Война за электронные деньги в Украине: уже известен победитель

654

Прямой конкурент WebMoney смог получить лицензию Нацбанка на соответствующую деятельность, и спокойно набирает обороты. У этой компании прослеживаются связи с представителями президентской «Семьи».

Счета представительства WebMoney в Украине были заблокированы Министерством доходов и сборов почти 3 месяца назад, но ни судебных разбирательств, ни информации о том, когда проверка будет завершена, до сих пор нет.

В то же время их единственный фактический конкурент — компания GlobalMoney — продолжает спокойно работать дальше, увеличивая количество пользователей.

Журналисты из издания Insider попытались разобраться, за что пострадала система WebMoney.

Из истории WebMoney

Еще 11 июля 2013 года в офис WebMoney Украина нагрянула налоговая. Как сообщал Forbes , силовики вынесли все сервера и записные книжки работников. В тот же день Министерством доходов и сборов были арестованы банковские счета компании на 62 миллиона гривен.

В тему: «Я такого никогда не видел, их было несколько десятков»: Минсдох обыскало WebMoney

Формальной причиной ареста счетов и обыска в офисе стало отсутствие разрешения Нацбанка на работу с электронными деньгами. О причинах своих действий Миндоходов сообщило лишь спустя 3 дня после «маски-шоу».

Как известно, WebMoney — бренд, объединяющий группу компаний в электронную систему расчетов. В России эта система начала работать в 1998 году с помощью платформы WebMoney Transfer, разработанной ООО «Вычислительные силы». Согласно данным СМИ, в конце 2012 года создатели ПО владели 51% акций своего творения. Учредителями «Вычислительных сил» являются москвич Андрей Трубицин и его партнеры.

В Украине бренд стал известен в 2003 году, после того, как 38‑летний Алексей Титов зарегистрировал компанию «Украинское гарантийное агентство» («УГА»), которая и стала гарантом WebMoney в Украине. Собственную платформу разрабатывать не пришлось, её позаимствовали у российских коллег в обмен на фиксированные платежи, размер которых компания не разглашает.

Кредитором «УГА» выступает «Украинский профессиональный банк» (УПБ). Именно через него можно было проводить операции, связанные с вводом или выводом титульных знаков WM, которые по ошибке называют электронными деньгами.

Что за права и кто их требует?

Схема работы WebMoney в Украине более чем запутанная.

Операции проводятся не электронными деньгами, а правами требования. Система работает как переуступка имущественных прав, описанная в Гражданском кодексе. Компания производит передачу (трансфер) этих прав, учёт которых осуществляется при помощи специальных расписок — титульных знаков WM, номинированных в привязке к разным валютам.

Упрощенно этот процесс выглядит следующим образом: «Украинское гарантийное агентство» вносит на счет в «Украинский профессиональный банк» определенную суму денег и получает взамен документ на право собственности этими средствами. Пополняя кошелек с помощью WebMoney Transfer, вы покупаете электронную расписку, в которой «УГА» передает вам имущественные права на часть своих денег.

Тот факт, что титульные знаки WebMoney не являются электронными деньгами, в ноябре 2011 года подтвердила и научно-правовая экспертиза Института государства и права им. В. И. Корецкого.

«Права требования (которые для удобства измеряются в титульных знаках) не являются электронными деньгами, в том числе, и в понимании Положения об электронных деньгах в Украине», — говорится в тексте экспертизы.

К аналогичному выводу в апреле 2013 года пришел и Хозяйственный суд Киевской области . На основании системы переуступки прав требования, кроме WM, в Украине успешно работает немало сервисов. Среди них, например, «Мобильные деньги» одного из крупнейших операторов мобильной связи «Киевстар».

«Законно или незаконно арестованы счета, решит суд. Но мне кажется, что трех месяцев вполне достаточно для того, чтобы разобраться в ситуации. Несмотря на это, официальных претензий к WebMoney пока так и не выдвинули», — говорит эксперт, президент холдинга «Интернет Инвест» Александр Ольшанский.

Электронных денег в Украине нет, а лицензии на них есть
Первая инициатива регулирования рынка электронных денег была проявлена Нацбанком в 2008 году. Тогда же, «Украинское гарантийное агентство» разработало собственную систему электронных денег WebMoney Note, правила которой были отправлены на согласование НБУ. Процедура длилась довольно долго, но в мае 2011 года компания получила окончательный ответ от Госрегулятора.

«На сегодня в законах Украины отсутствует понятие „электронные деньги“ и нормы, которые регулируют их выпуск и оборот. В связи с этим Нацбанком приостановлено согласование правил системы электронных денег до времени урегулирования вопросов, связанных с электронными деньгами в украинском законодательстве», — говорилось в письме НБУ.

Незадолго до этого ответа выдача лицензий на деятельность систем электронных денег была приостановлена и до настоящего времени не возобновлена.

Но все же нашлись три компании, которым посчастливилось получить официальное разрешение. Первая — Maxi Card, созданная топ‑менеджментом VAB Банка и бывшим консультантом McKinsey Юргом Вебером. Она, скорее, является системой накопления бонусов и скидок, нежели системой электронных денег. Об этом говорится и на сайте самой компании.

Вторая — MoneXy, действительно является системой е-денег, но компания позиционирует себя больше как инструмент оплаты покупок, приобретенных в сети. Ее основателем является действующий президент Ассоциации участников электронного бизнеса Украины Юрий Чайка. Он, кстати, был одним из подписантов открытого письма Виктору Януковичу, в котором участники рынка просят президента разблокировать счета Webmoney и разобраться в ситуации.

Ну и последняя — GlobalMoney. Компания, официальным гарантом которой выступает государственный «Ощадбанк», была зарегистрирована в 2009 году Александром Тютюном вместе с тремя партнерами. Она является единственным соразмерным конкурентом WebMoney, получившим лицензию в Украине.

В комментарии Forbes Тютюн сообщил, что среди учредителей компании так же числятся руководитель одного из подразделений Центральной избирательной комиссии Артур Витренко и Юрий Корж, совладелец интернет‑провайдера GlobalUkraine и сын бывшего нардепа от «Батьківщини» Виталия Коржа. По словам Тютюна, на этом список акционеров GlobalMoney не заканчивается, но других имен он не называет.

Колобов и ;партнеры

Согласно Госреетру, уставной капитал GlobalMoney составляет 12 миллионов гривен, из них всего 0,5% — 48 тысяч принадлежат Тютюну. Среди учредителей так же значатся лондонская Quick Payment System Ltd и украинский венчурный фонд «Европейские технологии», с долями 4,7 и 7,2 миллиона гривен соответственно.

По данным реестра компаний Великобритании, директором Quick Payment System Ltd указан Александр Тютюн, но уже почему-то в качестве гражданина Израиля. А владеют ею 3 офшорные компании, и еще одна английская — Integrate IT Technologies Limited. Бенефициаром последней является белорусский IT-бизнесмен Сергей Гвардейцев.
А вот с ПАО «ЗНВК ИФ «Европейские технологии» ситуация обстоит сложнее.

По состоянию на сентябрь 2013 года, единственным её учредителем с долей в 150 миллионов гривен числится «Юго-Восточная страховая компания» («ЮВСК»). Но согласно решению Хозяйственного суда Донецкой области , еще в июне 2010 года она была признана банкротом и ликвидирована.

Но в пресс-службе фонда-владельца GlobalMoney сообщили, что информация из госреестра юридических лиц «является устаревшей».

«ЗАО „Юго-восточная страховая компания“ была учредителем в 2005 году. В период с 2005 по 2007 годы ЗАО „ЮВСК“ было акционером общества согласно данным сводных учетных реестров владельцев ценных бумаг», — говорится в ответе пресс-службы «Европейских технологий».

«По данным последнего сводного учетного реестра... по состоянию на 18.09.2013 количество акционеров общества составляет 30 человек. Акционеры, владеющие акциями общества более 10%, отсутствуют. Предоставление полного перечня акционеров общества являются конфиденциальной информацией», — заявили в фонде.

До ликвидации в состав акционеров «ЮВСК» входили компании КУА «ДАН» и АОЗТ «Промкомбинат». Оба предприятия принадлежали банку «Союз», земпредправления которого является бывший вице-президент «Родовид Банка» Сергей Дядечко.

После ликвидации самой компании «ДАН» управляет «Европейскими технологиями» напрямую.

«К GlobalMoney мы никакого отношения не имеем, а КУА «ДАН» и фонд, которым она управляет («Европейские технологии» — INSIDER) мы продали еще в 2008-2009 году«,- прокомментировал эту ситуацию Дядечко. Впрочем, он не сказал, кому именно была продана компания.

Но есть ряд интересных деталей. Первая из них — номер телефона «Европейских технологий» совпадает с номером директора «ЗНВК ИФ «Новые технологии» , бизнесмена Ивана Аврамова. Того самого, который является бизнес-партнером легендарного регионала Юрия Иванющенко , более известного как «Юра Енакиевский» . Правда, это может еще ни о чем не говорит.
Самое интересное то, что 2009 году мажоритарным акционером «Европейских технологий» было ООО «Парфе».

История этой фирмы крайне занимательна. Например, «Парфе» принадлежит 100% «Апекс-Банка». Это финучреждение было создано в том же 2009 году.
Согласно информации реестра юридических лиц, среди акционеров «Парфе», в частности, были такие люди, как Александр Дубихвост и Варвара Шульц.

Сейчас Дубихвост является директором Департамента управления валютными активами Нацбанка. Варвара Шульц до апреля месяца была членом ревизионной комиссии «Апекс Банка».
Но важно другое. Как писало в свое время «Свидомо» , женщина с таким же именем имела общую компанию с нынешним министром финансов Юрием Колобовым , которого относят к условной властной группе «Семья» .

Более того, по информации журналистов, они даже были прописаны в одной квартире на малой родине чиновника — в Павлограде Днепропетровской области.

Информацию о том, что Колобов , мягко говоря, не чужд счастливой системе электронных денег, нам подтвердили сразу два осведомленных представителя финансовых кругов. Правда, пожелав остаться неназванными.

«Варвара Шульц — это мама Юрия Колобова. А Александр Дубихвост — его кум. За „глобалами“ стоят они», — рассказал один из источников, добавив, что в структуре этой системы работает много экс-сотрудников «Терра-Банка».

Стоит отметить, что владельцем этого финучреждения до его продажи весной 2010 года называли нынешнего министра финансов .
«Юрий Владимирович Колобов никогда не имел ни какого юридического отношения к ООО „Парфе“ и компании „Глобалмани“. Варвара Шульц действительно была одним из соучредителей ООО „Парфе“ до 2010 года. При участии Варвары Шульц ООО „Парфе“ не обладало долей в ОАО „ЗКИФ НВ“ Европейские технологии», — сообщили нам в пресс-службе Колобова.

Связи министра финансов с Варварой Шульц в сообщении не отрицали, а с датами немного напутали. Согласно данным системы раскрытия информации «Smida», ООО «Парфе» владело долей «Европейских технологий» не в 2010, а именно в 2009 году.

Когда у WebMoney начались проблемы с налоговиками, множество СМИ написало о том, что проверку «заказали конкуренты».
Ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию мы не можем. Крайне запутанная схема работы системы еще больше усложняет определение правых и виноватых.

Более того, не лишено справедливости утверждение о том, что любая система электронных денег теоретически может быть использована для отмывания средств. Например, деятельность WebMoney запрещена в Германии еще с 2009 года. Потому интерес фискальных органов вполне объясним даже с этой точки зрения.

Единственным неоспоримым фактом является то, что только одна компания — прямой конкурент WebMoney смогла получить лицензию Нацбанка Украины на соответствующую деятельность, и спокойно набирает обороты. И этой компанией оказалась та, у которой прослеживаются связи с представителями президентской «Семьи».

По материалам: argumentua.com