Тайный полковник ДБР: квартира в премиум ЖК и задержание подчиненных на вымогательстве

51

Квартира в киевском ЖК премиумкласса и дом-призрак в элитном коттеджном городке под Харьковом – красивая жизнь на деньги отца-таксиста и матери-заведующей производством комбината детского питания.

Это история успеха начальника 2-го управления Главного оперуправления Государственного бюро расследований Игоря Колинка – харьковского экс-полицейского, бывших подчиненных которого дважды задерживали по подозрению в вымогательстве денег и взятку. Это не помешало Колинку в 2020 году получить руководящий пост в ДБР и переехать в Киев. И хотя декларации ДБРовца, скрытые, нам удалось исследовать состояние его семьи. 

По соседству с шефом

В киевском ЖК премиум класса «Бульвар фонтанов» есть под тысячу квартир, но нас интересуют только две. Первая, площадью более 140 м², принадлежит Ирине Гейди — жене начальника главного оперуправления ДБР Игоря Гейды. По данным NV, Ирина приобрела ее в 2021 году. 

Игорь Гейда родом из Харькова, как и его нынешний подчиненный Игорь Колинко. Возглавлял Харьковский антимонопольный комитет, а еще раньше работал там же в Службе безопасности и Управлении внутренней безопасности. 

В 2020 году Игоря Гейду тайно назначили руководителем Главного оперуправления ДБР и начал подтягивать в Киев свое харьковское окружение. Именно так в ведении Гейды оказался главный герой нашего расследования Игорь Колинко.

Ему и принадлежит вторая квартира в элитном киевском ЖК «Бульвар фонтанов», которая нас заинтересовала. В июне 2024 г. ДБРовец приобрел по соседству с шефом апартаменты площадью 121 м².

Трехкомнатная квартира в элитном ЖК обошлась Игорю Колинку официально более чем в 14 миллионов гривен (около 350 тысяч долларов).

5 миллионов гривен (более 100 тысяч долларов) Игорь Колинко взял в кредит у «Укргазбанка». Более 9 миллионов гривен (более 200 тысяч долларов) он обязался оплатить позже после подписания договора. 

Сейчас трехкомнатные квартиры с ремонтом в «Бульваре Фонтанов» продаются от 500 до 700 тысяч долларов.

Судя по соцсетям жены чиновника, Татьяны Колинко, в этом же ЖК супруги могли жить и до покупки квартиры — с 2023 года. В тот период женщина время от времени публиковала фотографии именно отсюда. Здесь же был припаркован его автомобиль – LEXUS RX 450H 2019 года выпуска. 

Игорь Колинко женился на Татьяне, которая в девичестве имела фамилию Билаш, в 2005 году. Когда женщина работала в Территориальном управлении судебной администрации в Харьковской области. Потом ушла в декрет. У супругов родилось двое детей.

В 2017 году Татьяна получила адвокатское свидетельство, но оно аннулировано. Тем временем она переквалифицировалась в «адвокатку чувств». В августе 2023 года – менее чем за год до покупки квартиры в ЖК премиум класса – женщина зарегистрировала ФЛП для предоставления «других информационных услуг» и, судя по ее соцсетям, начала консультировать по вопросам сексологии, отношений, кризисов и травм. Сейчас у консультантки нет и тысячи подписчиков, поэтому вряд ли она могла внести значительный вклад в покупку. Кроме того, в апреле этого года супруги Коленков развелись.

Как все начиналось

Декларации Игоря Колинка как оперативника пока скрыты, в свободном доступе осталась только одна  — за 2015 год. Согласно ей, в тот период Колинко работал начальником сектора криминальной полиции в Харьковской области. На тот момент мужчина получал около 13 тысяч гривен в месяц, а его жена — пособие по уходу за ребенком — не более 10 тысяч гривен за весь год. Никаких сбережений у супругов не было.

Впоследствии чиновник возглавил Основянский отдел полиции Харьковской области. В 2018 году, когда Колинко еще  возглавлял отделение, его подчиненные, согласно материалам уголовного дела, требовали и получили 10 тысяч гривен из местного жителя.

Короткая фабула дела звучит следующим образом. Местный житель познакомился с девушкой и несколько раз подвозил ее домой. Чуть позже она потеряла кошелек и паспорт, а он нашел вещи в своем авто под пассажирским сиденьем. Позвонил, сообщил о находке и предложил завезти потерянные вещи. На месте его задержали подчиненные Колинка и увезли в Основной участок полиции. Что было дальше, нам рассказала мама потерпевшего. 

«Там ему начали угрожать: мы тебя осудим, ты украл все это. И пишут на бумажке, какую сумму нужно заплатить, чтобы закрыть это дело. Написали ему 10 тысяч», – говорит женщина.

Обвинения в вымогательстве средств выдвинули четырем полицейским из отделения Игоря Колинка: Антону Бабенко, Владиславу Торголенко, Андрею Харченко и Алексею Зубенко, а также местному жителю Алексею Стрельцу. 

Правда, ни один из них так и не понес никакого наказания. А Игорь Колинко, как глава Основянского отделения полиции, просил отдать задержанных полицейских на  поруки. И суд таки отпустил. 

Тогда вдруг начались подарки от родственников. Родственники жены Татьяны дарили деньги. В то же время значительного состояния у них не было. Брат Татьяны, Виталий Билаш, по данным hromadske, работал в Полтавском отряде военизированной охраны южной железной дороги. Мама — Наталья — в государственном производственном объединении «Знамя», которое уже давно не работает, а на 2017 год задолжало более 5 миллионов гривен зарплаты своим сотрудникам. Вот так, благодаря родственникам Татьяны, молодой семье удалось накопить первые сбережения. 

В 2019 году одного из задержанных годом ранее подчиненных Игоря Колинка, Антона Бабенко, повторно задержали на взятке в 74 тысяч гривен. По версии следствия задержанные получали средства от местных закладчиков, чтобы не привлекать их к ответственности. О самом Игоре Колинке местные медиа тогда уже писали как о начальнике Дергачевского отделения полиции Харьковской области. 

Родители Игоря Колинка денег супругам не дарили, но дарили недвижимость в Харькове. Родственница Игоря, Нина Колинко, подарила унаследованную квартиру площадью 45 м². А отец Александр Колинко подарил сыну купленную им в 2013 году квартиру площадью 116 м².

В конце концов, Игорь Колинко обе полученные в подарок от родственников квартиры продал. Одно — в 2023 году, за полтора миллиона гривен (42 тысячи долларов, то есть 900 долларов за м²).

Другую – за месяц до покупки квартиры в киевском ЖК премиумкласса. Оценочная стоимость квартиры составила почти 4 миллиона гривен, но Колинко продал ее более чем за 7 миллионов гривен (180 тысяч долларов, то есть более 1,5 тысячи долларов за м²). Это учитывая, что рыночная стоимость квартир здесь даже сейчас редко превышает 1000 долларов за м2.

Покупателем квартиры оказался некий Андрей Пономаренко, который, судя по подписям его номера в телефонах других пользователей, занимается ремонтом техники. Этот же Пономаренко — сосед по гаражным боксам самого Игоря Колинка, его отца Александра и бывшей жены Татьяны — как минимум с 2018 года. 

Также у Пономаренко был автомобиль – TOYOTA CAMRY 2016 года выпуска. Уже через несколько лет номер с нее перевесили на лексус, который впоследствии оформили на жену ДБРовца. Можно предположить, что Андрей — хороший знакомый семьи Коленков. Впрочем вместо скидки на квартиру, ее продали ему по стоимости выше рыночной. 

Сам Андрей Пономаренко отказался комментировать природу своих отношений с Игорем Колинком, сославшись на то, что это его «личная жизнь».

«Если будет подтверждено, что рыночная цена этой квартиры 4 миллиона гривен, а он покупает ее за 7, то это может быть один из способов легализации этих 3 миллионов гривен для приобретения следующей недвижимости», — рассказал hromadske Сергей Миткалик, председатель правления ОО «Антикоррупционный штаб».

Если же Игорь Колинко продал обе квартиры по официальной стоимости и сохранил деньги от продажи, ему почти хватило бы на вклад за квартиру в Киеве в 2024 году — более 9 миллионов гривен. Но с уверенностью можно сказать, что у его отца не было официальных доходов, объясняющих подаренную сыну квартиру и покупку его собственного жилья.

Отец и тайны от НАПК

Отец ДБРовца Александр Колинко – пенсионер. Работал в такси. С 2012 по 2013-й – официально, как ФЛП. С 2020 по 2022 год имел еще один ФЛП — якобы занимался консультированием по вопросам информатизации и торговлей. Никакого официального крупного бизнеса мужчина никогда не имел. 

Кроме того, кроме купленной и подаренной сыну квартиры, в 2017-2018 годах он вложился еще и в собственную недвижимость в Харькове. Купил 2 квартиры и помещения в Харьковском ЖК «Дуэт». В общей сложности мужчина вложил более 60 тысяч долларов. А в 2023 году оформил на себя SKODA KAROQ 2021 выпуска.  

Как это возможно при отсутствии официальных доходов?  

« Я долгое время работал нелегально, начиная с 90-х годов, занимался разными видами деятельности. Было такое время, что было не очень сложно заработать деньги», — объяснил нам Александр Колинко.  

В то же время его состояние отражено в декларации его жены и матери ДБРовца — Валентины Колинко. Сейчас она пенсионерка. А до пенсии, еще несколько лет назад, была заведующей производством на Комбинате детского питания в Харькове, а еще уборщицей в Харьковском лицее № 149. Как государственная служащая она подавала декларации. В 2016 году женщина зарабатывала почти 3 тысячи гривен в месяц, в 2021-м — почти 9 тысяч гривен. Это все — зарплата из двух работ вместе с пенсией. 

Отец ДБРовца, Александр Колинко, согласно декларациям жены, в 2016 году продал машину за 130 тысяч гривен — и дальше несколько лет нигде не работал и никаких денег не было вообще. В 2020 году мужчина уже получал 1,5 тысяч гривен пенсии в месяц. А в 2021, кроме пенсии, задекларировал 229 950 гривен дохода от предпринимательской деятельности. Так, последний известный его доход составляет 21 тысячу гривен в месяц (21 557). Правда, по словам мужа, свое настоящее состояние он скрывал от жены, и соответственно, от НАПК. 

«Ну, она не сама заполняла декларацию, пользовалась услугами бухгалтера на комбинате детского питания. Таково было указание — надо указывать то, что ты знаешь. А она даже о моей недвижимости до сих пор не знала, не уверен, что знает», — говорит Александр Колинко. 

По словам председателя правления ОО «Антикоррупционный штаб» Сергея Миткалика, ответственность за недекларирование состояния мужчины должна была лечь на мать ДБРовца. 

«Она должна указывать все доходы своего мужа. Должен указывать все автомобили и объекты недвижимости. Здесь вопрос именно к матери, потому что она декларантка и вынуждена декларировать или нести ответственность за недекларирование недвижимости или нелегальных доходов, которые получает отец», — пояснил эксперт. 

Даже если предположить, что версия Александра Колинка – это правда, то сама Валентина Колинка свои собственные доходы указывала четко. Они ни разу не превысили 10 тысяч гривен в месяц. Согласно декларации матери ДБРовца, у нее с мужем Александром на двоих было 30 000 долларов сбережений, которые они никуда не тратили. 

Вдруг, выйдя на пенсию, в 2023 году женщина купила земельный участок возле Харькова. И не обойдётся, а в элитном коттеджном городке КМ INWHITE family park.

Официально, земля в Малой Даниловке обошлась ей в 100 047 гривен – за 10 соток. Сейчас таких цен на землю здесь нет. Реальная цена участка Валентины Колинко может достигать около 200 тысяч долларов.

Мамины соседи-депутаты

На участке, принадлежащем Валентине Колинко, находится дом. Он существует в реальности, а в реестре недвижимого имущества нет. То есть официально дома у женщины нет, в отличие от участка под ним. Хотя, по документам, годом начала его строительства значится 2019-й, а в конце — 2024-й.

В соответствии с технико-экономическими показателями строительства, общая площадь помещений составляет 242,4 м². В то же время, на сайте застройщика указано, что площадь дома — 160 м². Здесь мы видим типичные коттеджи такой площади. Два этажа, четыре спальни, гараж и бассейн. Цена такого проекта – 176 тысяч долларов.

Застройщиком коттеджного города значится компания «Строим-групп». На сайте городка указано, что она принадлежит Андрею Саенко, который был депутатом Харьковского городского совета от «Самопомощи», а до этого помощником Евгения Мураева .  

Самому Саенко и его родственникам принадлежат по меньшей мере 4 земельных участка в этом коттеджном городке. В то же время, контактный номер отдела продаж этих коттеджей официально принадлежит компаниям действующего депутата Харьковского областного совета от «Евросолидарности» — Сергею Чебышеву. 

Большинство же участков находится в собственности Андрея Бондаренко — эксдепутата Харьковского горсовета от «Возрождения», а перед тем от «Партии регионов». 

Именно Бондаренко продал матери Игоря Колинка участок за 100 тысяч гривен. Откуда такая щедрость? 

В настоящее время Бондаренко и его родственникам принадлежит более 20 участков здесь. Вопросов его финансовых возможностей нет — Бондаренко называли самым богатым депутатом Харьковского горсовета. Но вот что интересно: одна из его компаний – «Свифт-2016» – с 2017 по 2020 годы фигурировала в нескольких уголовных производствах, связанных со снабжением контрафактного алкоголя. В частности, по материалам одного из дел, эта компания и снабжала контрафакт. Разрешения на проведение обысков по делу выдавал   Основанский районный суд города Харькова, то есть за подследственностью дело должны расследовать полицейские Основанского отдела нацполиции, которую тогда возглавлял Игорь Колинко.

С самим Андреем Бондаренко нам связаться не удалось. Мы обратились с запросом в ДБР, чтобы прояснить все эти вопросы, там ответили: «Предоставление запрашиваемой информации о работниках ДБР может представлять прямую угрозу их жизни и здоровью в связи с высокой вероятностью совершения в отношении них уголовных правонарушений в случае угрозы временной оккупации» . 

По словам юридического советника Transparency International Натальи Сичевлюк, в реальности декларации Игоря Колинка могут не просто быть закрытыми. Их может не существовать вообще. 

«У нас действительно есть засекреченные порядки проверки деклараций таких спецобъектов как Колинко и еще ряда работников. Но в случае Колинка он хотя бы работает в оперотделе. А у нас есть работники таких правоохранительных органов, которые выполняют чисто формальные функции, не связанные с защитой нашего государства или нацбезопасности, однако они имеют право на то, чтобы их декларации были изъяты из публичного доступа. Кроме того, как мы недавно узнали, имеют право на отсрочку от представления деклараций. 

Из-за этого абсолютно реальный риск того, что декларации Колинка не просто изъяты из публичного доступа, а он просто не декларирует свои активы уже более 3 лет – с тех пор как введено военное положение », – рассказала Наталья Сичевлюк. 

Реформа ДБР актуальна?

Это не первый материал hromadske о ДБР. В прошлом году мы  выпустили расследование о заместителе директора ДБР Александре Удовиченко. Он жил в незадекларированной квартире рыночной стоимостью около миллиона долларов, купленной в 18 раз дешевле рынка и оформленной на тетю его жены. 

Через полтора года никто из правоохранительных органов результатами расследования похвастаться так и не смог, хотя НАБУ тогда открыло уголовное производство, а НАПК заявило о проверке образа жизни чиновника. В ДБР уже неизвестно сколько проводят внутреннее расследование, между тем Удовиченко продолжает работать в том же ДБР. 

Расследование NV в отношении начальника Игоря Колинка – руководителя оперуправления ГБР Игоря Гейды даже не началось. Центр противодействия коррупции обратился с заявлением в НАБУ, однако там производство не зарегистрировали. Потом ЦБК обжаловали решение в ВАКС, а там оказалось, что сотрудники ДБР вообще не подследственные НАБУ. По этой причине, как рассказали hromadske в ГПК, ДБР даже не предоставило НАБУ декларации Игоря Гейды. 

«Они (НАБУ — ред.) спросили у ГБР декларацию субъекта, по которому мы подали заявление. ДБР не предоставило эту декларацию. Потом ответило, что это не подследственность НАБУ. По словам, по устным объяснениям детектива в заседании, ДБР ответило, что это не ваша подследственность и потому отказало в предоставлении бумажной копии декларации. По меньшей мере, странно выглядит, что, во-первых, приняли такой ответ от ДБР и с ним согласились, мол, а окей, нам отказали — мы ничего не делаем. А во-вторых, потратившие время донесли эту позицию и возражали против удовлетворения жалобы. По каким причинам это делается – мы можем только предполагать, это нужно спросить непосредственно у Национального антикоррупционного бюро»,  – рассказал юрист ЦБК Алексей Бойко. 

В начале августа группа нардепов из «Голоса», «Слуги народа» и «Евросолидарности» зарегистрировала в Верховной Раде законопроект о перезагрузке ГБР. Они предложили избрать руководителя Бюро на прозрачном конкурсе с участием международных экспертов, а также провести переаттестацию всех сотрудников ДБР и набрать новых следователей. Но в отличие от скандального законопроекта об ограничении полномочий НАБУ и САП этот законопроект масштабной политической поддержки до сих пор не вызвал.