Третьему майдану быть?

658

Смена украинских политических элит всегда строилась на лозунге «изменения системы». В 1998 году коммунисты и социалисты вступили в схватку с Кучмой, призывая поломать систему, подчинявшую себе все и вся с равнодушной неумолимостью. Потом эстафету перехватили национал-патриоты, и вчерашний социалист Юрий Луценко, сверкая очками, руководил массовыми акциями «Украина без Кучмы», поскольку начатое нужно было довести до конца.
Виктор Ющенко пришел с оранжевого Майдана, ведомый призывом народа изменить систему, не дававшую дышать и работать. И бесславно оставил президентское кресло, поскольку всем было очевидно: под его руководством система только укрепилась. Начиная с этого момента время очередного ожидания перемен стало стремительно сокращаться. В 2015 год Украина, пережившая очередную попытку стать другой, вступила все с тем же желанием изменить свою жизнь.
Вчерашние активисты Майдана с сожалением в голосе говорят, что стояли там не для того, «чтобы один олигарх поменял другого», и если система не будет изменена – они снова готовы к активным действиям.
«После свержения Януковича сейчас снова бюрократическо-олигархический режим, а не полная смена системы, за что выступал майдан и с первого дня выступал Правый Сектор… Самое главное – желание изменить систему, а у граждан огромное желание. Граждане идут впереди политиков, Верховной Рады и президента. Они устроили Майдан, поддерживают армию и добровольческие батальоны. Политики не хотят перемен, им выгодно существовать в старой системе, против которой вышли на Майдан. Правый Сектор был авангардом украинской революции, и если понадобится, мы станем авангардом новой революции», - так прокомментировал акцию у стадиона «Динамо» пресс-секретарь ПС Артем Скоропадский.

Таким образом, мы имеем дело с чисто психологическим феноменом. С одной стороны, в нем есть система, которая настроена на работу во благо ограниченного круга лиц – «элиты», «власти», которая может быть как текущей, так и прошлой. Плюс обслуживающий персонал, включая ту инфраструктуру, которая создана для комфортной жизни элиты. Внутри нее самой естественно существуют группировки, конкурирующие между собой за влияние и ресурсы. С другой стороны, есть «основная масса населения», существующая на те невеликие деньги, которые элита отпускает из своих доходов. Все эти люди испытывают острое (и совершенно естественное) желание изменить свою жизнь. Но их энергия направляется на то, чтобы крутить колесо ротации элит по-прежнему внутри ее собственного мира.

Феноменом это является потому, что источник энергии (народ) не способен ставить перед собой конкретных целей по той простой причине, что для этого у него нет «рта» в виде социал-демократических партий. Существующие партии являются все той же частью инфраструктуры элиты и не генерируют зримых, понятных параметров изменения системы. А поскольку во всяком деле нужны те, кто готов заняться конкретной работой, они же предлагают и лидеров, которые проходят во власть и растворяются в ней. Сотнику Парасюку нужно было попасть в парламент, чтобы все это увидели.

То есть на вопрос: «Почему люди выходят на улицу?» ответ будет не «они знают, чего хотят», а «они не умеют иначе». Когда многотысячный Майдан колыхался в центре Киева, когда шли ожесточенные уличные бои с «Беркутом», когда лилась кровь, скептики спрашивали: «А что будет дальше, какая программа?». Но наиболее распространенным ответом было: «Скинем Януковича, а там видно будет». Хотя на самом деле они надеялись на то, что смогут жить в чистоте, зарабатывать приличные деньги и ездить за границу. Прошедший год не принес никаких сдвигов в сторону улучшения благосостояния людей, зато обозначил новую цель: победа в войне. Она же, к слову, и стала «программой» тех партий, которые стали новой властью, включая пресловутый Правый Сектор.

Но, судя по открытым заявлениям его представителей и по большей части анонимным высказываниям кадровых военных, способы, которыми ведется эта война, тоже оказались проявлением системы. Одним –смерть, другим – богатство, одним – тяжелые испытания, другим – новые звания и привилегии. Таким образом, Третий Майдан, который уже стал предметом обсуждения в публичной плоскости, может встать уже не только под социальными, но и под военными лозунгами. В это нетрудно поверить, учитывая высочайшую степень самоидентификации патриотов Украины с темой защиты Родины.

Сценарий непременно требует трех составляющих: народа, виновных и тех, кто «изменит систему». С народом все более-менее понятно. Виновным совершенно логично окажется Петр Порошенко, так некстати обратившийся к Российской Федерации по поводу активизации мирного процесса в трудные дни боев за донецкий аэропорт. Всякая война нуждается в символах победы. С потерей аэропорта и гибелью множества людей в упорных контратаках символа не останется. И тогда нужно будет найти того, кто в этом виноват. Как гарант Конституции и Верховный главнокомандующий Петр Алексеевич совершенно логично будет виноват как в социальных, так и в военных проблемах.

Наконец, в соответствии с традицией, на сцене появится представитель элиты, который пообещает решительно изменить систему, следуя заветам всех Майданов. Поскольку конкурирующие элиты на данном этапе, так или иначе, включены во власть, скорее всего, на сцене окажется Арсений Петрович Яценюк, уже противопоставивший себя президенту во время парламентских выборов. Ему тоже нужно довести начатое до конца. Заодно он сможет решить и проблему с гиперполномочиями СНБО, превратив его из конкурирующего органа в союзника на уже финальном этапе распродажи страны.

Безусловно, фамилия может быть другой. Но основной принцип вращения колеса элит наверняка останется неизменным по той простой причине, что «кухарка не может управлять государством». Народный депутат Гаврилюк должен был попасть в парламент, чтобы все это поняли. Следовательно, в ночь с 18 на 19 января, как сообщает сайт «Бандерівець», неизвестные патриоты разбили окна в одном из магазинов фирмы «Roshen» не просто в «знак протеста против сдачи государственных интересов». Украинцы готовятся убить очередного Дракона. Хотя давным-давно должна были убить дракона в себе. И заодно определиться с тем, что же соответствует интересам безоговорочного большинства.

По материалам: from-ua.com