Траектория Ющенко
26 апреля 2001 года, отправленный в отставку сторонниками Леонида Кучмы и коммунистами, премьер-министр Виктор Ющенко заявил: «Я ухожу, чтобы вернуться». 27 апреля 2011 года на съезд «Нашей Украины» у стен Верховной Рады собрались несколько сотен членов партии, а обличительная речь Виктора Андреевича по поводу «харьковских» и «московских» газовых соглашений изобиловала банальностями. Похоже, возможность возвращения Виктора Андреевича в высшую лигу большой политики всерьез воспринимают только его преданные соратницы и члены семьи.
Десять лет назад Ющенко покидал премьерский кабинет с имиджем успешного руководителя правительства, профессионального банкира, пожалуй, одного из самых эффективных руководителей центробанка в Европе. Он мог себе позволить не оглядываться: смерть Вячеслава Чорновила лишила национал-демократов реальных претендентов на президентский пост, поэтому Ющенко, известный своей любовью к «старожитностям», мог взять консерваторов голыми руками. Даже подписанное вместе с Кучмой и спикером парламента Плющом «письмо трех», осуждавшее действия участников «Украины без Кучмы», не навредило Виктору Андреевичу. Ничего удивительного: на экс-премьера сделали ставку представители бизнеса, претендовавшие на усиление своих позиций. Впоследствии много говорили о «революции миллионеров против миллиардеров». Это правда лишь отчасти, поскольку Виктор Андреевич никогда не пытался портить отношения с Ринатом Ахметовым или Виктором Пинчуком.Под оранжевым знаменем «Нашей Украины» на ноябрьском Майдане в 2004 году собралось немало представителей национальной буржуазии, рассчитывавших на получение прямого доступа к властным рычагам. Такова тенденция во всем мире: третье сословие, как только оно обрастает жирком личной финансовой состоятельности, начинает задаваться вопросом о своей возможности принимать участие в управлении страной. Но Ющенко, как оказалось, не располагал стратегическим видением ситуации. На протяжении своего пребывания на посту председателя правления НБУ и премьер-министра Виктор Андреевич неизменно был ведомым: покойным Вадимом Гетьманом, потом мудрым и склонным к компромиссам Иваном Плющом. Чем выше будущий «герой Майдана» забирался по иерархической лестнице, тем меньше у него было шансов действовать в привычной матрице. В результате в окружении Ющенко стали превалировать люди, получившие от него векселя с обещанием властных полномочий в обмен на финансирование политической деятельности. Он перестал прислушиваться к мнению идейных соратников, оставшись «украинским романтиком» на службе представителей национальной буржуазии. Против «надежды нации» сыграл низкий уровень национальной политической традиции и привычное использование в большой политике принципа «без лоха жизнь плоха».
Не повезло Ющенко и с Юлией Тимошенко. Та не только сумела убедить его заключить неравный политический брак между «Нашей Украиной» и БЮТ под названием коалиция «Сила народа», но и заручилась обещанием премьерского портфеля. Юлия Владимировна прекрасно осознавала: летом 2004 года она купила билет на экспресс, способный доставить ее на политический Олимп в кратчайшие сроки, и постаралась использовать шанс полностью. Ей удалось фантастически быстро из «газовой принцессы» стать «королевой Майдана», успех Тимошенко эффективно конвертировала в премьерский портфель и возможность гипнотически влиять на Ющенко после его вхождения в президентский кабинет. «Любі друзі», имевшие собственные виды на управление страной, были выметены осенью 2005 года скандалом вместе с Юлией Владимировной, но той удалось восстановить свои позиции, а Третьякову, Мартыненко, Порошенко, Жвании, Червоненко – нет. Политический мезальянс с Тимошенко не просто дискредитировал окружение Ющенко, но и разрушил электоральную базу политической силы, которая должна была стать пропрезидентской. Виктор Андреевич и без того не относится к мастерам политической стратегии, а процесс партийного строительства «Нашей Украины» доказал, что грамотный банкир далеко не всегда является хорошим политиком.
Еще один важный нюанс – дело об отравлении. За пять лет пребывания в президентском кресле Виктор Ющенко не сумел поставить точку в вопросе, коснувшемся его лично, и в отечественном политикуме это было воспринято как проявление слабости. С учетом царящих в политической среде ницшеанских нравов («падающего – толкни») провал расследования дела об отравлении обрек относительно молодого политика не столько на забвение (забыть прошлого президента проблематично), сколько на уязвимость и ограниченность пространства для маневра. Ко всему прочему за время пребывания в президентском кресле Виктор Андреевич ухитрился заморозить отношения с Россией, но не сумел достичь ускоренной интеграции Украины в ЕС. Нынешние успехи Виктора Януковича в отношениях с Европейским Союзом, для которого евроинтеграция играет роль индульгенции в отношениях с Западом, заложены Ющенко. Но тому от этого не легче.
Пребывание Виктора Ющенко на посту главы государства запомнилось беспрерывным политическим противостоянием внутри властной команды (только Юрий Ехануров оказался премьер-министром, способным не использовать результаты политической реформы в собственных интересах), признанием Голодомора геноцидом и вступлением в ВТО на невыгодных для Украины условиях. Можно немало рассуждать об ограниченных президентских полномочиях, но важнее другое: у Ющенко не оказалось политической воли, его барский стиль поведения на посту президента быстро доказал неэффективность в отечественных условиях. Те, кто грелся в лучах рейтинга Виктора Андреевича, своим восхвалением оказали ему медвежью услугу. Сибаритствующий глава государства быстро растерял рекордный рейтинг и поставил антирекорд падения популярности за пять лет пребывания в должности. Вдобавок (видимо, в качестве своеобразного бонуса) Ющенко обвинили в коллаборационизме с Януковичем, с которым его отношения выглядят куда более теплыми, чем с Юлией Тимошенко. Впрочем, от этого предположения о том, что Виктор Андреевич займет пост премьер-министра при Викторе Федоровиче, звучат лишь еще более унизительно: после отмены политической реформы экс-президент не захочет быть мальчиком на побегушках у действующего главы государства.
Пожалуй, главный вывод: Ющенко сумел изменить Украину. Своей искренностью, приверженностью национальной идее, даже своими ошибками и недальновидностью, неразборчивостью в выборе политических партнеров. В его патриотизме не сомневаются даже противники третьего президента. Наверное, чтобы достижения Виктора Андреевича оценили, не только должно пройти время, но и сам он должен отойти от активной политики. Эпоха Ющенко завершилась.