Украина должна выплатить по решениям судов 15% ВВП
Немногим больше месяца осталось у правительства для того, чтобы решить вопрос повсеместного невыполнения судебных решений, как того потребовал Европейский суд по правам человека. Сумма задолженности по компенсациям, которые определили национальные суды, достигла уже около 15% ВВП. Приблизительно такая же доля внутреннего валового продукта уходит ежегодно на выплату пенсий.
Однако у проблемы с выполнением судебных решений в Украине перспективы куда более красочные, чем у проблемы давления пенсионных выплат на государственный бюджет. Поскольку долги по компенсациям растут на порядок быстрее. Как рассказали журналистам портала «Политика и деньги» эксперты, причина этого кроется главным образом в том, что политики раздают украинцам направо и налево неподкрепленные финансами обещания.
В 2010 году не выплачено 188 млрд грн.
За последние пять лет, как отмечают эксперты, около 60-70% решений национальных судов в гражданских делах не выполнялись. Сумма компенсаций по этим решениям постепенно накапливалась и достигла на сегодняшний день, по данным Министерства социальной политики, порядка 130 миллиардов гривен. Причем долг будет расти и дальше. Как сообщили порталу «Политика и деньги» в Департаменте государственной исполнительной службы, в течение 2010-го года к ним поступило исполнительных документов на сумму 188 миллиардов гривен, что на 80 миллиардов больше, чем в 2009-м.Почему же украинцы не получают причитающиеся им по решению судов средства?! Здесь стоит обратить внимание на то, по каким делам игнорируются судебные решения. Как правило, речь идет о выплате задолженности по зарплате, а также о выплате положенных по закону льгот чернобыльцам, многодетным семьям и детям войны, которые государство не предоставляет в должном объеме из-за отсутствия средств.
По мнению директора Института трансформации общества Олега Соскина, проблема в том, что власти принимают популистские решения, которые финансовое положение государства не позволяет реализовать. «Власти обнаглели настолько, что даже не заботятся о выполнении этих обещаний. В тоже время какая-то часть людей требует реализации этих обещаний. И сейчас они вошли в серьезное противоречие, в результате которого задолженность Украины по решениям судов приобрела колоссальный масштаб. Ведь 130 миллиардов гривен соразмерно сумме государственного внутреннего долга», - отмечает эксперт.
С ним согласен и исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека Владимир Яворский, по подсчетам которого для обеспечения предусмотренных законодательством всех льгот необходимо ежегодно тратить около 4-6 миллиардов долларов. Но государство не может себе этого позволит, поэтому, когда суд выносит решение в пользу истца, оно просто игнорируется.
Что касается зарплат, здесь также все упирается в законодательство. Так, закон 2001 года о моратории на продажу государственного имущества запрещает продавать имущество за долги тех предприятий, в которых доля государства 25% и больше. Кроме того, в угольной промышленности есть еще целый реестр предприятий, в отношении которых запрещаются любые принудительные процедуры со стороны исполнительной службы. «И если такое предприятие не платит зарплату, то работнику невозможно ничего добиться. Единственно, что он может сделать – это обратиться в Европейский суд по правам человека»,- говорит эксперт.
Таким образом, решения национальных судов игнорируются несмотря на то, что их обязательность закреплена в Конституции, в процессуальном законодательстве, а также в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которую ратифицировала Украина.
Вся надежда на Европейский суд?
Неудивительно, что в такой ситуации украинцы активно обращаются в Европейский суд (ЕС). Как рассказал Андрей Кристенко, старший юрист юридической фирмы ILF, большинство решений Европейского суда касается нарушения права на справедливое судебное разбирательство – более 90%. «В основном это так называемые «клоновые» дела, которые связаны с неисполнением решений украинских судов исполнительной службой и длительностью судебного разбирательства, нарушение права на мирное владение своей собственностью. Остальная часть решений касается нарушения права на свободу, пытки и жестокое обращение, права на приватность, отсутствие эффективного национального средства защиты», - говорит юрист.
На выполнения решения ЕС, в отличие от решения национальных судов, у государства есть четкий срок. К тому же оно финансируется напрямую из госбюджета, в котором есть отдельная строка расходов. «Решение должно быть исполнено и взыскание получено в течение трех месяцев с момента обретения решением статуса окончательного, или срока прямо установленного в этом решении. В случае нарушения трех месячного срока насчитывается пеня согласно решению. Хотя на практике, выплачивается только сумма возмещения, а для начисления и выплаты суммы пени, человеку придется вновь столкнуться с судебным и исполнительным производством», - подчеркивает Просянюк Ольга, партнер, директор судебного департамента АО «АФ «АКТИО».
Юристы признаются, что с выполнением решений ЕС, как и с решениями национальных судов, не все гладко. Так, по словам Андрея Кристенко, в одном из дел заявитель несколько лет не мог получить денежную компенсацию, поскольку отбывал наказание в исправительной колонии. Исполнительная служба отказывалась выплачивать ему компенсацию, поскольку он не предоставил им соответствующий банковский счет. И на его многочисленные вопросы как он может это сделать, находясь в тюрьме, представители исполнительной службы только «разводили руками».
Однако, по словам Владимира Яворского, решения ЕС выполняются все-таки быстрее, чем украинских судов. «Бывает так, что люди ждут по 5-10 лет. И без обращения в Европейский суд их шансы на то, что решение будет исполнено, оцениваются вероятностью не более, чем 20%»,- говорит г-н Яворивский.
Решить проблему надо до 15 июня.
Европейский суд не мог ни обратить внимание на постоянные проволочки в украинской судебной системе, из-за которых в основном и поступают жалобы. Поэтому в 2009-м году в рамках вынесения решения по делу «Иванов против Украины», ЕС обязал Украину не только выплатить заявителю компенсацию, но и реформировать всю судебную систему, чтобы устранить задержки в выполнении решений национальных судов.
Страна должна была уложиться в один год. Этот срок истек 15 января и был продлен еще на 6 месяцев. Так что сейчас украинскому правительству стоит как можно скорее составить конкретный план того, как оно будет решать ситуацию и с накопившейся задолженностью по компенсациям, и в целом с практикой игнорирования судебных решений. Если же государство и дальше будет игнорировать эту проблему, то ее долги могут вырасти еще больше.
По словам правозащитников, ЕС в таком случае может ускорить процесс принятия решений по тем делам, которые находятся у него в рассмотрении и в результате на государственный бюджет лягут огромные расходы. Какие конкретно, эксперты затрудняются сказать, поскольку в каждом деле может быть от одного до сотни заявителей. Сейчас в очереди на рассмотрение в ЕС стоит до 2 тыс. дел против Украины, тогда как за все время практики обращения в ЕС Украина проиграла только 750 дел.
Проблему, по мнению экспертов, решать надо комплексно: накопившиеся долги - реструктуризировать, а чтобы ситуация не повторялась – внести изменения в ряд законов. В частности, необходимо поменять социальную политику, сделав льготы адресными, а также внести изменения в законодательство касательно моратория на реализацию госимущества.
Украина подрывает свой и чужой авторитет.
До июня осталось совсем немного времени, а каких-то конкретных предложений со стороны Министерства юстиции не слышно. Такое положение дел в первую очередь бьет по инвестиционной привлекательности Украины, о которой правительство так рьяно заботится последний год. Все напрасно, если инвестор видит, что в стране практически отсутствует механизм защиты права собственности.
«Кто же придет в страну, где государство банкрот и не выполняет свои обязательства даже перед своими гражданами-резидентами. Кто же будет выполнять решения, если обворуют инвестора и заберут его деньги. Это большой удар по инвестиционному климату. Все понимают, что с этой страной нельзя иметь дело», - подчеркивает Олег Соскин.
Кроме того, как отмечает эксперт, ситуация довольно щекотливая и для самого Европейского суда. Поскольку своим отношением Украина демонстрирует неуважение к европейскому праву, как таковому. А последствия могут оказаться для Украины крайне неприятными.
finzah.com.ua