Местные выборы: вместо открытых списков — запутанная мажоритарка и диктат партийных вождей
Рада перечеркнула надежды на обещанные выборы по открытым спискам, которые минимизирует партийную коррупцию и создают условия для отбора честных местных политиков. Прогрессивный закон провалили «Батькивщина», Блок Петра Порошенко и экс-«регионалы». Почему так случилось и как выбирать местные советы на выборах 25 октября?
Депутаты приняли соответствующий закон в первом чтении, но дальше возможны разве что косметические изменения...
Какая система действует сейчас и почему она плоха?
Нынешняя система местных выборов введена в 2010 году после прихода к власти Януковича.
Депутаты сельских и поселковых советов избираются по одномандатным мажоритарным округам от каждого округа — один депутат. Им становится тот, кто занял первое место на выборах, опередив конкурента хотя бы на один голос. Так же избираются сельские, поселковые и городские председатели, только для них округом является все село, поселок или город.
Депутаты городских, районных и областных советов избираются по смешанной системе. Половина совета формируется так же по мажоритарной системе. Другая половина — по пропорциональной системе: мандаты пропорционально полученным голосам избирателей делят списки кандидатов от политических партий, которые получили более 3% голосов.
ПАРТИИ ПРОДАЮТ МЕСТА В ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ СПИСКА
Первый недостаток пропорциональной части заключается в том, что партийные списки «закрыты», то есть партия сама решает, кто из кандидатов будет стоять первым в очереди на мандат, кто — вторым и т.д. Партии продают места в верхней части списка, а также расставляют партийных функционеров на собственный вкус.
Избиратели могут голосовать только за весь список партии. И таким образом автоматически вместе с привлекательными лицами, которые партия рекламирует во время кампании, проводятся в совет коррупционеры и малоизвестные и не самостоятельные партийные функционеры.
Не меньшее недостатков и в мажоритарной составляющей, поскольку она больше всего подвержена фальсификациям и подкупу избирателей.
Мажоритарные выборы из соревнования программ и профессиональных способностей кандидатов превращаются в конкурс раздачи денег, подарков и услуг. Кроме того, гораздо больше шансов в одномандатном округе имеет тот кандидат, которого поддерживает власть или местные магнаты.
МАЖОРИТАРНЫЕ ВЫБОРЫ ПРЕВРАЩАЮТСЯ НА КОНКУРС ПО РАЗДАЧЕ ДЕНЕГ, ПОДАРКОВ И УСЛУГ
Итак, закрытые списки коррумпируют партии, мажоритарка коррумпирует избирателей, а смешанная система вместе наполняет коррупционерами представительную власть и не дает людям реальной возможности ее обновить.
Что предусматривал «правильный» законопроект (№ 2831-2)
Все украинские политики хорошо осознают вышеописанные проблемы. Именно поэтому новая коалиция пообещала изменить избирательную систему на выборах как в парламент, так и в местные советы. В небольших населенных пунктах, где нет мощных партийных структур (в селах и поселках), должны были оставить мажоритарную систему, а в районах, городах и областях ввести пропорциональную систему с открытыми списками.
Ее суть в том, что избиратель имеет возможность выбирать, кого конкретно из списка партии он хочет поддержать. Мажоритарных округов на этом уровне уже не было. Таким образом, покупка «проходных мест» стала бы невозможной, как и покупка округов.
Такая система, безусловно, выгодна избирателям, поскольку дает возможность реального выбора. Также она выгодна честным кандидатам, которые становятся более независимыми от партийной верхушки, и партийным активистам, поскольку партии станут более развитыми и демократическими.
В то же время она не выгодна партийным вождям, действующей местной власти и кандидатам-коррупционерам.
ПРИ «ОТКРЫТЫХ СПИСКАХ» ПАРТИИ СТАНУТ БОЛЕЕ РАЗВИТЫМИ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИМИ
Поэтому неудивительно, что в среде коалиции параллельно с разработкой нового законопроекта о местных выборах происходил его негласный саботаж.
Общественные активисты, ответственная часть нардепов и лучшие специалисты по избирательному праву сделали отчаянную попытку честно выполнить коалиционное соглашение и дать Украине принципиально новый избирательный закон. Но бой проиграли.
Председатель Верховной Рады Владимир Гройсман создал рабочую группу в составе экспертов и депутатов. Группа разработала законопроект с современной системой выборов по открытым спискам, подобной модели, используемой в Польше. Назовем его «правильным», он зарегистрирован под № 2831-2 авторства Андрея Парубия, Александра Черненко, Натальи Веселовой, Светланы Залищук, Леонида Емца и других депутатов (всего 18 соавторов).
Краткое изложение проекта:
Открытые партийные списки на выборах депутатов областных советов, а также городских советов в городах, где более 90 000 избирателей. Избиратель может свободно выбрать кандидата из партийного списка. Партии делят места в совете пропорционально полученных голосов. Кандидаты из списка, которые получили больше всего голосов избирателей, становятся депутатами.
Гендерные квоты. Женщиной (мужчиной) должен быть не менее, как каждый третий кандидат в списке.
В сельских, поселковых, районных советах и городах с количеством избирателей до 90 000 — многомандатная мажоритарная система. В каждом округе избираются несколько кандидатов, которые заняли от 2 до 4 первых мест (независимо от того, из одной они партии или из разных).
Сокращение числа депутатов в советах (примерно на 30%).
Прозрачная система финансирования избирательной кампании и ограничение политической рекламы.
Выборы мэров городов с населением более 90 000 жителей проходят в два тура. Чтобы победить в первом туре, лидер должен получить 50% голосов или опередить ближайшего оппонента не менее, чем на 20%.
Чтобы не допустить столь коренных изменений, в Раду были внесены еще три законопроекта. Их авторы в итоге объединились вокруг «гнилого» проекта (№ 2831-3), который неофициально связывают с представителем Президента в Верховной Раде Русланом Князевичем, а официальным авторами являются группа депутатов во главе с Вадимом Денисенко и Игорем Поповым.
Во время голосования «правильный» законопроект получил лишь 182 голоса — его провалили совместными усилиями «Батькивщина», большинство Блока Петра Порошенко и бывшие регионалы. Вот итоги голосования,которые ясно показывают, кто персонально несет ответственность за провал «открытых списков».
После этого, чтобы не допустить худшего — сохранения нынешней системы, коалиция проголосовала в первом чтении за «гнилой» проект (№ 2831-3). Поскольку в его основу положена совсем другая избирательная модель, ко второму чтению депутаты могут внести в проект разве что косметические изменения.
Основные положения «гнилого» законопроекта о местных выборах. По какому закону будут выбирать местные советы 25 октября?
В сельских и поселковых советах сохраняется нынешняя мажоритарная система выборов. Она распространяется и на выборы советов объединенных общин в сельской местности.
Областные, городские и районные советы будут избираться формально на пропорциональной системе, которая, однако, очень напоминает мажоритарную.
Территорию поделят на столько округов, сколько депутатов будут избирать в совет. Выдвигают кандидатов партии или блоки. Каждая партия или блок может выдвинуть на округ не более 2 кандидатов. Избиратель голосует за определенную партию. Если ее кандидат в округе один, он автоматически голосует и за этого кандидата, если двое — может выбирать одного из двух. Голос за кандидата считается, как голос за партию.
Затем суммируются голоса по всем округам и определяется, какая партия или блок преодолели избирательный барьер. Если партия или блок преодолел барьер, то дальше депутатами от этой силы становятся кандидаты, которые набрали больше всего голосов в округах.
Но могут быть и курьезы. Например, кандидат набрал в округе условные 80%, но его партия не преодолела барьер, тогда он не становится депутатом. Или ни один из кандидатов, за которого голосовали избиратели в округе, так и не станет депутатом.
Мандаты делятся между партиями, которые получили более 5% голосов, и блоками, которые получили более 7% голосов.
Избранными считаются кандидаты, которые получат больше голосов по сравнению с другими кандидатами от той же партии.
Выборы мэров городов с количеством избирателей до 90 000 проходят в один тур, мэров больших городов — в два тура (если только кандидат не получил в первом туре 50% и больше голосов).
Избирательные комиссии на 100% формируются исключительно представителями партий, которые имели фракции на начало работы действующего парламента.
Общий состав советов уменьшается. Наименьшие советы (до 500 избирателей) будут иметь 10 депутатов, крупнейшие (более 1 500 000 избирателей) — 80 депутатов.
Эта система лучше нынешней хотя бы потому, что устраняет, начиная с уровня районов и городов, чистую мажоритарку и не дает партиям возможности произвольно расставлять кандидатов в списке, заранее определяя победителей.
Однако все же, в отличие от проваленного «правильного» проекта, это больше косметические изменения, чем глубокая реформа избирательной системы.
Во-первых, партии имеют право выдвигать «не более двух» кандидатов на округ, то есть могут и одного. Но даже если их будет два, это никакие не открытые списки, а профанация. Ведь избиратель не сможет выбирать кандидата из всего списка или из значительного числа кандидатов от партии.
Во-вторых, зная ситуацию в округах, партийные руководители смогут определять, на какой округ какого кандидата поставить, тем самым увеличивая или уменьшая его шансы на победу.
В-третьих, как и при мажоритарной системе, кандидат будет вести кампанию в небольшом округе, на вполне конкретной территории, что сохраняет высокий риск применения админресурса и подкупа избирателей.
В-четвертых, хотя для избирателей выборы будут очень напоминать мажоритарку, кандидат, который наберет больше всего голосов избирателей в определенном округе, может так и не стать депутатом.
Более того, может случиться так, что ни один из тех, кто баллотировался в округе, не попадет в совет. И наоборот, депутатами смогут стать сразу несколько кандидатов в одном округе, причем, как сказано выше, среди них может не оказаться человека, который в этом округе возьмет больше голосов.
Нетрудно спрогнозировать, что избиратели сочтут такую систему странной и манипулятивной. Каковой она, в конце концов, и является.
Что дальше?
«Гнилой» законопроект (2831-3), очевидно, уже в июле будет проголосован, и именно по этому закону состоятся местные выборы 25 октября.
Сторонники открытых списков признают свое поражение, однако считают, что проиграли только битву, а не войну. Ведь коалиционное соглашение предусматривает открытые списки на выборах не только в местные советы, но и в парламент.
И вот здесь реформаторы, наученные горьким опытом, уже не собираются отступать и идти на компромиссы. Авторы провалившегося «правильного» проекта собираются предложить свою модель открытых списков для закона о выборах народных депутатов и уверены, что шансы на успех есть.
Кроме того, избранные в октябре местные советы могут просуществовать не очень долго. Все зависит от изменений в Конституцию, которые должны реформировать систему самоуправления и требовать уже через год-два новых местных избирателей. А значит, у сторонников открытых списков появится еще один шанс провести прогрессивный закон.
По материалам: argumentua.com