Как московские «двигают» донецких
Вероятных мотивов убийства «авторитета» Михаила Ляшко, человека близкого к Ринату Ахметову, и известного более, как Мишаня Косой (говорят, покойный жутко не любил, когда его называли по прозвищу — требовал уважительного «Михал Михалыч») на самом деле два. Между собой они тесно связаны и не обязательно противоречат друг другу. Политика или бизнес, а скорее и то, и другое.
Что же касается авторов-исполнителей — не важно, чьими руками, но ликвидация Ляшко в Гурзуфе 22 декабря была, скорее всего, совместным решением ФСБ и «правительства» так называемой ДНР.
На эту версию наводит абсолютное молчание в СМИ «ДНР»: они уделили персоне усопшего ноль внимания, хотя его называют едва ли не главным финансистом «республики». «Авторитет» поддерживал стремление «донецких новороссов» самоопределиться просто потому, что ситуация серой зоны приумножала его капиталы. Сегодняшний Донбасс, не подконтрольный правительству Украины — это настоящий клондайк для «косых», где даже нищие нахалы могут стать миллионерами.
Вот «казака» Дремова, о котором мы писали недавно — к примеру, завалили те же ФСБшные ребята и тоже по заказу «республики» (в том случае это была «ЛНР»), но официальные спикеры фейкового «правительства» ради сохранения мины по крайней мере выразили соболезнования — продемонстрировали, так сказать, озабоченность. Здесь же – трагедия, как говорится, оборвала жизнь видного, и еще молодого (59-летнего) жителя Донецка, который был легендой 90-х и, как принято говорить в Донецке – до последнего вздоха оставался патриотом родного края. И – тишина…
Воспоминания
Исправим эту ошибку фрагментами лирических воспоминаний, которые удалось собрать, опросив людей, лично знавших покойного.
*Он мог, но не захотел стать нардепом – когда нардепами от ПР становились все друзья Семьи – от секретарш до водителей, удовлетворившись скромным депутатством в райсовете. Михаил Ляшко предпочитал оставаться в тени.
*Во время выездов его окружали три кольца охраны, хотя сам покойный признавал, что она на*** никому не нужна (не спасет), а скорее – понты.
*Его считали блатным, но не слишком-то уважали в блатном мире, потому, что прежде всего он был барыга, главным «понятием» которого было понятие силы.
*Михаил Ляшко оставался чуть ли не единственным донетчанином, сохранившим в манерах стиль малиновых пиджаков. 90-е в его образе жизни оставались в неприкосновенности в 21 веке.
«В 96-97 году, когда только-только появились сотовые телефоны, мы заехали на склад с левой водкой, — вспоминает бывший сотрудник УБОПа, — Забираю телефон у директора, начинаем описывать – звонок: «Мне Сергея». «Сергей вышел». Отбиваю. Несколько звонков, а голос знакомый, не могу понять – чей. «Для тупых повторяю: Сергей вышел». «Слышь ты, ***ло, ты знаешь — с кем разговариваешь? Я Михал Михалыч». Я тоже представился. «У нас проблемы?». «Да». Через полчаса мой начальник Белозуб Игорь Дмитриевич (уже умерший) приказал нам покинуть склад. Ляшко в Донецке был, можно сказать – всесилен. Единственный, против кого не прыгнул бы — это Ринат. У него был личный боевой отряд, как и у Гиви (Немсадзе). И большие связи в милицейских кругах. Костя Пожидаев (до ноября 2014-го был начальником милиции Донецкой области) стоял перед ним по стойке смирно».
«Моего товарища обидели в 2013-ом, — рассказывает предприниматель. - Обидел риелтор, который взял деньги на покупку квартиры, а потом послал, сославшись на Косого — мол: «Ты знаешь с кем я работаю?». Я набрал по телефону Косого, которого знал с начала 90-х. «Пускай знакомый завтра в 11 подъедет на «Третий рим» — это казино Ляшко в самом центре Донецка. Подъезжает на завтра товарищ. «Я к Михал Михалычу». «Пойдем». У него там кабинет был. Заводят. Ляшко выслушал его рассказ. «Ага, ну обожди». Заводят этого цуцика, который кинул на бабки. «Этот? Так как он сказал?». Тот повторил дословно. «Сколько должен?». Ляшко приказал вернуть сумму, которую взяли у товарища. «А теперь ты, **ка, работаешь со мной», — это риелтору. Работать с Косым означало – работать под его «крышей» и отдавать за это до 70% прибыли. Моему товарищу Ляшко на прощанье посоветовал в следующий раз обращаться к нему напрямую».
«Летом 2014, примерно в начале августа, мы стояли в Песках, — рассказывает бывший командир подразделения в полку «Днепр-1». - Звонок от Березы: «Привет, там сруб моего товарища – недалеко от вас, сохрани его, поставь людей. чтобы охраняли». «Как? У меня людей и так не хватает, какая еще охрана?». «Там один уважаемый, хороший человек». В итоге мы встретились с представителем «хорошего человека» на блокпосту Республика Мост. «Можно, я привезу людей, чтобы хотя бы пленкой позатягивали выбитые окна?». «А чей дом?». «Михал Михалыча». «Косого, что ли?» «Не Косого, а Михал Михалыча Ляшко». Окна они пленкой позатягивали, но от мины это не спасло. В сруб попала мина и он сгорел».
Бизнес
Возможно, заказчику убийства надоело, что Михаил Ляшко больше всех зарабатывает в «ДНР». Подтверждением этой гипотезы служит тот факт, что шакалы из «силовых органов ДНР» налетели на фабрику подпольного табака «Хамадей» буквально в день убийства. Образно говоря, еще не успело остыть тело, а люди в камуфляже с пулеметами уже хозяйничали на табачном производстве покойного – этот налет не ускользнул от внимания жителей Пролетарского района Донецка.
На первый взгляд – убийство могло быть выгодно партнерам. Ведь Ляшко — владелец долей крупных активов и мог теоретически стать жертвой собственных компаньонов. Вот, говорят, и фабрика «Хамадей» имеет отношение не только к Ляшко, но и, например, к его партнеру по конфетному и торговому бизнесам – Борису Колесникову. Может, убийство выгодно дольщикам? Однако, из стана «регионалов» не слышатся залпы фейерверков, которые могли бы указать на справедливость данного предположения.
Главный бизнес Ляшко был чисто криминальным. Ляшко отправлял из «ДНР» в Украину контрафактную водку и поддельные сигареты, крышевал контрабанду в целом, вывозил металлолом из «ДНР», организовывал финансовое сопровождение транзакций «ДНР», курировал наркоторговлю. Как говорят в криминальном мире: «Михал Михалыч держал воровское, к «белому» бизнесу Ахметова и Колесникова отношения не имел».
Широко известно, что его табачная фабрика снабжала поддельными сигаретами Украину и пол-Европы. И прошлой осенью, когда СБУ тормознуло несколько фур с поддельным «Мальборо» из Донецка, выяснилось, что их сопровождение – не только на территории Украины, но и на территории Донецка обеспечивал комбат «Днепра-1» Юрий Береза. Пока одни воевали на Песках, березовские джипы заходили в город с другой стороны, не опасаясь местного «ополчения», и брали под охрану фуры «Михал Михалыча».
Что касается алкоголя, ему приписывают водочное производство «Олимп», хотя формально в состав учредителей Ляшко не входил и на предприятии божатся, что не имеют с «Косым» ничего общего. К слову — точно так же теперь могут храбро открещиваться от связи с Ляшко и в сети магазинов «Обжора», в ТЦ «Донецк-сити» и ТЦ «Маяк», где тоже фамилия Ляшко не фигурирует в документах. Хотя от «дани», которую приходится платить «смотрящим», это не спасет.
Именно Михаила Ляшко, по слухам из ПР, сделали «смотрящим за всей водкой Украины» при Януковиче – вот откуда это прозвище: водочный король. Производители донецкой водки скрывают то, что в Донецке является секретом Полишинеля: на оккупированной территории тайно продолжают разливать водку. А чтобы она могла продаваться на территории Украины – был нужен Ляшко с его связями в украинском истеблишменте.
И снова трудно понять (на первый взгляд) зачем «ДНРовцам» убивать курицу, которая несет золотые яйца? Ведь Ляшко своими сумасшедшими прибылями с «Хамадея» и прочим криминальным наваром делился с «молодой республикой» (было даже уголовное дело заведено СБУ о финасировании терроризма, да только очень скоро заглохло)?
Один из сторонников версии «чисто бизнес» привел в пример сеть «Простор», владелец которой зарегистрировался в «ДНР», платил налоги «республике», а потом – бац, и… изъят товар на сумму в 7 млн. грн., хозяин исчез в неизвестном направлении. Возможно, позже отыщется в подвалах местного НКВД. Чего не скажешь о Ляшко.
Возможно, кто-то из «новых донецких» подумал: а зачем нам подачки от Ляшко (по информации СБУ — Ляшко отдавал на «нужды молодой республики» 30% криминальных доходов), если мы можем получать все, пусть это будет теперь наш карман – тот, из которого с нами делятся.
Так же сторонники «чистой бизнес-версии» допускают, что имело место убийство русскими уголовниками, которые ведут борьбу за сферы влияния в Крыму, но… В этом случае была бы иная картина в информационном поле. Не смогла «власть ДНР» выдержать приличествующей моменту траурной паузы перед тем, как приступить к «грабежу награбленного»… Не смогла, приличия ради, хотя бы поблагодарить покойного за вклад в «дело республики» скромным некрологом.
«То, как убили Косого: три хлопка и куча охраны – это могли осуществить только спецслужбы. У всех воров в Рашке судьба одинаковая. Поэтому молодые воры в законе едут за границу, подальше от гэбни», — рассуждает на ту тему один и последних донецких блатных.
Политика
Ляшко не удовлетворялся бизнес-влиянием и начал вмешиваться в политику – об этом говорят источники в «ДНР». Подобное поведение не могло понравиться не только «новым донецким», но и московским кураторам, считающим себя главными и единственными игроками на донецком поле.
Заодно ФСБ показало и «хозяину Донбасса» Ахметову — где его место. Увы – для Ахметова, его звездный час прошел с тех пор, когда на его вотчину (в Донецк) ступила нога первого оккупанта из славянского обоза Гиркина. Тогда, в июле 2014-го, русские моментально начали отодвигать ахметовских от управления. А сегодня без согласования с Москвой в Донецке ни один вчерашний «большой деятель» даже не пукнет.
Впрочем, нынешние – Захарченко («Глава республики») с Мартыновым (действующий «народный мэр Донецка») до недавнего времени были полностью подконтрольны Ринату Леонидовичу. Было даже ощущение, что донецкая мафия обыграла русских на своем поле.
Убийство Ляшко показывает, что что-то изменилось. А таким, как Захарченко с Мартыновым самим, чтобы выжить, надо держат нос по ветру. Подобные им всегда присягают на верность более сильному. И наверняка они понимают, что первое слово, как и последнее теперь не за «дорогим Ринатом Леонидовичем».
Казалось бы, стратегически линия «ДНР», указанная из Москвы (вталкивание «республик» в украинское поле) не противоречит представлениям Косого. В отличии от того же Дремова, «авторитет» не был фантазером, не грезил о независимой «Новороссии» и отлично понимал, что возврат территорий под украинскую юридикцию может быть исключительно формальным, а по факту — территория надолго останется серой зоной.
И однако – вот еще «звоночек»: по радио «Республика» тотчас же после убийства передали о внесенном на рассмотрение законопроекте об урегулировании на рынке спиртного и табака. Точно так же совсем недавно в «республике» началось наступление на бизнес другого «рыга-семейника», имеющего политические виды. Некая «временная комиссия Народного Совета ДНР» выдала расследование «мошеннических действий предпринимателя Сергея Курченко на территории «Донецкой республики». Курченко, дескать, взял под контроль топливный сектор, наложил лапу на поставки российского газа в Донбасс и устроил искусственный кризис, стремясь добиться повышения цены на газ.
Эти шаги демонстрируют желание представителей «новой власти» порвать старые схемы. А общей проблемой устраненных ранее полевых командиров Мозгового и Дремова с убиенным «кошельком республики» (Ляшко) было стремление иметь самостоятельную позицию.
Из Киева может показаться, что в Донецке все еще существует бандитский беспредел, но сегодня самые беспредельные процессы в «ДНР» управляемы. В марионеточной республике всех построили и заставили ходить по струнке. И, похоже, теперь в Кремле решили русифицировать все, что дает деньги в Донецке, и одновременно – пресечь даже мысль о возможности влиять на процессы в «республике». Абсолютное ручной Донецк возможен только в одном случае: если Москве удастся полностью отодвинуть «старых донецких».
Большинство экспертов сходятся во мнении, что убийство Ляшко – удар по ахметовскому ханству, красная лампочка для самого Ахметова, и удар по «старым элитам», которые бы хотели вернуться на белом коне. А многие даже вернулись, но не чувствуют себя уверенно, как раньше.
А пока поставка гуманитарной помощи дает Ахметову достаточно высокий рейтинг среди населения Донецка и славу чуть ли не спасителя жителей на оккупированной территории. Не нравится в Москве этот высокий рейтинг. Как не нравится и уверенность, высказанная недавно «Оппоблоком» — о том, что в случае проведения местных выборов по украинским законам старые донецкие вернут себе власть (на что, кстати, имеют все шансы). Ведь московские марионетки уже создают в Донецке некие свои фейковые политические структуры.
В любом случае, убийство Ляшко – начало нового передела сфер влияния как в бизнесе, так и в политике региона, а эпоха могущества «донецких элит» уходит в прошлое.
По материалам: ord-ua.com