5 прожектов министра Табачника

679

Ровно год назад Дмитрий Табачник стал главой Министерства образования и науки. Этого времени оказалось достаточно, чтобы система образования сменила ориентиры и векторы развития.

Министр Табачник стал одним из самых заметных чиновников в Кабинете министров Николая Азарова. Одно его назначение вызвало шквал критики и протестов как со стороны украинской интеллигенции, так и со стороны студентов и педагогов. Впрочем, за год пребывания в должности ряды критиков Табачника не поредели. Скорее, даже умножились. Министр успел вернуть 11-летнюю программу обучения в средней школе, отменил тесты для школьников 3, 5-8 и 10 классов, заявил о необходимости обязательного дошкольного образования, попробовал ввести в вузах платные услуги, а также начал реформу высшего образования. «Комментарии» обратили внимание на 5 самых дискуссионных предложений Дмитрия Табачника, озвученных за год работы в Кабмине. Правда, сам министр давно объяснил: работать собирается, невзирая на любую критику. Он же не победитель конкурса красоты, чтобы всем нравиться.

1.  Создание условий для развития русского языка

Буквально через несколько недель после назначения на должность Табачник в интервью радио «Эхо Москвы» заявил: «Самое большое достижение Украины - абсолютный билингвизм». В этом ключе министр и строил свою политику на протяжении года.  В начале работы на министерском посту Табачник пообещал открытие в Киеве школьных классов с русским языком обучения. Министр также заявил, что родители учеников в школе и студенты в вузах должны иметь право сами выбирать, на каком языке учиться. И хоть это обещание Табачник не сдержал, ненавязчивая русификация все глубже проникает в отечественную систему образования.

Так появилось решение о том, что тестирование в школах с этого года можно будет проходить на русском языке. Кроме того, русский язык станет одним из предметов, которые можно будет выбрать для прохождения ВНО. В январе этого года Украинский центр оценивания качества образования возглавила замминистра Ирина Зайцева, считающая, что никто не имеет права навязать язык. И по приказу сверху сделать чужой язык родным невозможно.

С мая прошлого года вынашиваются планы по созданию совместных с Россией учебников по истории и даже по точным наукам. Только за последние несколько месяцев в стране появились концепция литературного образования в средней школе, а также концепция языкового образования. В обоих документах упор сделан на том, что кроме изучения украинского языка и литературы следует обратить пристальное внимание на изучение русского языка и русской же литературы. А в конце января Табачник и вовсе заявил, что украинизация и нарушение европейских норм языковой политики ведет «к оттоку мозгов из страны». Немудрено, что, по прогнозам «Комментариев», украинский язык умрет в 2060 году.

2.      Внедрение в учебный процесс нетбуков

Осенью прошлого года министр отметил, что в 2011 году, в рамках провозглашенного Януковичем Года образования и информационного общества, за счет государственного бюджета планирует обеспечить электронными книгами детей из неполных семей и детей-сирот. По самым скромным подсчетам, эта инициатива обошлась бы государству в 50 млн. грн. Правда, чиновники ничего не говорили о том, как обеспечить сохранность устройства, ведь его немалая стоимость наверняка провоцировала бы и кражи, и перепродажи книг. К тому же, такие устройства пригодны для использования в школе лишь в том случае, если выдержат удар о стену, либо падение в лужу. Минобразования заявило, что для выбора компании-производителя электронных книжек и программного обеспечения будет проведен прозрачный конкурс среди мировых грандов, однако дальше заявлений этот проект так и не продвинулся. Уже в этом году с идеей выпускать в Украине электронные учебники для школьников выступил харьковский губернатор Михаил Добкин. Он предложил производить их на базе Харьковского приборостроительного завода имени Т.Г.Шевченко. Добкин оценил книгу (в наборе с комплектом электронных учебников и дидактических материалов) в 1600 грн. Президент Янукович тогда поручил Табачнику поддержать эту идею, но сегодня министр образования занят другим проектом: в августе прошлого года в Украине стартовал нацпроект «Открытый мир», цель которого – создание в Украине 4G-сети скоростного Интернета. Министерство образования посчитало, что такие технологии значительно облегчат жизнь школьникам, а государство сэкономит 400 млн. грн. на издании учебников. Правда, чтобы получить доступ к цифровым знаниям, школьников обяжут купить нетбуки. Стоимостью «всего» в 2 тысячи гривен. Министр Табачник пообещал, что малообеспеченным семьям не придется покупать нетбуки для своих школьников за последние деньги. Их должно закупить государство. Правда, памятуя о проекте внедрения в образовательный процесс электронных книг, в новые планы Минобразования верится с большим трудом.

3.      Создание новых школьных учебников

Нехватка учебников – одна из самых характерных примет нынешнего учебного года. Еще в июне прошлого года министр Табачник пообещал: все школы Украины будут обеспечены учебниками. Правда, сделав при этом акцент на том, что украинские школы больше не будут получать учебники в первую очередь, чтобы не страдали школы с русским языком обучения. Уже через месяц Министерство образования сбавило обороты и сообщило, что к началу учебного года обязуется напечатать 80% учебников для 10 класса, у которых из-за 11-летнего обучения изменилась программа. Остальные же учебники ученикам предложили искать на сайте министерства. Причиной аврала назвали поздно утвержденный бюджет. Правда, 1 сентября школьники обещанных учебников так и не увидели. Первоклассники получили буквари к октябрю. Старшим классам повезло меньше - новая литература даже после окончания первого полугодия появилась не во всех школах. А к написанию учебников для 11-го класса в стране только приступили.

Впрочем, речь не только о количестве, но и о качестве учебных пособий. Намерение переписать некоторые учебники (в первую очередь, по истории) Табачник высказал практически сразу после назначения. Ведь, к примеру, министр последовательно заявляет, что голод 1930-х – трагедия не украинская, а совместная, так что попытки определить Голодомор геноцидом – лишь политические инсинуации. В мае было решено разработать совместное с Россией учебное пособие для учителей истории. В октябре, когда была создана рабочая группа по этому вопросу, речь шла уже о том, чтобы привлекать иностранных специалистов к разработке общих учебников даже по математике, физике, химии и астрономии. Впрочем, обещанию Табачника разработать пособия до конца 2010 года не суждено было сбыться: в декабре разработчики заявили, что попытки создать такой учебник с треском провалились.

Тем не менее, уже известно, что в новом учебнике по украинской литературе для 11 классов появятся украинские русскоязычные поэты, но исчезнет роман Василия Барки о Голодоморе «Желтый князь».

4.      Сокращение количества вузов. Новый закон «О высшем образовании»

Пожалуй, именно реформа высшего образования стала одним из самых обсуждаемых вопросов в контексте работы министра Табачника. Одна из самых болезненных тем – сокращение количества вузов. Вернее, принцип, по которому Минобразования намерено уменьшить их количество. Министр заявил: «Украина, как Боливар О.Генри, не может вынести более 900 высших учебных заведений. Это не прихоть Табачника, это предчувствие армагеддона высшего образования». Министерство предложило вузам добровольно объединиться, но механизм этого процесса до сих пор неизвестен.

Между тем, массу критических комментариев вызвала норма законопроекта «О высшем образовании», которая определяет статус вузов исключительно по количеству студентов. По ней «классический» университет будет считаться таковым, если на его дневном отделении обучается не менее 10 тысяч студентом, а «профильным» сможет называться тот вуз, который насчитывает не меньше 6 тысяч студентов. И в случае принятия этой нормы Киево-Могилянская академия, к примеру, превратится в колледж. Впрочем, благодаря этой норме даже известный во всем мире Йель в Украине лишился бы статуса университета.

Однако в новом законе есть и другие «острые» моменты. К примеру, студентам предлагают платить сразу за четыре года учебы в вузе. Иначе стоимость обучения будут пересчитывать с учетом уровня инфляции за предыдущий год. Кроме того, новый закон о высшем образовании возрождает комсомол, вступительные экзамены и русскоязычное образование. Льготникам теперь отдадут не более 25% бюджетных мест. Новые же правила приема в вузы большинство экспертов назвало попыткой вернуть взятки и «блат» при поступлении.

Несмотря на протесты студентов, преподавателей и даже представителей власти, закон «О высшем образовании», скорее всего, вступит в силу со всеми спорными нормами. Во всяком случае, месяц назад Дмитрий Табачник заявил, что этот законопроект отвечает европейским образцам, а главная его цель – дать свободу университетам. Правда, за заботами о реформе вузов в Международный день студента Министерство образования почему-то забыло поздравить украинских студентов.

5.      Обязательное дошкольное образование

В июле прошлого года Верховная Рада ввела обязательное дошкольное образование для детей 5-летнего возраста. Министр Табачник заявил, что это полезное и своевременное нововведение, которое приближает систему образования Украины к лучшим мировым и европейским традициям. Ведь охват дошкольным образованием с 5-летнего возраста внедрен законодательно в США и преимущественным большинством стран Европы. Заявление чиновника моментально спровоцировало шквал критики, поскольку, в первую очередь, в стране банально не хватает детских садов: сегодня они охватывают около 56% процентов дошкольников. Табачник тогда отметил, что сидеть за партами малышам н обязательно: достаточно коммуникации с одногодками и развивающих игр. Ведь это «просто подготовка к пребыванию в детском коллективе». Однако уже в ноябре, на І Всеукраинском съезде работников дошкольного образования Табачник озвучил почти революционные идеи. Во-первых, министр заявил, что уже в 2011 году в дошкольных учреждениях должно учиться 75% маленьких украинцев. Чтобы решить проблему нехватки мест (сегодня на 100 мест в детсадах приходится по 115-118 детей), Табачник предложил строить новые детсады, экспроприировать старые у частных структур, и даже открывать такие учреждения при вузах, компаниях и предприятиях. В числе заявленных министром новшеств оказались и введение в штат детских садиков должностей врача, медсестры-диетолога, инструктора по физическому воспитанию, детского психолога, логопеда. При этом министр отверг все обвинения в намерениях ввести в детсадах платные услуги. Правда, добавив: «платные услуги в детских садах не вводятся, поскольку, согласно закону, они были введены два десятка лет назад». Впрочем, на этом все заявления о реформе дошкольного образования закончились. В стране по-прежнему не хватает детских садиков, а в те, что работают, нереально отдать ребенка без многомесячной очереди и уплаты поборов.

vsyapravda.com