Судьба Мариуполя. «Ничей» город
Спустя полтора года после начала трагических событий на Донбассе одним из населенных пунктов с самой неопределенной судьбой остается Мариуполь – город, с которого все начиналось, и город, который ныне завис в пугающей неопределенности. Этот город сегодня с легкостью можно назвать ничьим. И такая же неопределенность у его жителей, которые вроде бы и не испытали того ужаса, который пришлось пережить жителям других городов Донецкой и Луганской областей, но все же живут не зная того, что с ними будет завтра. И кстати, нужно сказать, что тех трагических событий, произошедших в Мариуполе тоже достаточно для того, чтобы навсегда искалечить чьи-то судьбы.
Мариуполь оказался одним из первых городов в обойме противостояния. Так жителям города навсегда запомнятся события 9 мая, когда на улицах города происходил расстрел протестантов и мариупольских милиционеров. Это событие наложило серьезный отпечаток на сознание жителей города, и до января 2015 года считалось самым кровавым с момента окончания Второй мировой войны. Год назад Мариуполь потряс очередной ужас – кровавая провокация, жертвами которой снова стали местные жители. В эти дни горожане отмечают год со времени тех трагических событий и вспоминают то, что происходит с ними, начиная с весны 2014-го. Местные группы в социальных сетях, как одной, так и другой идеологии составляют свою хронологию событий. Естественно, что они отличаются между собой самым коренным образом, отмечает информационный портал job-sbu.org.
Мариуполь на границе АТО. Между миром и войной
На карте противостояний Мариуполю досталась особенная роль. В самом начале он мог запросто перестать быть украинским городом, но Киев постарался этого не допустить. Пусть и любой ценой, но населенный пункт удалось удержать в Украине. На сегодняшний день он является территорией неподконтрольной противнику, хоть и расположен в непосредственной близости от линии разграничения. Здесь действуют украинские законы, размещается украинская армия, ходит украинская валюта. Если бы не следы разрушений, которые до сих пор дают знать о себе в одном из микрорайонов города, мало что говорило бы о войне и о том, что за несколько десятков километров рвутся снаряды, и гибнут люди. Впрочем, об этом напоминает непривычное в прошлом количество военных и людей, разговаривающих на украинском языке. Это для донбасского города, пожалуй, было самым непривычным явлением, особенно в первое время.
Как уже говорилось выше, город принадлежит Украине. Противник уже не предъявляет своих претензий на Мариуполь, по крайней мере, сейчас, пока продолжается установленный минскими договоренностями режим перемирия. В то же время жители города имеют разные политические взгляды и по-разному смотрят на происходящие вокруг события. Так, одна часть жителей поддерживает украинское руководство, приняв эту сторону изначально, либо перейдя на нее в последнее время. Другие же горожане с самого начала конфликта выступали за отделение, и продолжают придерживаться такой точки зрения и сегодня. Правда, с учетом особых обстоятельств афишировать свою точку зрения последние не предпочитают, поскольку уверены, что это может обернуться для них не самым лучшим образом. Такое крамольное мнение украинские активисты называют «нарывом ДНР».
Кто агрессор?
Интересно, что новая власть Мариуполя вызывает у Киева некоторое опасение. Проблема для украинского руководства заключается в некоторой неопределенности нового руководства города, которое упорно не желает признавать некоторые идеологические аспекты. Например, очередная сессия мариупольского городского совета снова разразилась политическим скандалом местного уровня. Депутаты с украинской позицией в очередной раз принесли на сессию плакаты с требованием признать Россию страной агрессоров. Но уже не впервые их попытки оказались безуспешными – власти Мариуполя по-прежнему отказывается выполнять вышестоящие решения Киева по этому вопросу.
Такое положение дел говорит о неоднозначной позиции мариупольцев по вопросу: «а кто же агрессор?». Это в свою очередь, создает опасный прецедент для возгорания в городе очередного очага народного бунта, и возникновения подпольных пропагандистских и даже боевых организаций. Такой не радужной перспективы всерьез опасаются представители местных украинских патриотических течений.
Придерживаются подобных опасений политики и эксперты из центральной Украины, преимущественно из числа тех, кто выступает против изменений в Конституцию и придания Донбассу особого статуса. По их мнению, Мариуполь может оказаться потенциально опасным местом проявления подрывной деятельности противника. Тем не менее, повлиять на местные власти в Киеве пока не могут или не решаются, ведь сегодня за регионом как никогда наблюдают европейские гаранты сохранения мира.
Спор об особом статусе
Спор о придании отдельным регионам Донбасса особого статуса сегодня снова очень жарок. И это разногласие вовсе не случайно, ведь соглашение об особом статусе предусматривает и то, что в зону его действия могут войти даже те территории, которые на данный момент находятся в составе Украины. В том числе получить особый статус может и сам Мариуполь. Фактически ультраправые и радикальные движения уже сегодня называют принятие закона об особом статусе сдачей Мариуполя противнику. Это же стало главным камнем преткновения и летом прошлого года, в результате чего эпопея с внесением изменений в Конституцию Украины закончилась взрывом гранаты под стенами Верховной Рады и гибелью трех нацгвардейцев.
Чем закончится новый спор для Киева неизвестно, а вот для Мариуполя он может закончиться либо приобретением долгожданной независимости, либо приходом в город большой войны, вернее попаданием города в зону боевых действий. По мнению части местных жителей, первый вариант был бы лучшим из всех возможных, однако вероятность варианта №2 ничуть не меньше. Между тем, войны здесь хотели бы меньше всего, как те, кто видит Мариуполь украинским, так и те, кто предпочел бы выхождение города состава Украины, либо его вхождения в состав автономии.
Война как способ заработка
А пока город живет мирной жизнью, чиновничий аппарат в своих славных традициях, продолжает заниматься растаскиванием бюджетных средств. Причем речь идет не только о местной власти, которая продолжает работать в духе старых славных времен, а о центре, который также инерционно двигается по дорожкам, проторенным еще Леонидом Кучмой и компанией.
На одной только прошлогодней трагедии чиновники смогли заработать немалые суммы, о чем говорит странное увеличение сметы расходов на восстановление последствий обстрела. Так, по информации издания «112» работы по восстановлению длились в течение года, при этом государством было выделено около ста миллионов гривен. Интересно, что сумма равно в десять раз выше той, которая была озвучена первоначально. Сами мариупольцы просто уверены, что власть в очередной раз нажилась на человеческих проблемах. С этой точки зрения, чего-то лучшего не ждут и от автономии, сомневаясь в том, что картина может измениться кардинальным образом.
Пока же жители города остаются в неведении, вновь вспоминая пережитые события, пытаются налаживать жизнь и надеются на то, что война в каких бы то ни было свои проявлениях так и не доберется до их города.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org