Когда ГБР возьмется за работу?
Новый правоохранительный орган, наделенный большими полномочиями, отобранными у полиции и прокуратуры, создается вот уже три года. Так и не начав свою работу, ГБР при этом успевает постоянно попадать в эпицентр скандалов. Большая шумиха вокруг выбора руководителя и заместителей ничему не научила центральные власти.
На этот раз скандал инициировал сам руководитель ГБР Роман Труба. Не так давно он организовал свою первую пресс-конференцию и сходу дал понять, что выполнять ранее достигнутые договоренности не будет – это удивило даже его заместителей. Роман Труба отказался подписывать приказы по назначению лиц на важные должности в ГБР. Это заявление спровоцировало дискуссии как в рядах политиков, так и активистов, так как это вновь поставило под вопрос работу ведомства, начало которой должно было состояться в первый день осени. Примечательно что в этом конфликте не обошлось без традиционного противостояния между Банковой и МВД. Причиной скандала стали результаты сборов начальников ключевых подразделений ГБР. Напомним, что еще в июле в СМИ появились два варианта претендента от власти, причем списки были опубликованы до решения конкурсной комиссии. В результате большая часть претендентов действительно попали в финальный вариант, причем ассоциированный с главой МВД Арсеном Аваковым. Активисты и представители антикоррупционных организаций, а также члены Совета общественного контроля стали возмущаться подобным явлением. Позднее с общественниками встретился сам Труба и сообщил что будет подписывать приказы на назначения только после того как победители конкурса тщательно проверят МВД, НАБУ и НАПК. Вместе с тем он принялся оживленно переписываться с конкурсной комиссией, которая отбирала 27 претендентов на главные должности ГБР.
Некоторые письма еще до пресс-конференции Романа Трубы были опубликованы в интернете. Из переписки следует, что руководитель ГБР несколько раз пытался получить от комиссии результаты проверки на полиграфе. При этом комиссия отказывалась предоставлять информацию. Глава ведомства не смог получить даже персональные данные победителей конкурса, причем именно они впоследствии должны были быть изучены спецпроверками. В связи с такой ситуацией директор бюро организовал пресс-конференцию, на которой объявил, что из-за сложившейся ситуации он не будет рассматривать вопрос о назначении 27 кандидатов, включая директоров территориальных и внутренних управлений. Он утверждает, что некоторые претенденты не раз попадали в журналистские расследования и уголовные производства. Один из кандидатов тесно контактирует с представителями сепаратистов, еще один проходит по делу о легализации средств, добытых преступных путем. Кое-то попал даже в ЕРДР по сведениям о совершении государственной измены. Причем информация Трубы с запросом в комиссию обратился даже следователь, проводящий расследование, но неизвестно дали ли ему какую-то инфу или тоже отказали. По сведениям главы ГБР, претензии имеются не ко всем кандидатам, но он не подпишет ни одного назначения, пока вся ситуация не разрешится. Свой отказ Труба мотивировал тем, что не может принять решение, не ознакомившись с результатами проверок на полиграфе. Выяснилось, что результаты этих проверок и вовсе уничтожили 1,5 месяца назад.
Сам Роман Труба отмечает, что после завершения конкурса комиссия должна была предоставить дела кандидатов и результаты проверки на полиграфе ему на рассмотрение, однако информацию ему не предоставляют, в 18 июля комиссия приняла решение уничтожить результаты проверки. Директор бюро отмечает, что данные этого тестирования должны были храниться минимум 5 лет и теперь он просто не может проверить победителей а, следовательно, подписывать назначения. Свое решение Роман Труба подкрепляет юридически, предварительно обратившись в соответствующие инстанции. Впрочем, на это его решение сразу последовал и ответ.
Первый заместитель главы ГБР Ольга Варченко заявила, что отказ подписывать приказы противоречит закону. Он утверждает что ГБР это коллегиальный орган и решение об отказе или назначении в должностью принимается коллегиально. Она утверждает что как минимум половина кандидатов чисты, и претензий к ним нет. Назначив хотя бы часть руководителей, можно было бы ускорить запуск ГБР, а заодно проверить остальных кандидатов собственными силами. По мнению Ольги Варченко, отказ проводить назначения из-за уничтожения результатов тестирования на полиграфе – это лишь формальный повод для отказа. В законодательстве говорится о том, что выводы экспертов предоставляются заказчику. Инициаторов всех проверок была внешняя комиссия, а не ГБР и только она принимает такие решения. Кроме того, результаты проверки на полиграфе вообще не являются основанием для отказа в назначении. Эту версию подтверждает и руководство группы полиграфологов, которые тестировали всех кандидатов на руководящие должности в ГБР. Результаты были переданы инициатору проверок, который не уполномочен раскрывать эти данные. Порядок прочерки утвержден правительством еще в мае прошлого года.
Заместитель директора ГБР Варченко считает, что за действиями Трубы могут стоять лица, ранее проигравшие в конкурсе. В то же время у общественников и антикоррупционеров другое мнение. Так в центре противодействия коррупции считают что демарш Трубы – это хороший показатель и возможно ГБР действительно будет независима от власти. В то же время появилось и немало скептиков, которые напоминают про назначение самого Трубы. Они утверждают что директор ГБР и сам назначен в результате договорняка во власти, потому самостоятельности у него нет. По мнению криминального журналиста Бойко, который является секретарем внутренней конкурсной комиссии отбора кадров в ГБР, Труба активно защищает интересы Турчинова и Пашинского. Более того утверждается что он и вовсе креатура последнего. Якобы креатуры этих лиц были отстранены в результате конкурса, а вместо них победили представители Авакова и Банковой. Стороны пока не достигли компромисса в этом конфликте, следовательно, пока работа ГБР налажена быть не может.