовного производства путем сопоставления сжатых сроков провидениях проверок и широкой географии их провидения смогут доказать приступную заинтересованность сотрудников министерства и дать им надлежащую уголовно правовую оценку.

Путем воспроизведения обстановки и обстоятельств проведения проверок было установлена невозможность, в том числе по техническим причинам, проведения проверок в такие сжатые строки. В этом убедились не только члены экспертно-апелляционного совета (орган обжалования действий Минприроды) но и детективы НАБУ.

Так вот, зная, что министерские слово сдержат, предприятиям пришлось согласиться на предлагаемые новые условия.

После того, как «Наблюдатель» направил официальный запрос в Минприроды относительно регулярного присутствия Паракуды в министерстве, коррупционеры зашевелились. А ввиду того, что на министра Семерака еще и открыто уголовное производство в НАБУ, а СМИ пристально наблюдает за чиновниками, Лукьянчук для получения указаний вынужден был встречаться со своим куратором вне стен ведомства.

После того, как «Наблюдатель» направил официальный запрос в Минприроды относительно регулярного присутствия Паракуды в министерстве, коррупционеры зашевелились. А ввиду того, что на министра Семерака еще и открыто уголовное производство в НАБУ, а СМИ пристально наблюдает за чиновниками, Лукьянчук для получения указаний вынужден был встречаться со своим куратором вне стен ведомства.

Наше издание продолжает свое расследование. Нами подготовлены и направлены запросы в ряд государственных органов и служб с целью в максимальном объеме собрать сведения, которые могут пролить свет на деятельность нового партнера Семерака — Олега Паракуды. В частности, хотелось бы узнать, как, занимая должность руководителя Киевского управления юстиции во времена правления Януковича, Олег Паракуда избежал увольнения по Закону Украины «Об очищении власти».

Что интересно, в связи с последним расследованием, проведенным Дмитрием Гнапом в 2015 году, Олег Паракуда активно начал «заметать следы». Выявленная журналистами подконтрольная юридическая фирма «Правовые технологии» переименована и отправлена на ликвидацию. Активно предпринимаются действия членами семьи Паракуды по выводу в непрозрачное владение многочисленных объектов недвижимости и элитного автопарка.

Уже непосредственно перед выходом этой статьи наш источник в министерстве сообщил, что в «команде Семерака» назревает раскол. До членов группировки, не особо приближенных к министру, начинает понемногу доходить, что в случае опасности сам министр найдет способы избежать ответственности, а вот кто-то из них все равно останется крайним и вынужден будет ответить за весь период псевдореформ.

По материалам: skelet-info.org