Германия снова обещает Украине дать денег

971

Совместное заявление между правительством Украины и федеральным правительством ФРГ о предоставлении кредитных гарантий в размере 500 млн евро было подписано в среду, 7 января, в Берлине, передает ru.tsn.ua.

Как сообщили в пресс-служба Кабмина, от украинской стороны заявление подписал министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус, со стороны Германии – государственный секретарь Федерального министерства экономики Матиас Махник.

Заявление было подписано во время встречи премьер-министра Украины Арсения Яценюка с вице-канцлером, министром экономики и энергетики ФРГ Зигманом Габриэлем. Яценюк сообщил, что среди приоритетов – восстановление инфраструктуры в восточных областях Украины. "Средства будут направляться на то, чтобы отстраивать мосты, больницы, железную дорогу, объекты социальной инфраструктуры", - сказал он.

Премьер подчеркнул, то кредит предоставлен на срок до 20 лет по очень низкой процентной ставке. "То есть это реальный шаг помощи, который объявила канцлер (канцлер Германии Ангела Меркель) несколько месяцев назад, когда была в Украине, и сейчас это уже перешло в практическую реализацию", - сказал он.

Также Яценюк отметил, что на уровне двух министерств будут проведены все процедуры "относительно того, кто будет получать эти кредиты".

Как сообщалось, Яценюк во главе правительственной делегации находится с двухдневным визитом в Германии по приглашению Меркель. В состав делегации вошли министр финансов Украины Наталия Яресько, министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус, министр иностранных дел Павел Климкин и глава правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев.

Транш от Еврокомиссии

Напомним, Еврокомиссия в среду, 3 декабря, перечислила Украине второй транш кредита от Евросоюза в 500 млн евро. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Еврокомиссии, пишет  strichka.com.

«Европейская комиссия от имени Европейского союза сегодня выплатила 500 млн евро Украине. Это второй и последний транш кредита от ЕС в 1 млрд евро макрофинансовой помощи», — говорится в сообщении.

Этот транш идет в дополнение к 860 млн евро, которые уже были перечислены в рамках двух программ МИД ЕС для Украины.

Цель программ МИД ЕС заключается в том, чтобы финансово поддержать важные структурные реформы в Украине, направленные на улучшение управления, борьбу с коррупцией.

«Мы предоставляем существенную финансовую поддержку на время чрезвычайных экономических и социальных проблем для украинского народа. В свою очередь, жизненно необходимо, чтобы страна сохранял темпы проведения реформ, с тем чтобы создать условия для устойчивого процветания для всех украинцев», — отметил комиссар по экономическим и финансовым вопросам, налогообложению и таможенному союзу ЕС Пьер Московичи.

Эксперты не верят в «светлое будущее»

Пожалуй, это тот случай, когда политологи были единодушны, как никогда – прогнозы для Украины колеблются от плохих до очень плохих. Как сказал политический эксперт Виктор Пироженко, «будем надеяться на лучшее в новом году, но готовиться к худшему».
«Можно предположить, что усилится конфронтация внутри правящей верхушки и политико-деловых кругов, - говорит Виктор Пироженко. - Один из решающих факторов – ухудшение экономической ситуации на Украине, которое ужесточит передел собственности и будет подталкивать разные финансово-промышленные группы к борьбе за выживание за счет других. Сокращение экономического ресурса, нарастающее банкротство, уменьшение валюты от экспорта, падение цен на металл – все это будет толкать ФПГ к конфронтации, возможно, и вне парламентских стен», - пишет  svpressa.ru.

Украинский политолог Дмитрий Джангиров считает, что 2015 год на Украине пройдет под знаком внутриполитической борьбы.
«Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт» Яценюка продолжат существовать в виде политической пары с постоянными противоречиями. Дело и в экономических интересах, и в других обстоятельствах, например, в октябрьских выборах в местные советы, которые будут рассматриваться, как плебисцит поддержки нынешнего курса власти.

С другой стороны, эта коалиция создана исключительно под получение кредита МВФ, и они не могут себе позволить рассориться окончательно. Младшие партнеры коалиции будут на этом зазоре играть. Например, «Батькивщина» стала традиционной оппозицией, Радикальная партия Ляшко – социально-популистской фрондой, ну, а «Самопомощь» играет роль и конструктива, и третьей силы. И все это в рамках одной коалиции. Так что хотя есть тренд на дальнейшее расшатывание большинства, имеются и обстоятельства, его скрепляющие – кредиты МВФ».

Читайте также: Почему в Украину не идут инвестиции?

Политолог, кандидат экономических наук Александр Дудчак считает, что в экономике ближайшие перспективы Украины самые безрадостные.

«На Украине будут проводить ту же экономическую политику, что и сейчас, и рассказывать, что сами идеи были замечательные, но реализация подкачала. Виновата в этом будет или предыдущая власть, или Путин, или еще кто-то, но только не они сами. Судя по всему, Украина – очередная страна, на территории которой происходит попытка реализации экономической политики «чикагской школы». Это тотальная приватизация, открытие всех границ для крупного иностранного капитала и другие шаги, в результате которых собственная экономика будет разрушена. От производств, особенно высокотехнологичных, ничего не останется, населения продолжит нищать и будет стремиться покинуть эти территории. В НАТО Украину, конечно, не возьмут, как и в ЕС.

В связи с этим возможно усиление сепаратистских настроений на Западной Украине и в Закарпатье. Продолжатся и тенденции по феодализации Украины, олигархи и влиятельные фигуры будут работать над созданием собственных княжеств, хотя и без своей валюты.

Вряд ли Киеву удастся вернуть Донбасс, как области Украины. Скорее всего, конфликт будет продолжаться – затухать и разгораться с разной периодичностью. На мир пока надеяться сложно. Самый благоприятный прогноз – это консервирование ситуации по аналогии с Приднестровьем. Установление такого режима, при котором можно прекратить военные столкновения и наладить взаимовыгодную торговлю.

Порошенко мог бы сохранить лицо, если бы согласился платить зарплаты и социальные выплаты людям в Донбассе, а они взамен поставляли бы Украине уголь и другую продукцию. О чем-то подобном Порошенко сказал на своей итоговой пресс-конференции, так что, возможно, будут сделаны попытки реализовать такой сценарий».

Вся помощь для Украины

Интернет-издание segodnya.ua посчитало, сколько всего финансовой помощи получила Украина по состоянию на 3 декабря 2014 года.

В марте премьер-министр Украины Арсений Яценюк оценил "недостачу" государственной казны в 70 миллиардов долларов, которые, по его словам, команда экс-президента Виктора Януковича вывела в оффшоры. После этого он обратился к международным организациям и к отдельным странам с просьбой о финансово-экономической помощи Украине. "Сегодня.ua" проанализировал, кто откликнулся на призыв Украины о помощи.

Заем у МВФ. Миссия МВФ весной утвердила для Украины программу stand-by на два года, в рамках которой обязалась предоставить Украине кредит в 17 миллиардов долларов. Для этого правительству пришлось согласиться на все условия МВФ, в частности, взять обязательство повысить пенсионный возраст (на два года для мужчин, на три – для женщин), ограничить практику упрощенного налогообложения, отменить мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения, повысить цены на жилищно-коммунальные услуги.

Однако Кабмин не смог предоставить МВФ четкий график выполнения взятых перед ним обязательств и поэтому Украина в 2014 году получила лишь половину из договоренной суммы.

"Объем новой программы stand-by со стороны МВФ по поддержке Украины находится на уровне 17 миллиардов долларов, и не по вине МВФ Украина не получила 3-4 международные транши. Полученные первый транш около 3 миллиардов долларов и второй транш около 1,5 миллиардов долларов дали возможность частично покрыть существующий дефицит госбюджета – больше половины из денег, которые пришли по этим траншам МВФ, пошли на погашение дефицита государственного бюджета. Это крайне нехарактерно для МВФ, который, как правило, зачисляет деньги в золотовалютные резервы страны. Такие меры были сделаны  для Украины при поддержке ЕС и США, которые контролируют больше 40% голосов акционеров МВФ", – говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин также обращает внимание, что решение МВФ принималось с учетом мнения крупнейших акционеров, среди которых – США. "Я оцениваю их помощь как значительную – если бы не было двух траншей от МВФ, то наши валютные резервы были бы существенно ниже и были бы большие проблемы с обслуживанием внешних долгов. Ресурсы МВФ стали стабилизирующим фактором, не допустившим обвал финансовой системы Украины. Если мы сейчас используем ресурсы надлежащим образом, то можно будет ожидать расширения поступлений в виде денежной помощи в следующем году", – сказал Юрчишин.

Он призывает сейчас украинскую власть к максимальной открытости в вопросе использования средств МВФ. "Премьер должен будет отчитаться, как использовались иностранные кредиты от международных финансовых институтов в 2014 году. Он должен будет четко указать, какая часть кредитных денег МВФ были направлена в НБУ и в Минфин, и какие расходы с этих денег финансировались. Нужен четкий, прозрачный отчет, чтобы увеличилось доверие иностранных партнеров", – отмечает Юрчишин.

Заем у Мирового банка и ЕБРР. Весной в Киеве представители украинского правительства подписали с Международным банком реконструкции и развития ряд соглашений о предоставлении кредитов на общую сумму почти 1,5 млрд. долларов. Кабмин анонсировал, что  до конца 2014 года ожидает подписания еще шести соглашений о займах между Украиной и учреждениями группы Мирового банка на общую сумму свыше 1,7 млрд. долларов. В сентябре на корпоративном сайте Мирового банка появилось сообщение, что он уже выделил Украине с начала 2014 года порядка 2,5 млрд. долл., и до конца года правительство может получить еще порядка 1 миллиарда долларов.

В мае Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) выделил Украине 200 млн. евро в рамках проекта модернизации автомобильных дорог. В сентябре Арсений Яценюк обратился к ЕБРР с просьбой предоставить дополнительно 2 млрд. евро. ЕБРР сейчас рассматривает возможность выделить эти деньги в 2015 году. Старший банкир Киевского офиса ЕБРР Ирина Марченко сказала, что до конца 2014 года ЕБРР может предоставить кредит НАК "Нафтогаз Украины" на сумму около 200 млн. долларов и профинансировать ряд проектов в частном секторе.

"Было объявлено о поддержке Украины со стороны Мирового банка, но из-за пробуксовки реформ и пробуксовывания сотрудничества с МВФ мы не смогли получить всю сумму. Украина также получила незначительную помощь от ЕБРР в рамках программ до 2018 года. Все эти кредитные ресурсы надо будет возвращать – уплата по предыдущим долгам перед МВФ и Мировым банком продолжается. Средняя стоимость заимствований от МВФ и от Мирового банка – это 3% годовых. К сожалению, Украина большую часть своих средств занимает на покрытие дефицита государственного бюджета, который сейчас превышает в 10% от ВВП", – говорит Олег Устенко.

Он подчеркивает, что 10% от ВВП – это очень много, и без реального наведения порядка в системе государственных финансов правительство может столкнуться с тем, что ему просто перестанут одалживать. "Многие доноры сначала смотрят на то, делаем ли мы реформы – ведь никто не хочет давать деньги, которые просто растворяться в безответственности. Так работает кредитная политика в отношении любого заемщика в любом банке", – добавляет он.

Заем от США, Японии, Канады, Норвегии, Швеции. Правительство США выступило гарантом размещения пятилетних украинских евробондов на 1 миллиард долларов. Гарантии американского правительства дали возможность одолжить 1 миллиард долларов на внешних рынках заимствования капиталов под 2,8% годовых.

По сравнению с этой суммой, Украина получила небольшой денежный ресурс от правительства Японии, Канады, Норвегии, Швеции.

Заем у Японского агентства международного сотрудничества в 2014 году составил 100 миллионов долларов – в то время, как японские инвесторы заявляли в середине года о готовности предоставить Киеву кредит в сумме 10 миллиардов долларов сроком на 40 лет для реконструкции Бортнической станции аэрации. Канадское экспортное агентство выделило в сентябре Украине около 170 миллионов долларов по ставке 2,1% годовых со сроком погашения через 5 лет. Норвегия и Швеция в ноябре подписали с Украиной договор об обеспечении безопасности атомных электростанций на территории Украины, в рамках которого до конца года они перечислят Украине кредит на 15 миллионов долларов.

Что касается безвозмездной помощи, то США перечислили руководству Украины около 11,4 миллионов долларов для  организации президентских выборов в Украине, а также предоставили 320 млн. долларов на повышение безопасности и обороноспособности страны, из которых 118 млн. долларов пойдут на закупку оборудования и снаряжения ВСУ, Нацгвардии и Госпогранслужбы, подготовку военнослужащих.

При поддержке Германии в Украине был открыт фонд помощи пострадавшим в АТО. МИД Германии в августе перечислил своему украинскому партнеру, благотворительной организации "Caritas International",500 тысяч евро для помощи переселенцам из Донбасса. На выделенные деньги организация закупает переселенцам с востока Украины продукты питания, матрасы и постельные принадлежности, средства гигиены, предоставляет психологическую помощь, а тех, кто вернулся на Донбасс, обеспечивает обогревателями, топливом и одеялами. Германия и Литвой берут к себе на лечение десятки пострадавших бойцов АТО, отправляют гуманитарные грузы. Страны ЕС и Канада ежемесячно отправляют своих врачей в Украину для оперирования пострадавших на Донбассе.

Помощь от ЕС в рамках имплементации соглашения. В марте ЕС принял решение о выделении Киеву 1,6 млрд. евро кредита и 1,4 млрд. евро макрофинансовой помощи. В итоге удалось получить лишь часть денег в рамках макрофинансовой помощи – с начала мая в рамках двух программ было выделено 600 млн. евро. Президент Украины Петр Порошенко 27 июня подписал экономическую часть Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, а в ноябре Европейская комиссия заявила, что до конца года Украина может получить еще 260 миллионов евро в рамках обещанной макрофинансовой помощи.

Василий Юрчишин считает спекулятивными любые заявления о том, сколько конкретно Украине надо денег на имплементацию соглашения с ЕС. "Ведь можно эффективно использовать и небольшие ресурсы, получив значительный эффект, а можно использовать большие суммы бездарно и бессмысленно без эффекта для страны. Потому важно сейчас смотреть, насколько экономика справляется при уже предоставленных средствах – ведь не западные страны, а мы сами должны себя менять и на основе их помощи внедрять изменения. Тогда можно будет судить, достаточно ли средств на имплементацию соглашения и можно будет ждать роста вливаний в Украину", – говорит Юрчишин.

Олег Устенко считает, что Украина получила лишь 20% от обещанной ЕС помощи на имплементацию реформ в 2014 году по причине того, что "маховик реформ был в реальности так и не запущен". "ЕС высказал готовность оказывать поддержку в случае реальной имплементации реформ. У ЕС была готова техническая помощь Украине до 2 миллионов евро на проведение реформы государственного управления. Часть денег была зарезервирована на проведение реформ со стороны Мирового банка, многие другие международные доноры были согласны финансировать реформу государственного сектора, введение дерегуляции, реализацию судебной системы Украины. Но маховик реформ в Украине был в реальности так и не запущен – это общее мнение среди доноров, которое сейчас существует", – сказал Устенко. Он отмечает, что многие международные доноры сейчас возлагают большие надежды на новое украинское правительство. "Они высказываются о том, что сейчас у Украины не будет альтернативы по реформам и потому предполагаю, что после формирования нового Кабмина и после представления премьером своего виденья развития Украины в краткосрочной и долгосрочной перспективе мы можем рассчитывать на техническую помощь по имплементации реформ", – резюмирует Устенко.

Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский считает, что по сравнению с тем, что Западом было обещано Украине после Майдана, "правительство в итоге получило минимальные кредиты, которые абсолютно не спасают ситуацию".

"Введение санкций со стороны ЕС и США против России я больше рассматриваю как разборки между Западом и РФ. Украина стала удобным поводом для давления на РФ, но никакой другой помощи не было – видим, что эти санкции Украине особо не помогают. А иллюзия поддержки была в том, что ЕС обещал финансово поддержать и привлекать инвестиции, международные компании, что даст толчок развитию экономики. Было обещано  открытие европейских рынков в рамках подписания ассоциации с ЕС, но в итоге на сегодняшний день украинская продукция является неконкурентоспособной для европейского рынка, а российский рынок мы потеряли, получив обвал по экспорту и последовавшую за этим остановку производства", – подчеркивает Землянский.

Он обращает внимание на то, что зарубежные коммерческие банки так и не выделили Украине кредит без госгарантий на строительство LNG-терминала, а еще год назад их представители высказывались о готовность дать Украине в кредит 70% необходимой суммы.