Смелые нардепы

673

Вы знаете, кто у нас в стране самый смелый? Не пожарные или милиционеры, вынужденные рисковать жизнью в силу профессии. Не альпинисты, сознательно выбирающие предельный экстрим. Самые смелые – нардепы. Да-да. Вы бы согласились изо дня в день ощущать над головой тридцать тонн стекла и металла, при том, что известно – данные тонны держатся буквально на волоске? Половина нависшего груза, это знаменитый стеклянный купол здания Верховной Рады, вторая – металлический шпиль, венчающий ее снаружи, и грандиозная люстра внутри. И, как стало известно, вся тяжеленная роскошь крепится окончательно проржавевшими к нынешнему дню конструкциями.

Наверное, слишком многие медиа растиражируют эту информацию, отнеся ее к курьезам, растиражируют с целью потешить то мутно-босяцкое, что есть в совокупном сознании любого общества: мол, йес и прочее вау, пусть бы грохнулся купол, удавивши всех «этих», «плохих» и «хороших», то-то зрелище! Поэтому мы с вами, уважаемые читатели-собеседники, от темы сомнительного курьеза отойдем. В том числе, оставив для другого разговора совершенно некурьезный аспект: где осели средства, ежегодно выделяемые для ремонта парламентских строений? Есть смысл сегодня поговорить вот о чем. Попробовать прикинуть, почему у последней сессии данного созыва беспрецедентный календарный план. И вообще, каких поворотов сюжета можно от нее ожидать.

Стартующую во вторник одиннадцатую, последнюю сессию шестого созыва ВР, действительно собираются длить до полнейшего упора. О том, что эта каденция нелегитимна в том числе и потому, что избиралась (получала полномочия от нас с вами, избирателей) на четыре года, и, на ровном месте, продолжила свое существование на год – знают все. А вот рутинный момент – утверждение календарного плана, произошедшее 5 июля, перед каникулами, как-то прошло мимо внимания. Тем временем, сроки запланированной сессионной деятельности под занавес — интересны. Она откроется 4 сентября, а закрытой будет объявлена 14 декабря.

Возьмемте в руки календарь. 28 октября произойдет голосование за новый созыв Верховной Рады. По закону Центризбирком обязан установить его окончательные результаты не позднее, чем на пятнадцатый день со дня выборов (теоретически это может произойти и раньше). Еще максимум пять дней закон отводит на официальное опубликование списков избранных. С этого момента те, кто пришел в новый состав Рады, имеют право получить в ЦИК временные депутатские удостоверения, являющиеся основанием для вручения мандата после принесения присяги. Практически, эти люди становятся членами официально существующего депутатского корпуса новой каденции. Да, есть еще один вполне законный временной промежуток – новый созыв в срок до тридцати дней (опять таки, можно и быстрее, законодательством очерчено лишь то, что медленнее нельзя) трудится в формате созданной им подготовительной группы, цель которой – наработка предложений по организации пленарных заседаний первой сессии новоизбранного высшего законодательного органа. То есть в нашем нынешнем случае, окончательные результаты выборов должны быть обнародованы не позднее 17 ноября, и дальше, пусть в рамках подготовительного процесса, в стране существует новый парламент.

Совершенно понятно, почему полномочия предыдущего созыва считаются завершенными только тогда, когда новый депутатский корпус примет присягу и откроет свое первое заседание. Это – законодательная страховка от форс-мажора, вряд ли возможного, но сбрасывать его со счета строгие строчки нормативных документов не имеют права. Форс-мажор – вот он: буде большинство новоизбранных дружно откажется получать удостоверения, и становиться депутатами; или в одночасье (тьфу-тьфу, дай, Господи, здоровья всем) эта самая большая половина, скажем так, дематериализуется.

Правду говоря, если сложить максимально допустимые сроки «раскачки» Центризбиркома с оглашением результатов голосования и подготовки нового корпуса к открытию своего первого заседания – постановление о календарном плане последней сессии завершающейся каденции закона не нарушает. Просто использует все возможное время «до донышка». Но есть такая вещь, как прецедент. Все предыдущие «старые» Верховные Рады теоретически не лишались своих полномочий до первого заседания новой на случай этого самого форс-мажора, но после избрания следующей каденции не законотворчествовали, не «сессионничали». Зачем же сейчас понадобилась активная жизнь парламента шестого созыва, вот именно, «после смерти», причем, «смерти» благостно-плановой, как смена времен года?

Предположение таково. Режим опасается, что по итогам выборов-2012 он не получит парламента, столь подконтрольного, не действующего в качестве самостоятельного игрока ни в меньшей мере, как нынешний. Режим подозревает и то, что обнародованные результаты голосования не будут признаны честными ни мировым сообществом, ни, главное, украинскими гражданами. Вдруг — начнется «вторая серия» 2004 года, причем с куда более острым сюжетом. И не исключено – трудоемкой, но вполне реальной попыткой добиться отмены сфальсифицированных результатов, проведения парламентских выборов уже не под контролем режима. Вот тут, в безвременье, имея под рукой вполне законную, активно заседающую старую Раду, можно получить определенную пользу. Во-первых, «расплатиться с долгами» самим себе, то есть напихать в закон о бюджете на 2013 год сколько угодно выгод для звеньев олигархически-клановой системы. В пожарном порядке принять ряд законов, направленных на продолжение разграбления страны, законов, которые принято мягко называть «непупулярными». И даже если предположить, что нынешние выборы завершатся без потрясений, а просто несколько изменится конфигурация парламента, обезопасить «горячие» вопросы невредно. Тем более что по окончании выборов непопулярщина как бы ничем не грозит: уже не нужно «делать лицо», привлекательное для избирателя. Кстати, речь может идти не только об отдаче долгов, то есть желаемого и обещанного – внутри страны. Отношения с Москвой все больше упираются в ту же безоговорочную сдачу украинской газотранспортной системы. Так вот, почему бы не провернуть эту, и ей подобные сделки именно кнопкодавством гарантированно подконтрольного парламента, не дожидаясь гипотетических проблем с новым, пока еще неизвестным?

Можно, конечно, возразить – оппозиция декларирует в качестве своих первоочередных действий в парламенте седьмого созыва отмену десятков документов, проштампованных этой Радой в нарушение и Конституции, и собственного регламента. Возможно-де отменить и те, что будут приняты на последней длинной сессии «на десерт». Но, знаете, оппозиции прежде всего нужно зайти в новый парламент в качестве большинства. И любому здравомыслящему человеку понятно, что этот путь, согласовывающийся с антирежимными настроениями миллионов граждан, тем не менее, будет предельно труден. Время, необходимое на доказательство фальсификации результатов голосования, на отстаивание своего выбора, на всевозможные акции, поддержанные непризнанием результатов мировым сообществом, в конце концов, на новые выборы – это не два дня и не две недели. А с какой немыслимой скоростью умеют набивать себе карманы «рули» и «винтики» нынешнего режима, да еще если они будут находиться под прикрытием документов, принятых Радой, не сложившей полномочия – никому из зрячих объяснять не нужно. И вообще, отменить всегда куда сложнее, чем наскоро проштамповать шаловливыми пальцами нынешних кнопочных многостаночников.

Тем более что в потенциальном предельном продлении заседаний нынешней Рады – есть и внятное «во-вторых». В случае народных волнений, вызванных фальсификацией результатов голосования, старый парламент, вроде бы на вид законно существующий, но гарантированно прорежимный, может своим решением «освятить» что угодно – от ввода войск на протестующие улицы и площади до очередного продления собственных полномочий, раз уж украинский народ и мировое сообщество, видите ли, «не устраивают» состоявшиеся выборы.

Так что же, рассмотрев все эти гипотетические опасности, в очередной раз приниматься в полной безнадеге посыпать голову пеплом? Ну уж нет, хватит. В обществе необходимо создавать совершенно оправданную готовность не только отстаивать правдивые результаты голосования, но и не забыть после 28 октября буквально «вынести» из зала заседаний шестой созыв. Ну, если жалко ломать двери – мощным пикетом не допустить на заседание «прозаседавшихся».

Скажете, я призываю к антизаконным действиям? Знаете, не совсем так. Ныне доживающий последнюю сессию парламент, повторюсь, нелегитимен. Большинство в нем сотворено в нарушение положений Конституции. Срок на год он себе продлил тоже незаконно. Это преступления? Да. А граждане имеют право преступление пресекать.

Но для того, чтобы создать в обществе подобное справедливое настроение, необходимо постоянно обращать внимание граждан на нынешнюю деятельность данного парламентского созыва с красноречивым номером «шесть». И так, чтобы это внимание ни в коем случае не сводилось к шоу-взгляду: кто-то кого-то за галстук потрепал, а этот того – послал совершенно непарламентски. Мы с вами должны уяснить: здесь утверждаются все правила игры, по которым предписывается жить стране, собственно, нам же с вами. Мы должны буквально иметь перед глазами выходящую за все цивилизованные рамки картинку: в зале – пару десятков «дежурных», Чечетов машет рукой, на табло появляются откровенно шулерские цифры, «за» — 250-260, и опа! – мы имеем главный годовой бюджетный документ, Трудовой кодекс, или еще что, касающееся каждого. Мы должны запомнить это, чтобы, опуская бюллетень в избирательную урну, не допустить в новый парламент аферистов из нынешнего «большинства». И тем, кто, к сожалению, имеет возможность безобразничать здесь сейчас, в том числе, в результате гражданской пассивности общества – хотя бы укоротить руки сразу же после 28 октября.

Конечно, не совсем корректно – раздавать советы. Но кажется, что оппозиция, представленная (точнее, окончательно загнанная в угол, фактически лишенная права голоса) в нынешнем созыве парламента, должна предельно дистанцироваться от его агонии. Переломить ситуацию к лучшему в данном случае не удастся. Так не стоит «рифмоваться» в сознании избирателей с тем, что твориться и будет твориться в этом зале, не стоит подпитывать псевдоаргумент «все-они-одинаковы». Похоже, первый шаг сделан в этот понедельник, на заседании согласительного совета, традиционно предшествующего завтрашнему открытию сессии. Фракция БЮТ заявила об отзыве всех законопроектов, подготовленных ее депутатами. Была приведена аргументация с цифрами: законопроекты от оппозиции все равно не принимаются к рассмотрению. Хорошо бы, чтобы этот шаг был широко и верно донесен до граждан, мол, не «эти оппозиционеры не хотят работать», а – исчерпаны все возможности воспринимать парламент в качестве реального законодательного органа, где избранные нами разные люди спорят, приводят аргументы, цивилизованно борются, чтобы победить неподдельним голосованием. Кстати, на предканикулярной сессии парламентской оппозицией было сказано: будем принимать участие в пленарных заседаниях только в том случае, если депутаты от большинства будут голосовать лично, а не многостаночным кнопкодавством. Думается, данное условие в нынешнем созыве невыполнимо. Так что, ждем следующего шага парламентской оппозиции, призванного продемонстрировать обществу: парламентаризма сегодня нет, и не стоит делать вид, что бездна его падения не так глубока?

…И, знаете, уважаемые читатели-собеседники, нормально, без «откатов» и воровства, но со всей надежностью отремонтировать грозящий каждую минуту грохнуться купол украинской Верховной Рады – непременно необходимо. Согласитесь, это достаточно красивое здание нашей столицы, да и вообще, стране парламент нужен. Только отремонтировать купол следует не раньше, чем мы с вами по-настоящему «починим» отечественный парламентаризм. Ныне – и вправду прогнивший донельзя, до опасности, куполом нависшей не над залом заседаний, а над всей страной.

По материалам ord-ua.com