Достижения Гройсмана: рост экономики или неуместный оптимизм?

956

500На прошлой неделе в Национальном банке Украины рассказали приятную для украинцев новость. Во втором квартале текущего года рост внутреннего валового продукта (ВВП) составил по предварительным подсчетам от 1% до 2%. Фактически это дает властям основания говорить о том, что украинская экономика начинает подниматься. Менее значительный рост ВВП был зафиксирован в I квартале, но тогда он составил лишь 0,1%, теперь же эта цифра увеличилась как минимум в десять раз. И все это на фоне событий, которые происходят в стране сегодня, таких, например, как война на Донбассе. Казалось бы, последнее должно сказываться на экономике негативно, в то же время НБУ, а следом за ним и премьер-министр Гройсман рапортует о серьезных достижениях.

Так ли это на самом деле, и какие реалии скрываются за сухими статистическими показателями? Таким ли ощутимым для экономики является рост ВВП, и встает ли на ноги сама экономика, или кто-то пытается удержаться на плаву, пока на заднем плане рушатся последние надежды на экономическое чудо?

Первые достижения?
1%-2% пусть и выглядят ничтожными, но для страны, которая испытала столько проблем и потрясений за два года с небольшим, это кажется очень радостным и перспективным результатом. Наконец, Украина смогла показать реальный рост своего производства, объем которого заметно увеличился по итогам полугодия. Увеличилась средняя зарплата, которая в том же июне стала больше на целых 7,2%, а в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, увеличилась на 17,3%.

Лучшим оказался урожай зерновых и, увеличились поступления в государственную казну. Последние показатели в годовом измерении за первое полугодие стали больше на 7,4%, а урожай зерна по прогнозам профильного министерства в текущем году может составить 61 миллион тонн, что на один миллион больше по сравнению с прошлогодними показателями. Опять же миллион тонн (в общей сложности только 1/61 часть), вроде бы и не много, но власти видят в этом много поводов для радости. Как минимум теперь необходимые для внутреннего потребления резервы можно будет пополнить за счет собственного производства, а значит, не придется покупать зерно за границей. А при удачном раскладе и на импорте можно будет заработать, ведь как-никак украинская пшеница всегда считалась одной из лучших, а значит востребованной в других странах.

А есть ли повод радоваться?
Несколько вырос и оборот в торговле розничной, а еще стало больше выполняться строительных работ. В целом, отличные показатели, если бы не одно «но». Заключается оно в том, что цифры – вещь не столько упрямая, сколько своеобразная. Все зависит от того, под каким углом взглянуть на одни и те же статистические показатели.

С одной стороны, картина выглядит очень радужно и в самом деле перспективно, особенно если это подкрепляется бодрыми заявлениями высокопоставленных чиновников. С другой, если сравнить маленький прирост в последнем квартале или месяце со стремительным падением в прошлом году, то вырисовывается другая картина. Радоваться, по крайней мере, так сильно и так эмоционально, как Дмитрий Сологуб, занимающий пост заместителя главы НБУ или премьер-министр Владимир Гройсман, накануне 100-дневного «юбилея» работы его правительства отчитавшийся о своих «достижениях», простому украинцу пока еще рановато.

Производство
Как уже было сказано выше, одни и те же цифры можно рассматривать по-разному. Например, 2% прироста уровня производства, которые Владимир Гройсман рассматривает как положительный сигнал для становления здорового инвестиционного климата в стране, в реальности сложно назвать победой. Так цифра в 2% является показателем за период с января по июнь, в то время, как в самом июне уровень производства, напротив упал. Падение его составило 3,4% в сравнении с июнем 2015 и 2,1% в сравнении с маем текущего года. Ну и вряд ли можно считать достижением и то, что в первом полугодии объем производства повысился на 2%, в аналогичный период прошлого года упал на целых 20%.

Потребительская способность
Как уверяют власти, в Украине несколько выросла потребительская способность, что вероятно, произошло по причине увеличения средней заработной платы. Зарплата и на самом деле стала большей, и здесь не поспоришь, но вот, что касается потребительской способности украинцев, то в ее улучшение верится сложнее. Всю зарплату «съедает» инфляция и скрывать то, что она есть, также не имеет смысла. Ведь не просто так Fitch Ratings продолжает оставлять Украину на уровне ССС, который по правилам рейтингового агентства означает преддефолтное состояние. И пока показатели говорят нам о том, что в сравнении с маем удалось достичь дефляции в 0,2%, руководство страны не хочет вспоминать о более чем 18-процентном росте инфляции за первое полугодие, в сравнении с аналогичным периодом 2015 года. Плюс рост коммунальных платежей также «съедает» внушительную часть зарплаты, а говорить о ценах не приходится и вовсе. Последние растут, вопреки какому либо смыслу. Например, подорожание бензина в Украине происходит на фоне стабильной цены на нефть, которая сегодня не достигает даже 50 долларов за баррель.

Сельское хозяйство
Оптимистичные прогнозы Минагрополитики относительно ожидаемого увеличения урожая зерновых, конечно, радуют, а вот в остальном поводов для радости нет. За одно только первое полугодие 2016 падение производства в отрасли составило 0,3%, 2,1% из которых – это потери в животноводстве. И даже эти цифры не отображают реального масштаба проблем, ведь речь идет лишь о сельхозпредприятиях. В то же время в частных хозяйствах дела идут еще хуже. Причины все те же: большие затраты и маленькие доходы, то есть банальная нерентабельность либо же и вовсе невозможность позволить себе содержание частного хозяйства.

Экспорт, импорт и кредиты
Объем экспорта, на который надеются в Минагрополики и не только, лишь продолжает стремительно падать. Так за период с января по май текущего года падение экспорта составило дополнительные 11,5% и в сравнении с тем же периодом 2015 года составило 13 миллиардов 693 миллиона долларов. И даже импорт за те же пять месяцев снизился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года до 14 миллиардов 387 миллионов гривен, что составляет 6,2%. Получается, что Украина «закрывается в себе» и остается наедине со своими экономическими проблемами. Впрочем, не без помощи тех, на кого она надеялась. До сих пор остается подвешенным вопрос о судьбе хотя бы одного из обещанных в этом году траншей от Международного валютного фонда.

На фоне всего этого странной выглядит необычайная радость чиновников, которые уверяют украинцев, что жизнь наконец-то начала налаживаться. Сложно представить, что премьер-министр оказался введен в заблуждение оптимистичным докладом Сологуба и не понимает, что за «перспективными» показателями скрывается крайне бесперспективная действительность.

Получается, что сказки об улучшениях снова используются политиками для манипуляции народным сознанием? Ведь Владимиру Гройсману, несомненно, хочется отчитаться о достижениях за сто дней своей работы, которых просто нет. Или это начало предвыборной компании, идти на которую Гройсман решил идти в образе супер-премьера, спасителя украинской экономики, вытащившего ее с самого дна, когда уже никто не надеялся на ее возрождение?

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org