Назревает конфликт между Украиной и Венгрией

768

Отношения Киева и Будапешта во все времена были дружелюбно-ровными (особенно по сравнению с отношениями Венгрии с другими странами-соседями, в которых тоже живет венгерское меньшинство). Очевидно, в Киеве считают, что около 150 тысяч украинских венгров — слишком незначительное количество, чтобы делать политическую погоду, потому и смотрят сквозь пальцы на активность своей соседки в плане защиты интересов зарубежных венг­ров. При том что некоторые другие страны называют эту активность вмешательством во внутренние дела.

Однако в середине декабря в безоблачных до того двусторонних отношениях появилась первая тучка: на заседании Смешан­ной венгерско-украинской межправительственной комиссии по вопросам обеспечения прав национальных меньшинств не был подписан протокол. За всю 18-летнюю историю существования комиссии такое случилось впервые.

Смешанная венгерско-украинская межправительственная комиссия по вопросам обеспечения прав национальных меньшинств была создана еще в
1993 г. На основании ее протоколов правительства двух стран принимают решения, касающиеся интересов, соответственно, украинского и венгерского меньшинств. Работа построена таким образом, что комиссии принимают за основу протокол предыдущего заседания и, в зависимости от решенных в нем вопросов, двигаются дальше. Обычно каждый следующий протокол совпадает по смыслу с предыдущим более чем наполовину.

По регламенту, комиссия собирается каждый год, однако последние три года она не заседала вообще. Как сказал ZN.UA по этому поводу один из представителей венгерской стороны, времена выдались трудные, кризис, потому и Украине, и Венгрии было не до межправительственных встреч.

И вот 19—20 декабря прошлого года, после трехлетнего перерыва, комиссия (с украинской стороны ее сопредседателем был первый заместитель министра культуры и туризма Юрий Богуцкий, а с венгерской — заместитель госсекретаря по делам национальных отношений Жу­жанна Рейпаши) собралась в Будапеште снова. Чтобы закончиться ничем.

Камнем преткновения стали два пункта, на которых настаивала венгерская сторона. Первый — о создании в Закарпатье Притисянского административного района с компактным проживанием венгров. Второй — обеспечение Украиной условий для прохождения в Верховную Раду представителя венгерского меньшинства. Остановимся на этих пунктах подробнее.

Притисянский район — давняя мечта венгерских организаций Закарпатья. Они хотят изменить административные границы нескольких районов За­карпатья и на их базе создать один (с теми же функциями, как и у любого другого административно-территориального района Украины), охватывающий 110—120 тысяч закарпатских венгров (напомним, всего в Закарпатье проживает около 150 тысяч венг­ров, или 12,1% от общего количества населения).

Желание венгров сохранить свою самобытность и компактность путем создания «собственного» района понятно. Как и понятно прохладное отношение к этой идее Украины. Во-первых, создать отдельный район непрос­то исключительно с технической точки зрения. Согласно Земель­ному кодексу Украины, это компетенция Верховной Рады, в которую должно поступить представление Закарпатс­кого областного совета. Перед этим сельские и поселковые советы должны инициировать и провести референдумы, результаты которых утверждают районные советы.

Но это только техническая сторона вопроса. Главное — что Закарпатье многонациональный край, поэтому создание территориально-административной единицы только для венгров было бы несправедливым в глазах других национальных меньшинств (которые также могут претендовать на «собственные» районы), а перекраивать границы области по национальному признаку — вообще недопустимо. В конце концов, нельзя не принимать во внимание и тот нюанс, что такие образования могут способствовать возникновению сепаратизма. За примерами далеко ходить не надо. В Закарпатье есть один административный район, который с полным на то правом можно назвать «национальным», — это Береговский с 76,3% венгерского населения. Скандальную историю с принятием Бере­говским районным советом решения об исполнении гимна Венгрии, которая взбудоражила всю область, и не только, читатели ZN.UA, наверное, хорошо помнят (см. номера еженедельника за 24 июня и 16 сентября 2011 г.).

Что же касается второго вопроса — прохождения венгерского представителя в Верховную Раду, — то венгерская сторона, в качестве аргумента ссылалась на собственное избирательное законодательство, изменения в которое были приняты в прошлом году. Согласно новому закону о выборах, признанные на государственном уровне национальности (а таких всего 14, в том числе украинская и русинская) могут избирать в парламент своих представителей. Правда, такая возможность предоставляется только теоретически. Следующие парламентские выборы в Венг­рии состоятся в 2014 г. по смешанной системе. Кроме обязательного мажоритарного бюллетеня, избиратель получит на выбор еще один из двух: общегосударственный партийный или национальный — для своего нацменьшинства. Чтобы зарегистрироваться кандидатом в депутаты, представитель нацменьшинства должен собрать полторы тысячи подписей, а чтобы пройти в парламент, — набрать не менее
13 тысяч голосов. При таких условиях реальную возможность избрать своих депутатов имеют только два меньшинства — ромское и немецкое. Об этом ZN.UA в телефонной беседе сообщила глава Общества украинской культуры Венгрии Ярослава Хортяни. Украинская община в Венгрии насчитывает всего пять тысяч человек, поэтому ее кандидат не может стать депутатом даже теоретически. Правда, лидер «национального округа», не набравший необходимого количества голосов для прохождения в парламент, может стать предс­тавителем своего нацменьшинст­ва в высшем законодательном органе без права голоса.

Приводя в качестве аргумента собственное избирательное законодательство, венгерская сторона настаивала, чтобы Украина также обеспечила условия для прохождения в Вер­ховную Раду представителя венгерского меньшинства, к тому же уже на выборах этого года. Украинское избирательное законодательство, как известно, не предусматривает такого понятия, как округ для отдельных национальностей, и ввести его до ближайших парламентских выборов абсолютно нереально. Впрочем, как свидетельствует опыт предыдущих лет, для венгерского меньшинства это совсем не обязательно. Каждый раз, когда в Украине проходили мажоритарные выборы (в 1994, 1998 и 2002 гг.), в округе, охватывающем венгроязычные Бере­говский и Виноградовский райо­ны Закарпатья, всегда побеждал венгерский кандидат. При этом пункт об учете компактнос­ти обитания нацменьшинств при создании округов содержался только в законодательстве о выборах 1998 года. На этот раз венгры опасаются, что все будет по-другому. И, наверное, имеют для этого определенные основания. Шесть закарпатских мажоритарных округов уже неофициально разделены между Партией регионов и «Единым центром» — по три каждому (это публично подтвердил губернатор области
А.Ледида, хотя буквально на днях В.Балога деление Закар­патья на округи прокомментировал так: «Я ни с кем еще ни о чем не договаривался»). Так называемый венгерский округ, куда входят Береговский и Виноградовский районы, согласно этому делению, достался представителю регионалов — первому заместителю губернатора области Ивану Буш­ку. Гра­ницы округов Центр­из­бирком еще не устанавливал, но венгры уверены: они будут подкорректированы под провластного кандидата таким образом, что венгерское население окажется в меньшинстве. Вот почему венгерская сторона на обеспечении условий для прохождения депутата от своего меньшинства настаивала особенно активно.

На межправительственной комиссии рассматривались и другие вопросы, в частности о поддержке Венгрией национально-культурных венгерских обществ в Закарпатье. Которая более чем на 90 процентов касается только одной венгерской организации. Впрочем, это тема отдельного разговора. Главные же споры велись вокруг уже упомянутых двух пунктов.

Как стало известно ZN.UA, в первый день заседание продолжалось до двух часов ночи, при этом украинская сторона постоянно ощущала на себе прессинг венгров. В какой-то момент предс­тавитель Украины даже предупредил, что если вопросы не будут обсуждаться взвешенно, украинская делегация покинет зал заседаний. До такого демарша не дошло, но протокол в результате так и не был подписан.

— Украинская делегация пыталась донести венгерской несколько принципиальных позиций, — рассказал ZN.UA замес­титель председателя Закарпатс­кой ОГА Иван Качур, принимавший участие в межправительственной комиссии как заместитель сопредседателя. — Во-пер­вых, разграничить вопросы, дуб­лирующиеся другими украинско-венгерскими комиссиями (есть еще комиссия по трансграничному сотрудничеству и экономике). Во-вторых, не выносить на обсуждение вопросы, которые не входят в компетенцию комиссии (в частности о создании При­ти­сянс­кого района). В-тре­тьих, снять вопросы, противоречащие украинскому законодательству (в частности о прохождении в Верховную Раду предста­вителя венгерского меньшинст­ва). Кроме того, мы объяснили, что Закар­патье — многонациональный край, поэтому отношение власти будет одинаковым ко всем представленным в нем меньшинствам, без каких-либо преференций. К сожалению, эти позиции не разделяют наши венгерские коллеги, компромисс не был достигнут…

— Вопрос о создании Прити­сянского района был инициирован еще в конце 1990-х годов «Обществом венгерской культуры Закарпатья» (ОВКЗ) и неоднократно обсуждася с украинской стороной, — рассказал ZN.UA глава ОВКЗ Миклош Ковач, также принимавший участие в работе Смешанной межправительственной комиссии. — В 2004 году этот пункт попал в соглашение о сотрудничестве между ОВКЗ и кандидатом в президенты Украины Вик­тором Ющенко. Мы обязались поддержать В.Ющенко в ходе президентской кампании, а он в случае победы — поддержать вопросы закарпатских венгров, первым из которых было создание Притисянского района. ОВКЗ свои обязательства выполнил, а что касается В.Ющен­ко — то это украинский политик, а следовательно, держит слово только в случае крайней необходимости… Пункт о При­ти­сянском районе неоднократно фигурировал в протоколах предыдущих заседаний межправительственной комиссии, украинская сторона обещала всесторонне изучить этот вопрос. Почему сейчас она так категорически выступила против, — непонятно.
Что же касается мажоритарного округа, охватывающего Береговский и Виноградовский районы, то Партия регионов с «Единым центром» однозначно приняли решение, что венгр там не пройдет. Прежде границы округа устанавливались так, что венгры в нем составляли 52—53%. Теперь сделают так, чтобы их было где-то треть. Это политическое решение, принятое на высшем уровне, и требование украинской стороны о невключении указанного пункта в протокол — еще одно тому подтверждение…

Результат работы межправительственной комиссии можно считать прямым отражением политики венгерского премьера Виктора Орбана (в 2010 году его консервативная партия одержала убедительную победу на парламентских выборах). Он значительно усилил работу на внешнем направлении и объявил приоритетом защиту интересов зарубежных венгров. Политика Венгрии уже вызвала ряд резких заявлений со стороны ее стран-соседей, в которых живет венгерское меньшинство, прежде всего Словакии и Румынии. Украина активность своей соседки всегда воспринимала, высказываясь дипломатическим языком, — мягко, а говоря по существу — никак. Она проигнорировала признание Венгрией на официальном уровне русинской национальности, закрыла глаза на венгерский закон о двойном гражданстве, действие которого распространяется на закарпатских венгров (см. ZN.UA от 18 февраля 2011 г.: «Молчание — знак сог­ласия?»), не обращает внимания на принятие закарпатскими венг­рами присяги на верность Венг­рии (ZN.UA от 13 мая 2011 г.: «Присягаю на верность Венг­рии»). Самое слабое звено, как известно, рвется первым, поэтому Киеву следует быть готовым к дальнейшей активизации Буда­пешта в этом направлении.

Вскоре должен состояться официальный визит украинского премьера Николая Азарова в Венгрию (который был запланирован на следующую неделю — 26—27 января, однако позже был перенесен). Очевидно, вопросы, не решенные на межправительственной комиссии, будут затронуты и в этот раз

По материалам: zn.ua