Новороссия

1 450

Проблема различий историко-культурных регионов присуща многим государствам мира. Причем чем больше государство, тем более разными могут быть его части. В Украине точно так же сложились сразу три крупных региона, условно разделяемые на ряд регионов поменьше. В качестве основных частей традиционно выделяют западную Украину, центральную и юго-восточную. Конечно, границы этих регионов весьма условны, так как в течение долгого времени они формировались по-разному под влиянием различных процессов.

А что такое Новороссия, о которой в последнее время все часто говорят? Это территориальное образование также серьезно меняло свои границы. Чаще всего упоминая Новороссию, подразумевают юго-восток Украины, однако некогда в это территориальное образование входили и земли юго-запада России. Основные границы региона сформировались к концу XVIII века. В точных границах Новороссия совсем не совпадает с нынешним юго-востоком страны, а учитывая, что территория захватывала и часть России, вопрос ее границ сильно размыт. Кроме того, если говорить о том, что такое Новороссия карта более ранняя покажет, что исторически к ней не относились большая часть Харьковской и Луганской областей.

Сегодня принято считать, что к территориально-культурному пространству Украины Юго-восток не принадлежит по разным причинам, в том числе культурным, языковым и этническим отличиям. В качестве официальной версии называется историческая ошибка прежних режимов, во время которых эти области включили в состав Украины. Ради этого и было поднято из истории название «Новороссия», используемое еще в дореволюционные годы для обозначения некоторых земель Украины.

Тем не менее, нельзя не заметить, что в течение двадцати последних лет против населения так называемой Новороссии Украина проводила своеобразную экспансионную политику, заключавшуюся в образовательных и языковых изменениях. Это делалось не ради прихоти политиков, занимающихся русофобией. Просто не было иного действующего механизма для консолидации западной и центральной Украины. Каждый регион мог уйти в свои собственные политические мечтания, отстранившись от лживых обещаний властей. Национальная идея как отвлекающий фактор позволила сплотить не только запад и центр страны, но и приобщить часть юго-востока. Однако радикализация и агрессивность этой политики, проводимой в последние полгода начала процесс отторжения. Пока еще вместе лишь запад и центр Украины, но и там возникает все больше разногласий на почве радикализма. В случае если Украина окончательно оторвет от себя так называемую Новороссию, то искусственное формирование этногенеза нарушится. Для национальных радикалов нужен был некий враг и таким врагом определили юго-восточных русских украинцев. Но если их лишить этого врага, то немедленно второсортными станут украинцы, малороссы из центральной части страны и это грозит породить настоящую махновщину в центральной и северо-западной части Украины. Ведь разница между западом и центром издавна была не меньше чем между западом и юго-востоком. Это совершенно не новый процесс, который происходил веками. Многие пожилые жители центральных и северо-западных областей, городов и сел, прекрасно помнят взаимоотношения с жителями западных населенных пунктов.

Всю эту ситуацию прекрасно понимают организаторы и спонсоры украинских прозападных национал-радикалов. Именно поэтому они и пытаются вести агрессивную политику против юго-востока. Они просто не хотят потерять так называемую Новороссию, чтобы не дать старт полному развалу страны, причиной которого станут они сами. Именно поэтому попытка федерализации давно уже воспринимается в штыки. Эту идею понимают не как попытку соединить действительно разные по своему составу регионы Украины, а как попытку укрепить культурно-языковую идентичность в каждой из частей страны. Это может нарушить всю систему, выстраиваемую в последние двадцать лет и продемонстрировать что и запад, и центр, и восток по-своему уникальны, а марионеточная власть преследовала совсем не интересы народа.

Впрочем, и на юго-востоке все чаще звучат радикальные призывы об ограждении от агрессивных действий киевских властей. И речь уже идет не только о вооруженном ополчении. Говорится о том, что в Новороссии необходимо сформировать совершенно безопасное от Киева образование с открытой для России границей. Когда этот штаб противостояния начнет полноценно работать, то не исключена новая волна в формировании так называемой Новороссии с перестановками и перестроением политической вертикали на местах. Ведь не секрет, что власти в юго-восточных регионах по-прежнему очень боятся Киева.

Один из первых шагов к тому, чтобы сформировалась народная республика Новороссия, уже был сделан 11 мая, когда в двух крупнейших областях прошел референдум о государственном суверенитете и независимости от Киева. По сути, после майдана в Украине сформировались сразу две революционные власти. Одна из них захватила силовую вертикаль в украинской столице, а другая формирует собственную систему с нуля в Донецке. У Киева уже есть формальный суверенитет, а Донецк и Луганск пытаются его обустроить. И, тем не менее, монополии сегодня нет ни у Киева, ни у востока. Ситуация полностью не контролируется никем. И кто эффективнее сможет построить государственность – пока неизвестно.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org