О цене человеческой жизни
В свое время Островский внес в массы утверждение, что «самое дорогое у человека - это жизнь». Конечно, не у всякого николаевского обывателя Островский числится в авторитетах. Обидно другое: то, что список таковых обывателей гораздо шире, чем могло показаться с первого раза…
Пусть до сих пор вам было неизвестно, сколько стоит жизнь человека, и по сей день вы так и не определились с тем, какой, собственно, валютой за нее рассчитываться, просто примите к сведению то, что кое-кому, к сожалению, ежедневно приходится определять ее стоимость.
Наверное, 28 ноября текущего года для Николаева теперь по праву может называться днем, когда жизнь человека настолько обесценили, что не только Островский, но и все, кто ранее до него или уже после имели опыт высказываться по поводу расценок жизни, канут в лету. Им ли знать, чего стоит жизнь…
Вот так. Возможно, не так скоро, как бывает, или наоборот - не так долго, как порой затягивается, в Ленинском райсуде рождалась цена человеческой жизни – год заключения в тюрьме. К такому выводу шли немногим меньше года. Восемь месяцев досудебного следствия, около трех месяцев судебного разбирательства. И приговор оглашен: за убийство двоих людей – отсидеть два года тюрьмы, а с учетом того, что осужденный уже около года скитается в СИЗО, выйти на свободу он сможет через год. Хотя, поговаривают, что приближающийся Новый год осужденный будет отмечать в кругу семьи, ведь совершил он всего-то - преступление средней степени тяжести… убийство двоих людей. Сам же осужденный оценил жизнь этих двоих (к слову добавить, жертв могло быть больше) в полмиллиона гривен – именно имущество на эту сумму он пытался таким образом защитить. Конечно, неоднократно в суде поднимался вопрос о том, что защищал он и жизнь своей жены… но ведь и она теперь, по сути, может также, как и все остальные жизни, оцениваться так низко – всего лишь год заключения…
«Дело Жуковского» = убийство + «национальный «колорит» = «полезная для общества работа»
Неделя началась, как всегда - с понедельника, как иногда – с неожиданного для многих, если мягко сказать, решения Ленинского районного суда г.Николаева по «делу Жуковского».
Почти год назад весть о том, что в Николаеве частный предприниматель Олег Жуковский расстрелял известного бизнесмена Георгия Абшилаву и его водителя Артура Джаняна, достаточно резко всколыхнула общественность, которая тут же разделилась на два фронта: на тех, кто выступал за Абшилаву и тех, кто защищал преступника. Ведь уже тогда было понятно: вне зависимости от того, по какой статье ему в итоге объявят приговор, он так или иначе уже не лишится этого звания.
На протяжении всего разбирательства дела в судебном порядке редакция сайта обдуманно, взвешенно находилась в стороне от происходящего, дабы не вмешиваться в судебный процесс, ни в коем случае не повлиять на общественное мнение, чтобы в итоге не навредить.
Позиция была выбрана стойко, и мы все это время оставляли при себе свое мнение. Да восторжествует справедливость и правосудие! К сожалению, не все имели смелость придерживаться подобной позиции, и с каждым новым рассмотрением дела в зале суда в СМИ появлялись материалы, брошенные на растерзание безликих комментаторов. Мы с уважением относимся к каждому из своих читателей, в том числе и к тем, кто периодически высказывает в комментариях свое недовольство нами.
Однако, заметьте, как уместно отмечалось на страницах особенно киевских изданий, которые освещали происходящее – «это преступление вызвало огромный резонанс в Николаеве - двойное убийство само по себе редкость, а тут еще и отчетливый национальный «колорит»! Многие не сомневаются в том, что этот самый резонанс был бы не настолько широк, если бы вместо фамилии «Абшилава» в деле фигурировала фамилия попроще, лучше всего украинская. Хотя вряд ли бы кто-то решился завидеть в произошедшем тот самый «национальный колорит», даже если бы на месте убитого оказался Иванов, Петров, или Смирнов.
Стыдно писать то, о чем говорили читатели, ради которых, собственно, журналисты творили свою работу. Если коротко и не без цензуры: «Браво судье», «Справедливое решение», «Защитил национальную честь». И прочее, но в более радикальном, я бы даже сказала, агрессивном духе.
Но, как говорится, как аукнется, так ведь и откликнется. Написали же: «убийство с целью самообороны стало последней точкой в человеческой драме предпринимателя Олега Жуковского, который попросту сделал за прокуроров, милицию и государство полезную для общества работу», притом еще и спросили: а «как государство, представленное судом, оценит заслугу гражданина Жуковского?». И как же должно реагировать общество? А суду что делать? Пасть лицом в грязь?
Смерть двоих = Жуковский + охотничий карабин + кумулятивный аффект = защита имущества
Да, хотелось, конечно, чтобы большая часть написанного об этом деле была объективным описанием происходящего, но видимое говорит об обратном. Неизвестно, по каким причинам «наблюдающие», которые и вовсе за тридевять земель отсюда проживают, изначально приняли сторону осужденного Жуковского.
Что именно - деньги, или желание превознести украинскую нацию до небес было в приоритете, вряд ли сейчас кто-нибудь трезво признается. А пока Жуковского называют собранным, интеллигентного вида мужчиной 47 лет, который ничего чудовищного или отталкивающего в своем внешнем облике не имеет; в прошлом Жуковский - «армейский офицер, хороший семьянин, отец двоих детей». Правда, несколько озадачивает характеристика психолога на Олега Жуковского: «мнительный, высокоэмоциональный, обидчивый, правдолюбец». Но ведь именно такие люди способны совершить нечто ужасное в состоянии кумулятивного аффекта. Того самого, который в итоге принес осужденному переквалификацию его действий…
В качестве справки: по словам привлекаемого эксперта-психолога Ирины Комплиенко, для кумулятивного аффекта характерна кумуляция - накопление эмоционального напряжения - так называемая первая фаза, длительность которой может быть от нескольких недель до нескольких лет. В этот период для человека характерно ощущение субъективной безвыходности из сложившейся ситуации, наличие фрустрации. Затем наступает кульминация — стадия аффективного взрыва, и после - постаффективная стадия.
Возвращаясь к делу, читаем по порядку:
«В ходе досудебного следствия было установлено, что конфликт между Абшилавой и Жуковским возник еще четыре года назад из-за части территории бывшего завода «Нектар», расположенной по адресу ул. Маршала Василевского, 40/1. Изначально эту территорию у ОАО «Нектар» приобрел Олег Жуковский, но затем сделка была признана недействительной новыми ликвидаторами «Нектара», и территорию приобрела фирма «Лама-Т», владельцем которой был Георгий Абшилава. Периодически противостояние между предпринимателями выходило за рамки судебной тяжбы – Абшилава требовал у Жуковского покинуть спорную территорию. Кульминацией четырехгодичного конфликта и стало двойное убийство 17 декабря 2010 года».
«По выводам восьмимесячного следствия, Олегу Жуковскому инкриминировали две статьи – п.1 ч.2 ст. 115 («Умышленное убийство двух и более лиц») и ч. 1 ст. 263 Уголовного кодекса Украины («Ношение, приобретение, хранение, изготовление ремонт или сбыт огнестрельного оружия, боевых припасов»). Наказание по первой статье предусматривает от 10 до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение, по второй – от 2 до 5 лет лишения свободы».
Примечательно, что на предпоследнем заседании суда 22 ноября прокурор потребовала меру наказания для подсудимого в виде 14 лет лишения свободы.
Однако, суд постановил, что «у Жуковского были все основания для защиты своего: и имущества, и близких родственников от противоправных действий, а его неоднократные обращения в правоохранительные органы были неэффективны».
Потому коллегия в составе трех судей под председательством судьи Михаила Семерея приняла решение переквалифицировать действия подсудимого со ст. 115 на ст. 118 Уголовного кодекса Украины - «Умышленное убийство при превышении пределов необходимой обороны или при превышении мер, необходимых для задержания преступника». И уже по указанной статье Жуковского приговорили к отбыванию высшей меры наказания – два года заключения.
Ну, а как быть с обвинениями по поводу «ношения, приобретения, хранения, изготовления ремонта или сбыта огнестрельного оружия, боевых припасов», в чем подсудимый изначально обвинялся?
Вот как раз здесь хотелось бы более подробно остановиться на том, что Георгий Абшилава и его водитель Артур Джанян были убиты несколькими выстрелами из нарезного и, как назвал его Жуковский - «охотничьего» карабина. По словам осужденного, оружие и патроны он покупал «не как боевые».
- Это нарезное оружие, которое я приобрел несколько лет назад у своего знакомого. Официально его зарегистрировал в органах МВД. Вместе с оружием я приобрел охотничьи патроны к нему - россыпью от 10 до 15 штук. Я не специалист-баллистик, и если есть какие-то отличия между охотничьими и боевыми припасами, я разобрать не могу. Но когда приобрел карабин, я сдал его в экспертный центр МВД для отстрела этих патронов. У милиции никаких вопросов не возникло. Никакого умысла на хранение боеприпасов здесь не было, - отмечал сам Жуковский.
Но вопрос: зачем хранить у себя на предприятии охотничий карабин? Даже если он его, как уверяет, принес туда за месяц до того, как это случилось, с какой целью Жуковский это сделал? Вряд ли, чтобы поохотиться. Да и не в состоянии аффекта он это делал, потому можно с уверенностью предполагать, что человек осознанно сам же и перевел оружие из класса «охотничьи» в класс «боевые». Он ведь его принес, чтобы защищаться…
Георгий Абшилава = грузинский меценат + замдиректора ГП «Дельта-Лоцман» = кавказский рейдер
К сожалению, если дело касается денег, большого бизнеса и прочих ценностей, которые вдруг заменили человеку моральные, народный жизненный принцип: «о мертвом или хорошо, или никак» теряет свою силу…
Даже не будем вспоминать о бурных обсуждениях национальности покойного, отметим, не один раз Георгия Абшилаву обвинили в том, как же он мог заниматься бизнесом, находясь на государственной службе…
Действительно, он был известным в городе бизнесменом - занимался строительным бизнесом, был одним из учредителей предприятия «Техноконтракт» и работал на должности заместителя директора ГП «Дельта Лоцман». Но ведь работа на государственном предприятии не приравнивается к госслужбе...
Да и стоит учитывать и то, что все это происходило в хронологической последовательности: одно дело заменяло другое. И если при этом управлять его бизнесом начинали родственники, так, скажите, кого из тысячей чиновников по всей Украине бросили за решетку за подобное? Даже пусть это и будет грехом Абшилавы, он его уже искупил.
Так или иначе, а многим людям он до сих пор вспоминается, как меценат – за способствование в строительстве церкви в микрорайоне «Соляные» в городе Николаеве Украинская православная церковь наградила Георгия орденом преподобного Ильи Муромца…
Но почему-то «вслух» погибшего называют кавказцем, вооруженным рейдером, местным криминальным авторитетом.
Вот так, на шестой день после случившегося сотни людей пришли проститься с криминальным авторитетом. А ведь на похоронах Георгия Абшилавы были замечены чиновники, депутаты и простые николаевцы. Среди них явно нашлось бы пару человек, чье мнение могло бы стать для вас авторитетным…
Заключение. О безразличии
Как известно, проявил себя Георгий Абшилава и на политической арене Николаевщине – он возглавлял фракцию БЮТ в Николаевском районном совете прошлого созыва. Кстати, на похоронах можно было увидеть многих его однопартийцев. Удивляет их трусливое молчание сегодня. Никто из них не посчитал необходимым обратить на подобное решение суда внимание общественности. Да и, кажется, что они особо не следили за течением разбирательства по этому делу. Конечно, мало кто говорил о том, что Абшилава - БЮТовец и, собственно, политику никто не привязывал, а потому, судя по всему, и особого интереса лезть в это дело, где политические дивиденды не отхватишь, не возникло.
Удивляет и молчание прокуратуры, которая до последнего придерживалась мнения об осознанности совершения преступных действий Жуковским. Стоит ли от нее ожидать каких-то дальнейших действий, пока неизвестно.
Не особо беспокоится общественность. Ее мнение выливается пока только в тех гадких безликих комментариях на интернет-сайтах, порталах и форумах. Но, если это здоровое мнение николаевской общественности, то грош цена всем остальным ее заявлениям и попыткам отстаивать правосудие во всех его проявлениях.
Зато в Николаеве представители Союза азербайджанской молодежи легко «решают» конфликты конкурирующих депутатов…
Явно то, что представители стороны погибшего намерены апеллировать решение Ленинского райсуда, - по мнению николаевских СМИ, самого гуманного суда, как минимум текущего месяца. Хотя здесь уместно припомнить, как пару лет назад судья как раз Ленинского райсуда оштрафовал «вора в законе» Принца на 1200 гривен и отпустил на все «четыре стороны».
И напоследок хотелось бы отметить достаточно интересное мнение экспертов. Говорят, рождение в зале суда подобного приговора – это ни что иное, а дефект судебной системы Украины. Если бы дело рассматривалось в суде более высокой инстанции, ему уделялось бы больше внимания. В данном же случае высказывается мнение о том, что из-за загруженности судов районной инстанции дело рассмотрели «галопом по Европам», а ведь часто дьявол скрывается в деталях, которые были в итоге упущены из вида. Конечно, может ли загруженность районных судей служить им оправданием, вопрос спорный. Я бы сказала, не может. Это скорее должно называться их халатностью… И последнее, не стоит забывать о том, что у двоих погибших остались дети...
По материалам pn.mk.ua