Законопроект о «ворах в законе или пожизненное с конфискацией за «преступное влияние»

435

«Слуги» принимают закон, по которому смогут сажать любого. Речь идет о законопроекте, известном, как «о «ворах в законе»». Причем эти самые «воры» (это не русизм, а термин из законопроекта) упоминаются здесь лишь «в том числе». Не говоря уже об отсутствии определения, кто они такие. А жестоким репрессиям на основании таких формулировок полиция сможет подвергнуть практически любого. 17 января 2020 года, в последние минуты работы второй сессии Верховной Рады в парламенте неожиданно появился заместитель министра внутренних дел Антон Геращенко.

Почему, стало понятно после того, как спикер Рады Дмитрий Разумков предложил вне очереди рассмотреть и принять в целом законопроект №2513 (стенограмма заседания начиная с 12 ч 48 мин.: https://iportal.rada.gov.ua/meeting/stenogr/show/7333.html, видео заседания: https://youtu.be/yE6NgL3_3-c?t=7414).

«Председатель комитета сказал, что нет возражений», — заявил Разумков. Поддержал спикера и председатель комитета Денис Монастырский (в прошлом созыве, кстати, помощник депутата Геращенко; подробнее — в публикации ОПГ Авакова «в законе»): «Мы согласовали почти все позиции с вами. Если есть поддержка зала, давайте проголосуем его сегодня и закроем вопрос».
Только громкое возмущение депутатов оппозиционных фракций, которое показало — возражений более чем позволило сорвать эту заготовку и заставило «слуг народа» и руководство МВД отложить вопрос. Но ненадолго. Законопроект 2513 будут рассматривать уже в первый день работы новой сессии — 4 февраля. По личной просьбе президента, которую озвучил сегодня на согласительном Раде первый вице-спикер Руслан Стефанчук.

Что же это за законопроект, который так спешит протащить правящее большинство?

Проект 2513 внес 2 декабря президент Владимир Зеленский, определив его как неотложный. Его официальное название — «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно ответственности за преступления, совершенные преступным сообществом», но более известный он как «проект о ворах в законе». Официальной целью документа, которую декларируют офис президента и МВД, является борьба с организованной преступностью и криминальными авторитетами.

Однако представители правозащитных организаций и оппозиционные депутаты, проанализировали проект, сразу забили тревогу, утверждая, что настоящая его цель — совсем иная. Как и многие другие проекты, внесенные Зеленским, этот документ направлен на построение в Украине авторитарного режима.

«То, что предлагается, — путь к полицейскому государству!», — заявил известный правозащитник, руководитель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров —

«Правоохранительные органы хотят под предлогом борьбы с «ворами в законе» получить широкие дополнительные возможности для задержания и привлечения к ответственности того, кого они считают в чем-либо виноватыми. Это же значительно проще и комфортнее, чем пытать или подбрасывать наркотики».

На эту угрозу обратил внимание и депутат от «Европейской солидарности» Владимир Вьятрович, поправки которого были отклонены комитетом.

«Если эти изменения примут, то в Уголовном Кодексе будет присутствовать не только уголовный жаргон, но и очень странные составы преступления с умышленно размытыми формулировками. И без того полиция, чтобы повесить преступления на невиновных людей, легко объединяет их в вымышленные преступные группы. А в случае принятия проекта 2513 возможность записывать в преступные сообщества гораздо больше людей и без реальных доказательств будет ограничиваться исключительно фантазией следователей или прокуроров. Причем сажать людей можно будет не только за какие-либо преступления или подготовку к ним, а просто за сам факт «принадлежности» к «преступному сообществу».

Собственно, в этом и кроется главная опасность проекта, который уже 19 декабря был проголосован за основу. Готовя законопроект ко второму чтению, профильный комитет Рады существенно переписал его текст, словно реагируя на критику юридического сообщества.

Однако все ключевые опасности в тексте, который выносится для окончательного принятия парламентом 4 февраля, сохранились, а некоторые даже усилились. Ниже мы будем цитировать именно текст, предлагаемый ко второму чтению.

Наличие в законе демократического государства уголовного жаргона (в первом чтении это были «злодії в законі», а во втором – вже «вори в законі»») — хотя и возмутительная, но далеко не самая большая опасность.

Проект вносит изменения в статью 255 Уголовного кодекса, дополняя понятие преступной группы новыми понятиями «преступное сообщество», «преступное влияние» и «повышенное преступное влияние».

Лицо будет привлечено к ответственности даже за само участие в преступной организации, независимо от совершения реальных преступлений. Отсутствие четких критериев такого участия в сочетании с санкцией, более суровой, чем за убийство, открывает колоссальные возможности для судебно-полицейского произвола:

«Действия, предусмотренные частями первой, второй или четвертой настоящей статьи, совершенные лицом, осуществляющим преступное влияние или являющимся лицом, находящимся в статусе субъекта повышенного преступного влияния, в том числе в статусе «вора взаконе»,- наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет или пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества».

То есть «воры в законе» упоминаются здесь лишь «в том числе» (не говоря уже об отсутствии определения, кто они такие, эти «воры»). А вообще жестоким репрессиям на основании таких формулировок полиция сможет подвергнуть практически любого.

Людей смогут сажать на сроки от 7 до 10 лет с конфискацией имущества за «установление, усиление и распространение в обществе преступного влияния». Для этого в Уголовный Кодекс вносят новую статью 255-1.

Причем «Под преступным влиянием в этой статье и статьях 255, 255-2 настоящего Кодекса следует понимать любые действия лица, которое благодаря авторитету, другим личным качествам или возможностям, способствует (создает условия), побуждает, координирует или осуществляет иное воздействие на преступную деятельность, организует или непосредственно осуществляет распределение средств, имущества или других активов (доходов от них), направленных на обеспечение такой деятельности».

У вас большой авторитет или возможности, выдающиеся личные качества? Полиция идет за вами. А пришить Вас влияния на абстрактную преступную деятельность — раз плюнуть. Все равно неясно, что это такое.

Еще больший срок — от 12 до 15 лет с конфискацией имущества смогут дать за «пребывание в статусе (sic!) субъекта повышенного преступного воздействия, в том числе в статусе «вора в законе».

Опять же, «воры в законе» здесь лишь через запятую и «в том числе».
В целом же «Под лицом, находящимся в статусе субъекта повышенного преступного воздействия, в том числе в статусе «вора в законе», в этой статье и статье 255 настоящего Кодекса следует понимать лицо, которое благодаря авторитету, другим личным качествам или возможностям, координирует преступную деятельность лиц, осуществляющих преступное влияние».

Как Вы думаете, насколько будет сложно деятелям из ГБР или полиции, используя эту формулировку, объявить «субъектом повышенного преступного влияния» любого политика, общественного активиста или предпринимателя?

Еще одна новая статья, которая вносится в Уголовный Кодекс — 255-3:

«Обращение к лицу, которое осуществляет преступное влияние». За «обращение к лицу, которое заведомо для виновного может осуществлять преступное влияние, с целью применения такого влияния», предполагает заключение на срок «от трех до шести лет с конфискацией имущества или без таковой». А если Вы обратились к лицу, которое «находится в статусе субъекта повышенного преступного влияния» — такое уже наказывается «лишением свободы на срок от пяти до семи лет с конфискацией имущества или без таковой».

Еще раз: речь идет не о давно определенных в Уголовном Кодексе понятии преступного сговора, планирования или исполнения преступлений в соучастии, не о заказчиках, организаторах и тому подобное. Речь идет о совершенно новых и очень размытых составах преступления, под которые можно при желании подвести любое «обращение» и любое «влияние».

И это — вещи, просто немыслимые в правовом государстве. Главное научно-экспертное управление парламента, которое резко раскритиковало проект, отмечает в своем заключении, что «уголовное наказание … должно применяться не за «статус» или «состояние» определенного лица, а за деяния, которые наносят ущерб или создают угрозу причинения вреда правопорядку».

«Предложенный законопроект №2513 является калькой с аналогичного российского закона, который действует с 1 апреля 2019 года. Или вы, уважаемые правоохранители, действительно хотите возвращения к «русскому миру»?»- спрашивает в своей статье лидер ХПГ Евгений Захаров.

Более того, готовя законопроект ко второму чтению, лоббисты МВД во главе с председателем профильного комитета Монастырским внесли в его текст поправки, которые значительно усиливают ведомство Авакова.

Например, в статью 208 Уголовно-процессуального кодекса вносится возможность без решения суда задерживатьлицо, «если есть обоснованные основания полагать, что возможно бегство с целью уклонения от уголовной ответственности лица, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного статьями 255, 255-1, 255-2 Уголовного кодекса Украины».

Сейчас такое право есть действует только в трех случаях:

1) если лицо застигнуто при совершении преступления или покушения на его совершение;

2) если непосредственно после совершения преступления очевидец, в том числе потерпевший, или совокупность очевидных признаков на теле, одежде или месте происшествия указывают на то, что именно этот человек только что совершил преступление;

3) если есть обоснованные основания полагать, что возможно бегство лица, подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого коррупционного преступления.

Масштабные изменения планируется внести в Закон «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью». Эти изменения предоставляют не только СБУ, как сейчас, но и полиции возможности задействовать под предлогом борьбы с оргпреступностью спецподразделения, привлекать негласных сотрудников, вести прослушивание и тому подобное.
Подытоживая, можно констатировать, что борьба с пятнадцатью «ворами в законе» (а именно такую цифру озвучил по состоянию на июль прошлого года тогдашний первый заместитель председателя Нацполиции — начальник криминальной полиции Вячеслав Аброськин) — лишь яркая обертка для доверчивых избирателей и депутатов.

Настоящей же целью проекта 2513 является превращение Украины в полицейское государство, в котором каждый человек может быть схвачен и брошен на длительный срок за решетку, не совершив никакого реального преступления.

Понятно, что при нормальных обстоятельствах такой проект не имел бы шансов на принятие в парламенте. Однако в условиях, когда президентская партия имеет абсолютное большинство и бездумно голосует за любые инициативы Зеленского, угроза демократии и правам человека — более чем реальна. Похоже, только чудо может спасти Украину от полицейской диктатуры.

По материалам: argumentua.com