Какая судьба ждет предприятия Донбасса?
Совсем немного времени прошло с момента официального введения блокады решением СНБО, однако вредоносных последствий уже успело накопиться очень много. В НБУ уже подсчитали, что валютная выручка от экспорта металлопродукции сократится на 1,3 млрд. долларов. Кроме того Украине придется импортировать уголь, что опустошит бюджет еще на 1 млрд. долларов. Рост ВВП сократится на 1-2%. Не стоит забывать и о девальвации гривны, которая в совокупности с блокадой приведет к курсу доллара в 32 гривны за 1 доллар. Еще одним последствием блокады стал очередной перенос Международным валютным фондом валютного транша в размере 1 млрд. долларов.
Правительство заверяет, что блокада будет прекращена, как только захваченные предприятия вернут украинским владельцам. Однако совершенно никаких действий для того, чтобы защищать национальные интересы ни президент, ни правительство не предпринимают. Мало того – никак не защищены и интересы зарубежных инвесторов, что подрывают инвестиционный климат во всей Украине. Так, например, самопровозглашенные республики захватили десятки промышленных активов, принадлежащих и представителям иностранного капитала. Эксперты уверены, что власти следует срочно разработать и приступить к выполнению программы по сохранению украинских предприятий на Донбассе.
Некоторые эксперты высказывают мнение о том, что в ДНР и ЛНР не смогут правильно распорядиться такими серьезными промышленными активами и их обещания переориентировать эти предприятия на российский рынок реализовать не получится. С одной стороны в этом есть доля правды – так до сих пор большинство из национализированных предприятий в ОРДЛО в большей степени были завязаны экономически на другие предприятия, находящиеся на подконтрольных территориях. К примеру, на металлургические комбинаты поставлялось железорудное сырье из Полтавской и Днепровской областей. Конечно, можно начать завоз сырья с территории России, но там источники добычи достаточно отдалены и ввиду расстояния вырастут транспортные расходы. Кроме того российские предприятия и сами закупают это сырье и вряд ли захотят отдавать его еще кому-то.
Аналогичная ситуация и с углем. Никаких проблем с антрацитом у России не было, тем более дефицита. А вот руководители ОРДЛО планируют организовать поставки в Россию объемом до 6 млн. тонн в год. Если даже в России начнут закрывать шахты, то угля все равно останется слишком много, чтобы еще и закупать его в ЛНДР. Сложной ситуацией является и бюрократический вопрос, а именно юридический статус продукции. Продукцию с ЛДНР будет очень сложно продать на внешнем рынке. Очевидно, что российские предприятия ввиду санкций не захотят брать на себя обузу в виде работы с неподконтрольными территориями. Что касается металлургической отрасли, то эти предприятия в ОРДЛО в основном работают с привлечением западного капитала с продажей акций на международных биржах. И крайне непросто будет с ними работать и избежать серьезных судов, притом, что даже Российская Федерация официально не признает статус оккупированных территорий.
В России состоялось заседание Союза промышленников и предпринимателей, где руководители крупнейших «Металлоинвеста» и «Северстали» отвергли возможность поставок сырья на металлургические комбинаты в ОРДЛО даже несмотря на то, что такие поставки были бы более выгодны, чем продажа сырья в Китай. К тому же и «Металлоинвест» и «Северсталь» серьезно зависят от внешних рынков и ни в коем случае не захотят принимать риски введения санкций. Даже если их сырье и будет поставляться, то это будет делаться через подставные компании.
Несмотря на то, что российский бизнес старается отстраниться от предприятий в ОРДЛО, это не значит, что эти предприятия будут ожидать возвращения в Украину в целости и сохранности. Некоторые эксперты уверены, что под прикрытием спокойствия эти предприятия обязательно начнут грабить. И речь идет не только о вывозе продукции. Как известно, уголь с Донбасса вывозится в Россию не первый год. Возможно уголь и металлургическая продукция по бросовым ценам не будут куда-то перепродаваться, а будут использоваться в России для того, чтобы в целом снизить затраты на поддержку самопровозглашенных республик. Но те предприятия, которые не получится интегрировать в российскую экономику, скорее всего, распилят на металл. Так ряд предприятий уже успели порезать, пока в основном в Луганской области.
Не имея возможности оказывать серьезное противодействие разграблению промышленности Донбасса, власти необходимо хотя бы начать мониторить ситуацию с этими предприятиями. Нужно не только контролировать, но и препятствовать кооперации с предприятиями России – не давать им возможность получать краденое с неподконтрольных территорий и вести бизнес любыми путями, в том числе и международными. Эксперты уверены, что представители российского бизнеса, желающие начать хозяйственные отношения с предприятия ЛДНР, должны понимать, что покупка краденого угля фактически является преступлением, следовательно, легализация доходов, полученная незаконным путем за пределами России, столкнется с международными санкциями, а также судебными исками от Украины. Это может потянуть за собой серьезные последствия для российского бизнеса. Таким образом, можно отпугнуть потенциальных пособников грабителей. Можно вести борьбу не только военными методами, но прежде всего в юридической плоскости и вызывать к мировому сообществу. Подобную позицию одобряют и в Министерстве юстиции – там советуют частному бизнесу уже начать отрабатывать обращения с исками в международные суды, где можно добиться ответственности от России как главного спонсора ЛНДР. Так, например, в ДТЭК уже собираются выставить счет России, ведь с 15 марта ДТЭК утратило более десятка предприятий. Компания планирует также проводить мониторинг складов захваченных предприятий, где осталось примерно полмиллиона тонн угля. Выяснить происхождение сырья можно путем анализа и экспертизы по химическому составу. Можно узнать, в каком месторождении добывались уголь и руда, и отследить путь продукции с украденных предприятий.
Действия ОРДЛО по «национализации» стали серьезным вызовом, с которым пришлось столкнуться украинской власти. И президент, и премьер неоднократно заявляли о том, что на Донбассе работают украинские предприятия, но нужно доказать что они украинские и что государство действительно держится за них, предпринимая максимум усилий для сохранения имущества и недр на неподконтрольных территориях.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org