Не спешите переворачивать страницу

707

Многие сегодня уже заявляют, что уход из жизни премьер-министра Крыма Василия Джарты станет окончанием целой эпохи в новейшей истории Крыма. Так ли это? Полтора года работы команды Джарты в автономии изменили многое – от взаимоотношений Симферополя с Киевом до «прижигания» множества болевых точек, будораживших полуостров достаточно долгое время. Жесткий стиль управления и безапелляционность принимаемых решений нравились далеко не всем, и в первую очередь запустившей эти «болячки» до нарывов так называемой крымской «элите», потесненной командой из Макеевки. Но были и остаются вещи, которые не должны нравится никому: бульдозерная зачистка политического и бизнес поля от конкурентов, избирательное применение права, партийное кумовство и землячество при распределении должностей и ресурсов. Впрочем – так по всей стране президента Януковича. Тем не менее, факт неоспоримый: положительные перемены за эти полтора года премьерства Джарты в Крыму были. И они во многом показательны.


«Внешняя» политика
Крымский плацдарм для Джарты был нелегкой задачей – мало было выстроить строгую и замкнутую на одном центре принятия решений вертикаль власти в Совете министров и Верховной Раде Крыма. Перед премьером стояла еще одна, более трудновыполнимая задача – завоевать для Партии регионов, стремительно теряющей рейтинг, большинство в местных советов на выборах 2010 года. И это ему удалось, но методами, которые тяжело назвать демократичными и которые затем сказались и на его личном рейтинге. Но вертикаль он выстроил. Под себя. Но имени Януковича. Однако такая пирамида ко многому обязывает и требует личного присутствия на ее вершине.
Столица успела забыть о какой-либо напряженности в регионе, включая междоусобицу во власти, так раздражавшую не одного президента, за что платила щедрыми бюджетными вливаниями в развитие автономии, поверив в ее особый путь. Крестным отцом проекта Джарты, предполагающего преференции для автономии по налогообложению и ассигнованиям из госбюджета, стал президент.
В 2010 году Крым получил субвенцию на социально-экономическое развитие в сумме 500 миллионов гривен. В 2011 году сумма субвенций в экономику увеличились еще больше – Крыму из госбюджета «перепало» 900 миллионов гривен. «Центр» не раз писал о сомнительности распределения и траты этих денег, но в то же время нельзя отрицать очевидное: в Крыму впервые началось массовое строительство детских садов, ремонт дорог, укрепление морского берега, пусть даже в первую очередь в тех местах, в которых зиждется бизнес и отдых украинских топ-чиновников.
Нельзя не вспомнить и подвижки законодательного уровня: наконец-то было «узаконено» и само существование крымского правительства. В июле президент Янукович подписал Закон Украины «О Совете министров Крыма», которым были отрегулированы порядок формирования Совмина, его полномочия и компетенция.
Стоит вспомнить и о российском векторе – силах, которые так или иначе не переставали влиять на жизнь полуострова. Дутые скандалы и метание информационных «бомб» закончилось достаточно быстро, и «пророссийские силы» перешли на коструктив. Попытки «всколыхнуть» все же были, но Джарты, заручившись поддержкой Киева и силовиков, быстро их пресекал. Вспомнить хотя бы экстрадицию Юрия Мешкова или разрешение дутого конфликта вокруг установки поклонного креста в Феодосии.
«Внутренняя» политика
Время нахождения у власти Василия Джарты и его команды запомнится в том числе и успешным началом решения наболевших проблем Крыма.

В. Джарты и М. Джемилев на церемонии закладки капсулы на месте строительства Соборной мечети
Спустя долгие годы судебных тяжб решился вопрос с выделением земли для строительства Соборной мечети в крымской столице. 15 февраля этого года большинство депутатов городского совета Симферополя проголосовало за разрешение на разработку проекта землеустройства для передачи в аренду участка площадью2,7 гана Ялтинской, 22. Голосование Джарты контролировал лично, напомнив депутатам, что «все национальности являются народом Украины», а поэтому вопросы, в том числе, и земельные, стоит решать по закону и без перевода в плоскость межнациональных отношений. Вслед за голосованием по участку для мечети, депутаты приняли и решение о выделении массива в Луговом-2 под строительство домов для репатриантов. В итоге в марте 2011 года глава Совмина вместе с лидерами крымскотатарского народа заложил капсулу в фундамент будущей мечети Джума-Джами, а летом началось добровольное освобождение самозахватов.
Сегодня уже с уверенностью можно сказать: благодаря принципиальной позиции Василия Джарты власти удалось сдвинуть с мертвой точки решение проблемы самозахватов. В начале 2011 года самозахваты пообещали ликвидировать, выделив взамен землю участникам полян протеста, которые не превратили протестное движение в бизнес. В Совмине создали профильную правительственную комиссию, а уже спустя четыре месяца, в июле 2011 года, участники самозахвата добровольно освободили захваченную территорию в селе Доброе Симферопольского района и демонтировали возведенные постройки.
Представляя Василия Джарты в Крыму, президент Виктор Янукович поставил перед новым премьером ряд задач, среди которых была и победа над коррупцией. Бороться начали незамедлительно, однако эта борьба удачно «совпала» с местными выборами 2010 года. Крым всколыхнула серия арестов городских и поселковых голов: мэра Ливадии Анатолия Мамыкина, городского головы Алушты Владимира Щербину, мэра Алупки Андрея Харитонова и головы Гурзуфа Виктора Гамаля.
«Чистка» затронула и чиновников рангом повыше – в конце января 2011 года по подозрению в махинациях с землей на территории Ленинского района задержали экс-спикера крымского парламента Анатолия Гриценко, который до сих пор ожидает суда в СИЗО.

земельный аукцион в Крыму
Еще одной задачей, решить которую с первых дней премьерства обещал Василий Джарты, был запуск прозрачного рынка крымской земли. Механизм этот, со скрипом, но заработал. Заявленный еще в 2010 году первый земельный аукцион состоялся более чем полгода спустя, но виной тому было бюрократическое торможение процесса из Киева. Однако в этом году путь был свободен, но на сегодня в зачете правительства есть только два аукциона и дальнейшая перспектива их проведения достаточно туманна: этот механизм до сих пор работает в ручном режиме и покупатели почему-то не спешат покупать крымскую землю прозрачно.
Запомнится правительство Джарты и борьбой за бесплатный доступ к пляжам. В апреле 2010 года Совет министров Крыма принял постановление , которым устанавливался бесплатный и беспрепятственный доступ к пляжам общего пользования. На уровне местных советов, как это часто бывает в Крыму, «заглохло» и это начинание – борьба за бесплатный доступ на пляжи продолжилась и в 2011 году. Тем не менее, в отличие от предшественников, нынешнему правительству Крыма удалось частично решить проблему – о «забороповалах» на Южнобережье, по крайней мере, в этом году слышно не было.
Что дальше?
Смерть Василия Джарты обезглавила вертикаль власти, выстраиваемую в Крыму в течение последних полутора лет. Не успели по Василию Джарты отслужить панихиду, как в крымском политикуме началось обсуждение вероятных кандидатур на премьерское кресло. Среди главных претендентов называют три персоны: министра МВД Украины Анатолия Могилева, председателя Севастопольской горгосадминистрации Владимира Яцубы и главы Киевской облгосадминистрации Анатолия Присяжнюка.
Ведущие и информированные крымские политологи пока воздерживаются от каких-либо конкретных прогнозов о том, кто сменит Джарты, но приблизительные прогнозы о будущем Крыма все же озвучивают.
«Это будет человек, который будет продолжать дело Джарты, – утверждает политолог Александр Форманчук. – С этой точки зрения, это будет не крымский, конечно. Потому что президента устраивала та ситуация, которая была эти полтора года при Василии Джарты, и он будет стараться сохранить ее. Но это будет человек, которого согласует парламент Крыма и Владимир Константинов. Главное – преемственность курса Джарты».
По словам политолога, крымчане надолго запомнят время правления Джарты. «Во-первых, с точки зрения программ, которые он назначил: дороги, троллейбусы – это уже останется в памяти. Ему удалось стабилизировать ситуацию. Ускорить банкротство крымских политических элит, которые к этому шли многие годы. Время, когда Василий Джарты был премьером, действительно важно и серьезно для Крыма», – считает Александр Форманчук.
Политолог Андрей Никифоров полагает, что «эпоха Джарты» выявила слабости крымской политики и политиков. «Появление Джарты стало хорошим индикатором, который проявил все те слабости, которые у нас в Крыму в политической сфере имеются. Слабости касаются и самой автономии, и крымского политикума, который, в общем-то, залез под лавку в это период, и крымского сообщества, которое не смогло жестче заявить о своем существовании», – говорит А.Никифоров.
По словам крымского политолога, эти проблемы со смертью Джарты не исчезнут, а. возможно, и обострятся. «Эти проблемы никуда и не делись, они с нами остаются, и возможно, неоднократно еще скажутся. Может, не так ярко и определенно, но все зависит от того, какие в дальнейшем вызовы придется Крыму получить», – отметил А.Никифоров.
Экономический эксперт Андрей Клименко утверждает, что изъяны крымской политической «элиты», обнажившиеся после прихода Джарты, не позволят им вернуться на потерянные места в крымском политикуме. «Неместным» удалось сделать то, что добрый десяток лет не смогли сделать «местные».
«Я уверен, что возврата назад не будет. Я уверен, что сегодня, у того, что я всегда в кавычках называю «крымская элита», нет шансов вернуться к тому, как было. Потому что те динамика, напор, натиск, которые показал премьер Джарты… он показал, что можно решать очень сложные вопросы очень быстро, очень эффективно. Безусловно, есть издержки, и они неизбежны в нашем обществе, они есть у любого человека, которой решает сложные вопросы», – говорит Клименко. – «Но мне кажется, что у крымской элиты, той старой крымской элиты, которая сложилась на спекуляции землей и климатическими условиями Крыма, у нее после этого шансов нет».
«Но я еще раз говорю: общий тренд, который задан в последние полтора года, он не изменится от фамилии, которая заменит фамилию Джарты», – подчеркивает Андрей Клименко.
Естественно, нельзя забывать, что в Украине президента Януковича всегда нужно быть готовым к неожиданностям.
И все же, одной из самых вероятных кандидатур на освободившееся место называют первого вице-премьера АРК Павла Бурлакова. К такому варианту был склонен и сам Джарты – хоть фигура и не того калибра, но борозды не испортит, а Януковичу в его верности сомневаться не придется. Этот вариант выглядит вполне вероятным, если принять во внимание еще и то обстоятельство, что впереди - парламентские выборы, и перетасовка кадров может нарушить механизм, позволивший Джарты обеспечить ПР безоговорочную победу на выборах-2010.
Впрочем, еще какое-то время Павел Бурлаков останется у руля автономии в качестве и.о. – вполне вероятно, что с новым назначением торопиться не будут.
А посему говорить о завершении «эпохи Джарты» после смерти премьера еще рано.

investigator.org.ua