Новая система власти в Украине: олигархи у руля
В Украине политическая система издержек и противовесов формировалась годами, а разрушилась за несколько дней. По сути, система позволяла лидерам олигархических и политических групп равноудалено влиять на власть. Однако со временем стали появляться олигархи, которые хотели больше власти. Первым стал Пинчук, и это неудивительно, ведь он родственник Леонида Кучмы. Однако у него получилось не очень удачно. Затем появился совместный проект ряда олигархов Партии регионов, против которой действовали насколько кланов, в том числе днепропетровский, спонсировавший «оранжевых». Впрочем, из всех регионалов только Фирташ поддерживал Януковича до конца. Однако в какой-то момент круче него мог стать Ахметов, у которого было наиболее весомое слово среди регионалов. Но в конце концов нарушила «семья», для которой вообще отсутствовали сдерживающие факторы. Система между кланами олигархов, правящими в Украине сломалась, что повлекло серьезные макрополитические потрясения в стране.
Так называемое желание жить по-новому для Украины это лишь попытка выстроить новую систему балансов, которая бы устроила всех олигархов. Как бы это ни прикрывали политическими и идеологическими и националистическими лозунгами, но факт остается фактом – совсем недавно олигархи, не стесняясь, договаривались о том, как наиболее компромиссно поделить между собой сферы влияния и о том, чтобы сохранить рынок сбыта в виде Украины. Было принято решение и сохранить Партию регионов, которая все так же останется под контролем Ахметова, Фирташа, Коломойского и Пинчука. Но по каким-то причинам из Партии регионов решили выделить Партию развития Украины, которую взяли на себя Фирташ и Пинчук.
Впрочем, после майдана власть как таковая изменила свою форму – государство стало менее влиятельным, зато больше влияния получила толпа. В итоге важным оказался контроль над властной вертикалью, но и над информационным пространством, то есть властью над горячими головами с отсутствием критического мышления. И если большая часть олигархов осталась верна государственности, то группа Коломойского выбрала путь толпы. Несмотря на попытки установить систему противовесов, Коломойский совершенно открыто продолжает раскачивать ситуацию, используя агрессивные толпы и заводя их призывами и деньгами. Сначала «Приват» объявлял денежные награды за сепаратистов, а затем даже была объявлена награда за Путина. Конечно подобные новости – это вброс, но именно этот вброс раскручивает пресса, принадлежащая Коломойскому. Кроме того что он руководит довольно крупной областью, он одним из первых начал формировать собственные армии, экипировать их и приглашать иностранных инструкторов.
Не так давно многие политологи заговорили о том, что Коломойский вероятно попытается играть собственную политическую игру. Прежде он подобно другим олигархам оставался в тени, лишь спонсируя выгодные проекты. Однако теперь олигархи решили открыто взять власть с помощью майдана, и Коломойский не собирается более оставаться в тени. Он и вовсе решил перейти в новый формат и воздействовать на высшую власть, от которой его отстранили, спустив на местный уровень. Оказывать воздействие на мнение большинства он не может, так как такой поддержки у него нет. Но зато повлиять агрессивным большинством он вполне способен. Именно для этого он финансирует различные постмайданные силы, включая отдельные группы в политических партиях и даже целую партию «Свобода».
Продолжительное время Коломойский при помощи политтехнологов и принадлежащих ему СМИ создавали повестку дня для всей Украины. При помощи своих рычагов влияния он едва ли не вручную руководил прокуратурой и таможней, но после того как Порошенко был избран президентом все стало меняться. Некое безвластие во времена Турчинова прошло, и золотой унитаз снова обрел хозяина. Однако государственная вертикаль власти невыгодна таким как Игорь Коломойский. Его ниша – это как раз безвластие и хаос. Традиционно политологи дают новому президенту сто дней, после которых делают выводы о перспективах. Как правило, в этот срок становится видна какая-либо деятельность и проявляется множество ошибок.
Порошенко начал путь с большого рейтинга и сразу вошел с заделом на создание собственной крупной партии. На этом фоне всевозможные проекты, включая Партию регионов, партию Развитие, «Батькивщину» и «Свободу» автоматически меркнут, и даже серьезное вливание в них денег не сильно изменит ситуацию. Именно поэтому Коломойский совершенно открыто начал играть против Порошенко едва ли не с первых дней. Его вооруженные боевики не признают объявленного перемирия, продолжают обстреливать города и провоцировать армию на активные действия против ополченцев востока.
Через свои СМИ Коломойский критикует миротворческие инициативы Порошенко, объявляет свои батальоны на майдан и требует прекратить перемирие. Его СМИ критикует партию «Солидарность» и раскладывают кадровую политику Порошенко по полочкам. Кроме того журналисты Коломойского делают откровенные нападки на администрацию президента. И канал 1+1 неустанно демонстрирует некие прошлые связи Ложкина и «семьи». Неустанно он продолжает пытаться управлять страной в ручном режиме, а тех, кто препятствует этому, скармливает толпе. Сложности на границе Коломойский превратил в предательство и отправил своих боевиков к офису погранслужбы. Нарушения интересов на таможне вылились в противостояние с Ярошенко и в целом продолжается раскрутка образа коррумпированной власти. Группы Коломойского в Верховной Раде пытаются устанавливать своих смотрящих по примеру Януковича. Дошло уже до того, что подконтрольные Коломойскому СМИ открыто связывают Медведчука и Порошенко.
Впрочем, очевидно, что влияние Коломойского резко угасает. Боевой настрой у толпы падает и ему уже приходится едва ли не прятаться. Откровенно рейдерская политика в традициях «Привата» сегодня не может прижиться. И в новом формате Украины Коломойскому место не найдется, что, несомненно, его очень беспокоит. В связи с этим, отъезжая в Женеву, он заявил, что его пытаются убить и решил идти ва-банк, играя против государства в целом.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org