Стоило ли доверять получателям иностранных грантов функции «чистильщиков» государства?

647

1491978516_unnamedКогда после второго Майдана новая украинская власть начала формировать полустихийные и непонятно кому подчинявшиеся «добробаты» из всех желающих (включая неоднократно судимых), а потом начала приглашать на посты министров и губернаторов иностранных «профессионалов» (с сомнительным опытом), то это, мягко говоря, у многих вызвало огромное удивление. Но тогда власти удалось убедить общество, что защищать родину и проводить реформы больше некому, и мы должны быть лишь благодарны этим людям, взявшимся спасать Украину. И эти ошибки мы расхлебываем до сих пор.

Сегодня проявила себя еще одна ошибка украинской власти, совершенная её в пылу поспешных непродуманных реформ под диктовку кредиторов. Недавний скандал вокруг отказа украинских «антикоррупционных активистов» опубликовать собственные электронные декларации о доходах вызвал скептическое отношение ко всей нынешней антикоррупционной структуре, на вершине которой находятся активно работающие НАБУ и НАПК. Но под вопросом оказалась не только честность самих борцов со взяточниками и расхитителями…

«А нас за шо?!»

Собственно говоря, скандалов было несколько, и все они случились, один за другим, в марте нынешнего года. Во-первых, по итогам работы 2016-го года в адрес НАБУ (Национальное антикоррупционное бюро Украины) были выдвинуты обоснованные претензии относительно «продуктивности» их бурной деятельности. Полтысячи работников НАБУ с очень высокими зарплатами (в среднем 31 000 гривен) завели 256 уголовных дел, из которых довели до суда 41, было вынесено аж 9 приговоров – но в никого так и не посадили, обошлись штрафами. В ходе всего этого усилиями НАБУ в 2016 государству было возвращено 100 миллион украденных гривен и предотвращено хищений и убытков еще на 580 миллионов, однако большинство из них (480 миллионов) это единичный случай (деньги, получаемые по Киотскому протоколу). Недовольство работой НАБУ выразил даже МВФ!

В итоге появилось мнение, что резонансное дело Насирова было срочно запущено НАБУ для создания видимости своей работы. При этом, после транслированного по всем телеканалам шоу с его задержанием и доставкой в суд, дело вновь ушло «на дно».
В то же время содержание самого НАБУ для Украины обошлось в 500 миллионов гривен (в нынешнем эта цифра возрастет до 730 миллионов). Кроме того, в паре с НАБУ работает еще и три сотни сотрудников НАПК (Национальное агентство предотвращения коррупции), на содержание которых государство потратило еще полмиллиарда гривен (и потратит 605 миллионов в нынешнем году). А ведь им этого мало, и обе структуры лоббируют создание отдельного Антикоррупционного суд, на который наверняка запросят столько же!

Второй скандал - это неудачные выборы т.н. аудитора НАБУ, проваленные Верховной Радой. Тут между собою скрестили копья пропрезидентская коалиция (в которой уже давно нет 226 голосов), поддерживающая кандидату некого британского юриста Найджела Брауна, и правая оппозиция, лоббирующая американца Роберта Сторча - чью кандидатуру предложило посольство США. При этом в Минюсте США Сторч работал в департаменте защиты свидетелей и осведомителей, получив прозвище «смотрящий за стукачами». Интересную кандидатуру навязывает украинцам Госдеп! А главное, в любом случае выбирать придется между иностранцами.

Ну и третий скандал – это вышеупомянутый демарш лидеров украинских общественных антикоррупционных организаций («Центр противодействия коррупции», «Честно», «Transparency International Украина» и др.), которые в штыки встретили новый закон, обязывающий их публиковать и собственные декларации о доходах. Но самое удивительное, можно даже сказать поразительное, что этот закон в штыки встретили их западные грантодатели, в первую очередь Агентство США по международному развитию (USAID). Затем в атаку двинулась и политическая «крыша»: в посольствах США и Великобритании заявили, что данный закон это «серьезный шаг назад для Украины», а комиссар ЕС по политике соседства Йоханесс Ганн сказал что «электронные декларации должны быть направлены на борьбу с коррупцией в администрациях, а не противодействовать работе общественных организаций».

Как интересно у евробюрократов получается манипулировать словами! Значит, если декларацию требуют с государственного чиновника – то это профилактика коррупции, а если с получателя иностранных грантов – то это противодействие общественным организациям?! Вы удивитесь, но для Запада такой двойной стандарт уже давно норма, и не только в отношении Украины. Например, известный «международный филантроп», идеолог и основатель «Открытого общества» Джордж Сорос тщательно скрывает свои доходы и их источники. Он ворочает миллиардами – и никто не знает точно, как он их «зарабатывает».

Но что же на самом деле стоит за этой истерикой грандоедов и грантодателей? А на самом деле их волнует вовсе не раскрытие своих доходов (мы и так видим, что они люди не бедные), а сопротивление государственного механизма Украины, делающего последние попытки сберечь остатки своей независимости.

Вновь будет поздно

Давайте вспомним эпоху т.н. большой украинской приватизации времен президентства Леонида Кучмы. А точнее, что говорили о её «первых волнах» тогдашние СМИ: провластная пресса, заводские листки, первые телеканалы первых олигархов. Это был один сплошной поток хвалебных од «эффективным собственникам» и «заботливым хозяевам». Их буквально благодарили за то, что они соизволили приобрести убыточные предприятия (видимо, из милосердия), а потом превращали их (наверное, с помощью волшебной палочки) в прибыльные производства. Кланялись благодетелям в ножки за то, что те начали платить рабочим хоть какую-то зарплату и вносить в казну хоть какие-то налоги, «поднимать экономику державы». Вешали наивным гражданам лапшу на уши о том, что страна начинает жить по-новому, и скоро все ощутят на себе блага рыночной экономики.

Но прошло всего несколько лет, и украинцам начала открываться правда о той приватизации. О том, как предприятия специально банкротились, как их прибыль воровалась через коррупционные схемы, а затем их скупали за гроши, за 10-20% от реальной стоимости – после чего они начинали приносить своим владельцам миллиарды долларов, уходящих в оффшоры. О том, как комсомольские секретари и советские начальники, бывшие аферисты и даже уголовники становились олигархами – и, не удовлетворившись скупленными предприятиями, протягивали свои жадные руки к власти и государственному бюджету.

Какая тут связь с нашей темой, помимо самой коррупции? А такая, что нынешняя затея с НАБУ и НАПК сильно уж напоминает тогдашнюю эйфорию с приватизацией. Мы сейчас находимся на стадии «первой волны» и оголтелой пропаганды, восхваляющей мнимые достоинства данной затеи – и так будет продолжаться до тех пор, когда процесс не зайдет так далеко, что повернуть назад будет уже невозможно. О том, что «прихватизация» породила олигархию, украинцы поняли лишь тогда, когда Верховная Рада и Кабмин стали деловыми клубами мультимиллионеров.

И лишь потом пропаганда ослабится, появятся независимые оппозиционные мнения (будем на это надеется), и украинцам вновь откроют глаза – теперь уже на нынешнюю «антикоррупционную систему». И украинцы вновь схватятся за головы и застонут «что ж мы натворили», да только уже будет поздно, вновь поздно. Но какие же последствия она нам готовит? Очередной разгул ещё более изощренной коррупции? Нет, смотреть на проблему нужно шире. Превращение НАБУ в орудие политического террора? Вот уже теплее! Теперь давайте обратим внимание на то, в чьих руках находится это орудие - ведь не зря же НАБУ называют «детищем ФБР и Госдепа».

Контроль западных фондов и структур за антикорупционными органами и общественными организациями Украины формирует систему её внешнего управления. И не косвенного, как сейчас, а самого прямого!
Давайте посмотрим, какими функциями и правами наделены украинские антикоррупционные структуры и организации. Они могут не только «кошмарить» проверками и привлекать к ответственности действующих чиновников, но и участвовать в кадровом отборе кандидатов. То есть могут лишить своего кресла почти любого, а остальных выставить перед избирателями ворами и лицемерами. А затем точно также могут отсеивать все кандидатуры на освободившуюся должность, продвигая на него своего человека. Прекрасный механизм для расстановки повсюду своих людей! Неудивительно, что за контроль над НАБУ бьются партии власти и оппозиция. Однако в том-то и проблема, что все рычаги этого контроля уже находятся у западных «грантодателей».

Кроме того, «антикоррупционеры» имеют еще один, самый непосредственный рычаг воздействия на украинскую политику: они участвуют в контроле финансирования украинских политических партий из госбюджета. То есть могут просто заблокировать такую помощь любой из них. Для крупных олигархических партий это небольшая беда (всего лишь лишние расходы их владельцев), а вот для начинающих и небогатых – просто катастрофа. Ведь так можно запросто лишить финансирования и просто лишить возможности участия в выборах, скажем, партии, выступающие против внешнего управления Украиной. Или левые партии, выступающие против губительных «реформ» под диктовку западных институтов (если такие партии появятся).

Что ж, до сих пор Запад (в первую очередь США) имели влияние на Украину через своих политиков, которым они помогали придти к власти. Это было не очень надежно: то власть некстати поменяется, то прежде лояльный политик начинает проявлять упертость. А главное, что от этих ненадежных политиков зависела дальнейшая расстановка своих людей на высших и средних уровнях. Однако нынешняя «антикоррупционная система» позволит Госдепу решать кадровые вопросы в Украине в обход президента, премьера и лидеров правящей коалиции. Достаточно сделать эту систему максимально независимой от украинской власти и наделить её полномочиями «борьбы с коррупцией» на всех уровнях украинской власти.

Со стороны это будет выглядеть так же идеально, как и украинская приватизация в «сферическом вакууме» официальной пропаганды: смотрите, завод работает, трубы дымят, продукция отгружается, ура новому собственнику! А в данном случае можно будет петь оды «неподкупным борцам с коррупцией», не связанных отношениями с кланами украинской элиты. Но в реальности, если все рычаги контроля за антикоррупционной системой будут находиться в руках иностранцев, то она превратится в кнут, которым западные грантодатели будут оптом контролировать всю систему власти и управления в Украине, сверху донизу.

Нам будет казаться, что «антикоррупционеры» невероятно честные и смелые люди, потому что они будут заводить дела на ближайшее окружение главы державы (а может и на Самого!), но на самом деле они их руками иностранные кукловоды будут «ставить на место» руководство Украины. Собственно говоря, это уже началось!

По материалам: from-ua.com