Украинские коррупционные схемы

545

Постмайдановская украинская коррупция оказалась настоящим мутантом — она прекрасно мимикрирует и быстро приспосабливается к революционной действительности.

Милиция. Взятки за лояльность

Украинская милиция после Майдана подверглась серьезной кадровой перетряске. Сменилось почти 100% руководящего состава высшего уровня в Министерстве внутренних дел и областного начальства. Однако коррупционную пирамиду это вовсе не сломало и даже не подточило — взятки как брали, так и берут. Напротив, во многих случаях суммы поборов даже увеличились. Так утверждает сотрудник центрального аппарата МВД Украины, полковник милиции Андрей К. (имя изменено. — Авт.). «Деньги по-прежнему берут за все — главный принцип нашей милиции остался: к нам идут не для того, чтобы ловить бандитов и воров, а чтобы «работать». Работать — в смысле зарабатывать».

Все в милиции, начиная с участковых и заканчивая начальниками отделов или управлений, знают свой план, который они должны собрать и занести ежемесячно своему непосредственному руководству. Есть даже неофициальная шкала, по которой управления делятся на хлебные и не очень. Например, самыми доходными считаются отделы кадров, ГАИ, департаменты материального обеспечения, следствие, департамент по борьбе с экономическими преступлениями и главное управление по борьбе с организованной преступностью.

«За присвоение очередного звания нужно отстегнуть кадровикам от одной тысячи долларов за младшее офицерское звание — от старшего лейтенанта до майора, — говорит наш источник. — Звания подполковника и полковника стоят дороже — от 5 до 10 тысяч долларов. А за генеральское звание нужно отстегнуть 50–100 тысяч. За должность в хлебном управлении нужно договориться с его руководителем, естественно, «поощрив» того подношением — от одной до пяти тысяч долларов. Но и после этого нужно подмазать кадровика, который должен оформить твой перевод. На это тоже может уйти несколько тысяч долларов — в зависимости от доходности управления.

Опера районных БНОНов (отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. — Авт.) крышуют мелких наркобарыг. Таких в каждом районе десятки. И каждый из них заносит еженедельно от одной до двух тысяч гривен.

Каждый участковый должен принести в конце месяца своему начальнику 200–500 долларов, в зависимости от того, на каком участке работает. Наиболее доходными считаются участки возле рынков и на неблагополучных окраинах, где каждый пятый-шестой житель употребляет спиртное или наркотики. Дебоширы, алкаши-хулиганы и наркоманы — это изначально прибыльный контингент: с каждого по сотке-другой гривен, вот и план ежемесячный собирается. И остается на хлеб с маслом для участкового».

Однако, по словам Андрея К., с марта 2014 года в украинской милиции появился и новый вид взяток — за лояльность. «Управление кадров с подачи нового министра начало шерстить столичный главк и руководство областей на предмет лояльности к новому правительству. В особую немилость попали руководители департамента гражданской безопасности — им подчинялись подразделения опального «Беркута» и патрульно-постовой милиции. Однако за взятку многие из «нелояльного» милицейского начальства купили себе индульгенции — отпущения грехов.

«При переаттестации многим офицерам «Беркута» кадровики говорили напрямую, мол, хотите продолжить службу в милиции — платите. Часть заплатила — от одной до трех тысяч долларов. Однако многие ушли, ведь гарантий безопасности кадровики не давали. А на Майдане отметились почти все областные подразделения «Беркута». Начальство повыше (полковники и генералы), которое когда-то принимало участие в событиях в Киеве, за деньги купило переводы в другие подразделения и области. Все эти деньги собирали помощники новых назначенцев в МВД через своих помощников, секретарей и водителей», — утверждает другой источник в милиции, подполковник Виктор З.

Налоговая. Письма счастья и месть за ямы

Уже в начале марта 2014 года многим украинским предпринимателям в нескольких областях начали приходить из налоговой «письма счастья», извещавшие о внеплановой проверке. Не подвергаться этой процедуре можно. Но за «добровольный взнос» — 5 тысяч долларов наличными. Об этом «Вестям» рассказала хозяйка одесской фирмы, занимающейся грузоперевозками, Екатерина В. «В начале марта мои знакомые из налоговой сообщили, что к ним пришло директивное письмо из Киева с требованием начать внеплановую проверку по всем предприятиям, которые занимаются реальным бизнесом. Предприятия-пустышки, на счетах и балансе которых ничего нет, налоговую не интересуют. По секрету мне шепнули, что проверки требуют для того, чтобы возобновить поступления наличных в казну. Для этого нужно немножко прищемить бизнес — и предприниматели сами принесут в зубах деньги», — возмущается одесситка.

Слова Екатерины подтверждает сотрудник налоговой администрации, попросивший не называть его фамилию: «Поясняя новое директивное письмо, наш начальник подчеркнул, что при начале внеплановой проверки на любом предприятии «должны найтись ошибки в бухгалтерской документации, скрытие доходов и незаконная обналичка и платежи». То есть нам открытым текстом заявили, что никто из предпринимателей не должен уйти без откупного».

Для тех бизнесменов, которые были «не рады» внеплановой проверке, налоговики при личной встрече сообщали, что единственный путь решения вопроса — добровольный взнос наличкой. Цена вопроса — 5 тысяч долларов. «При этом всех предупредили, что из этой суммы три тысячи необходимо передать наверх. А двушку можно оставить себе, за труды», — добавил наш источник в одесской налоговой администрации.

Интересно, что новый «отжим» денег в налоговой оформили «идеологически правильно». По словам предпринимателя из Луганской области Михаила Воронова, поначалу, в марте, директивное письмо о внеплановых проверках касалось всех без исключения предприятий с «активным» балансом. Однако уже к началу апреля из Киева пришло дополнение к директиве: мол, особо проверить необходимо те предприятия, которые сотрудничали с фирмами «семьи» Януковича.

К слову, информация о тотальной проверке конвертационных ям — фирм, которые занимались обналичкой денег и контролировались кем-либо из окружения Януковича, нам подтвердили в Киеве. Об этом рассказал киевский предприниматель Владимир К.

«В середине 2012 года я был вынужден обналичить большую сумму из дохода предприятия — многие из моих партнеров хотели получать плату за грузоперевозки на своих машинах наличными. Поэтому мне пришлось воспользоваться услугами конвертационной ямы — фирмы, которая за процент занимается обналичкой денег. За это мне пришлось отдать яме 14 процентов от 100 тысяч гривен, которые мне нужно было обналичить. Тогда это была стандартная оплата такой услуги. В 2012 году все ямы без исключения контролировались «семьей». Теперь мне это припомнили. Когда я пришел к начальнику отдела аудита в налоговой администрации, он показал мне документы, что я замешан в сотрудничестве с «семьей». И если я не хочу, чтобы эти документы попали в милицию, то мне нужно «поблагодарить» его 10 тысячами долларов», — возмущается предприниматель.

Коррупция. Донецкая специфика

Интересно, что на бунтующем востоке Украины — в Донецкой и Луганской областях — «письма счастья» из налоговой администрации и «задушевные» беседы с требованиями фискальных чиновников «помочь бюджету» с недавних пор многие владельцы среднего и мелкого бизнеса стали игнорировать.

«Большинство моих знакомых решили не сдавать отчеты в налоговую и не платить отчисления и налоги под разными предлогами. Пока не прояснится ситуация в области. Иначе получится, что заплатили старым властям налоги, а через час придут новые власти и потребуют тоже платить. Какой смысл?» — рассказал мне владелец сети торговых киосков из Донецка Андрей З.

Между тем, по словам донецкого предпринимателя, есть случаи, когда после начала «русской весны» и проведения «референдума» в Донецке многие бизнесмены получают недвусмысленные требования удвоить «ставки дани» от своих «кураторов» из милиции, налоговой и СБУ, крышевавших их еще при Януковиче. «Крышеватели торопятся получить свое — под многими из них зашатались кресла. Но и платить им пока никто не торопится. Были даже случаи, когда этих крышевателей мои друзья-бизнесмены посылали куда подальше. Те в свою очередь пытались наехать на их предприятия с незаконными проверками. Но многие из отказников-предпринимателей жалуются новым «властям» — полевым командирам и руководству Донецкой народной республики. И договариваются платить на нужды ДНР часть прибыли. Начальство ДНР в таких случаях присылает своих представителей к чиновникам или просто пару вооруженных калашами бойцов из ОГА — и проблемы сразу прекращаются», — утверждает дончанин Андрей З.

Проверят потенциальных коррупционеров: чиновников и бизнесменов

Новый глава Главного управления по борьбе с организованной преступностью Алексей Руденко заявил, что правоохранители начали проверку государственных и коммерческих структур, которых подозревают в создании коррупционных схем.

Также, по словам правоохранителя, не остались без внимания и обычные чиновники-коррупционеры. «Практически каждый чиновник находится под пристальным наблюдением общественности. Поэтому тот, кто будет замечен в вымогательстве взяток или в причастности к хищению бюджетов всех уровней, получит заслуженное наказание», — заявил на недавнем брифинге новый глава ГУБОП.

В свою очередь, Министерство сборов и доходов Украины отрицает, что после победы Майдана рассылало какие-либо директивные письма о необходимости внеплановых проверок на предприятиях. Также в пресс-службе Министерства нам сообщили о том, что у них отсутствует информация о возрождении коррупционных пирамид как в целом по стране, так и в регионах. Налоговики соглашаются только с тем, что проблема коррупции все же существует. Например, только в марте и апреле 2014 года за служебные преступления было открыто 75 уголовных производств в отношении сотрудников Министерства. Причем 11 из них — по признакам коррупции. Однако в результате расследования преступлений было осуждено всего четыре чиновника Министерства доходов и сборов.

По материалам:  vesti.ua