Почему не раскрывают убийства судей в Украине
Пять лет назад, в декабре 2012 года, в Харькове жесточайшим образом был убит судья Владимир Трофимов. Судья Фрунзенского районного суда г. Харькова был застрелен в собственной квартире утром, во временном промежутке с 8.30 до 10.30. Бандиты убили также супругу судьи Ирину, их 29-летнего сына Сергея и его гражданскую жену Марию. У убитых преступники отрезали головы и увезли их с собою в заранее приготовленных целлофановых пакетах. Трагедия произошла в День работников суда, что подчеркивало особую дерзость преступления.
Мотив злодейства следствие официально так и не прояснило. Бытовая версия — возможное убийство семьи пасынком Трофимовых — почти сразу же была исключена. Версия, что причиной жестокого убийства стала профессиональная деятельность судьи, исключала такую составляющую, как месть за неправомерно вынесенный приговор (решение). Владимир Трофимов характеризовался и коллегами, и участниками судебных процессов как порядочный судья-законник «старой школы», судивший «строго по закону». Значительных сбережений или дорогой недвижимости не имел, ведя скромный, размеренный образ жизни. Таким образом, у следствия осталось лишь две версии: а) убийство как месть за проявленную судьей принципиальность в каком-либо из дел; б) целью убийц было завладение уникальной коллекцией судьи.
В пользу версии убийства из мести свидетельствовал тот факт, что само убийство носило едва ли не ритуальный характер, хотя и исполнялось однозначно профессионалами (подробности читатели легко найдут в сети). К тому же выяснилось, что Трофимов с 26-летним стажем был судьей так называемого спецсуда и имел допуск секретности №1 (рассматривал дела особой секретности, участниками по которым проходили сотрудники спецслужб; он же давал разрешения на прослушивание чиновников). Кому мог перейти дорогу судья Трофимов (или кому убийством судьи Трофимова хотели «расчистить дорогу» в судьи спецсуда с высшим допуском секретности накануне российского вторжения в Украину весною 2014 года) — следствие до сих пор официально не установило.
Есть и еще одна версия: убийство судьи из-за его коллекции, но здесь история также темная. Во-первых, по крайней мере бо́льшую часть коллекции судьи (нумизматика, фалеристика, фарфоровые статуэтки, но главное — картины) преступники с собою не забрали, хотя очевидно никуда не торопились. Пропало ли что-нибудь из коллекции вообще — также до сих пор неизвестно. Зато известно, что обнаруженные следствием ценности, которые страстный коллекционер Трофимов собирал всю свою жизнь, были собраны в пакеты и коробки, последние же обмотаны скотчем без опечатывания и описи. Что является грубейшим нарушением УПК и положений ведомственных инструкций. Эти вещдоки, по крайней мере, до Революции достоинства, хранились в здании Харьковского УВД (теперь областного управления Нацполиции). Дальнейшая их судьба неизвестна. В СМИ проскальзывала информация о том, что наиболее ценной частью коллекции покойного Трофимова была живопись. И что именно живописью из собрания Трофимова перед его смертью интересовались другие известные украинские коллекционеры.
Так ли это на самом деле, должен знать нынешний глава МВД Арсен Аваков — житель Харькова, крупнейший в этом городе коллекционер живописи, а ныне — министр внутренних дел. Министр, чью квартиру с бронедверью в Харькове от обыска НАБУ по другому уголовному производству рьяно защищало местное управление Нацполиции совсем недавно. Словно там хранился не раскрой к «рюкзакам Авакова», а запасники Национальной художественной галереи.
Что знаково: ни при Захарченко-кровавом, ни при Авакове-революционном харьковские менты в деле Трофимова не продвинулись ни на сантиметр. Конечно, объяснений этому феномену и министр, и генпрокурор наверняка найдут множество — «это было до нас», «упущен фактор времени», «прежнее следствие напороло косяков» и наконец «да вы вообще представляете, перед какими вызовами мы стоим?!». Но все это циничная ложь и словоблудие. Нераскрываемых преступлений практически не бывает. А если они не раскрыты — значит, за этим стоит либо чья-то персональная пожива, либо политический интерес. Но в любом случае за этим стоит предательство людей в погонах, которые не защищают ни граждан, ни государство.
То, что УМВД в Харьковской области сменило вывеску, а штат — форму, никак не сказалось на «мусорском» подходе к раскрытию резонансных преступлений, направленных против государственных институтов.
Убит судья со спецдопуском №1 — и десятки, сотни украинских генералов из многочисленных правоохранительных органов не в состоянии организовать раскрытие? Тогда зачем нужны Украине все эти многочисленные генералы Нацполиции, СБУ и ГПУ, среди которых нет ни одного, способного раскрыть знаковое для целой страны преступление?..
Судья Владимир Трофимов
* * *
Точно такую же ситуацию можем наблюдать в другом резонансном деле с убийством судьи. Давайте вспомним убийство судьи Шевченковского райсуда г. Киева Сергея Зубкова.
2 октября 2012 года Голосеевский суд столицы под председательством Галины Бондаренко вынес приговор за убийство судьи Сергея Зубкова — пожизненное заключение отцу и 13 лет тюрьмы сыну — Дмитрию и Сергею Павличенко соответственно. Позже Апелляционный суд подтвердил приговор.
21 марта 2011 года был жесточайшим образом убит судья Сергей Зубков, занимавшийся, в том числе, рассмотрением дел, связанных с незаконной застройкой центра столицы. В частности, Софиевской площади в историческом центре Киева, где земля поистине золотая. Судья Зубков был заколот шилом, изрезан ножом и застрелен возле собственной квартиры. Скоро милиция рапортовала о раскрытии преступления, задержав киевлянина Дмитрия Павличенко и его сына Сергея. Причем на Дмитрия Павличенко (отца) УБОП вышел уже через два часа — после сверки отпечатков пальцев на месте преступления с имеющимися в картотеке МВД.
Где ранее «наследил» Дмитрий Павличенко и почему отпечатки его пальцев оказались в картотеке МВД (привлекался? был задержан в нетрезвом виде в беспамятстве?..) — неизвестно. Но благодаря этой «находке» следствию удалось раскрыть преступление по горячим следам.
Не будем углубляться в детали — читатели сами могут найти их в сети. Отметим лишь то, что и сын (первым), и отец (после сына) Павличенко сразу после задержания «раскололись» и показали, как убивали судью. Повторили это и на воспроизводстве на месте убийства. На том же месте убийства, где были обнаружены и другие улики, свидетельствующие о прямом участии отца и сына Павличенко в убийстве судьи Зубкова.
Но сразу после этого началось. В СМИ с дурной репутацией появились десятки заказных публикаций, обвинявших следствие в «заказухе» и расправе с непричастными. Информационная кампания носила столь мощный характер, что на тиражируемые «доводы адвокатов» Павличенко купились и СМИ с достойной репутацией. Тем более что следствие действительно допустило ряд проколов с УПК, а тезисы адвокатов разгонялись мощной волной на платной основе.
Вслед за информационной кампанией в Киеве и других крупных городах начались манифестации футбольных фанатов под лозунгом «Свободу честным! Свободу Павличенко», акции проводились и на футбольных матчах. Толпами фанатов руководили невидимые дирижеры, а их «марши» проходили на удивление слаженно: никогда до этого и никогда после болельщики «Динамо Киев» и примкнувшие к ним юные спортсмены из спортклубов Киева и области почему-то не могли собрать 3–5 тыс. на сколько-нибудь значимое общественное мероприятие, а «за Павличенко» — собирали. Таким образом осуществлялось давление на следствие и суд.
Формальный повод возмущаться фанаты имели: якобы один из убийц, Сергей Павличенко, был членом этого товарищества, водимого кукловодами «на поводке». Симпатии большинства сограждан, конечно же, были на стороне «фанатов» и семейства Павличенко. Вот только кукловоды этой массовки, стоявшие за убийством судьи, в СМИ старательно нивелировали факт того, что Сергей Зубков имел редчайшую для судьи в Украине репутацию въедливого законника и порядочного человека, живущего по средствам.
И, конечно же, за кадром остались заказчики этого убийства — следствие хотело дотащить до суда хотя бы убийц. Которые к тому времени уже отказались от всех данных ранее показаний — как и запуганные неизвестными четыре (!) свидетеля убийства. Очевидно, что заказчики этого убийства, испугавшись скорой поимки Павличенко и их «раскола» на следствии, а следовательно — и своего разоблачения, сделали все возможное, чтобы вытащить неудачников, пока те не сдали и «хозяев». И на это пришлось хорошо потратиться.
В течение всего 2012 года продолжался суд, и во время каждого заседания в зале суда и возле него находилась толпа «поддержки». Для сравнения: в деле расстрела Небесной сотни после бегства в Россию подсудимых из «Беркута» полупуст даже зал... То есть в деле Павличенко мы имеем дело либо с проплаченной массовкой, либо с рекрутированной из спортклубов молодежью.
А еще был сайт, посвященной делу их освобождения (www.theyarenotkillers.com) — его посетили десятки тысяч пользователей интернета. А еще фурор вызвал мультипликационный ролик, в котором история семьи Павличенко излагается от имени самого младшего из них — Ивана. Так вот этого ролика по прежнему адресу уже тоже нет. За ненадобностью?
«Кто выходит на улицы для участия в подобных акциях? Каков уровень осведомленности указанных лиц? Где они работают? Откуда у этих людей средства к существованию и деньги на проезд к местам проведения митингов? Кто является организатором таких акций и кто их оплачивает? На основании чего их участники решили, что Павличенко невиновны? Кто внушил им эту мысль? Знакомились ли они с материалами дела? На основании чего политики приходят к выводу об отсутствии доказательств невиновности лиц, осужденных за совершение особо тяжких преступлений? По какому праву публичные люди с космической глупостью вещают с экранов ТВ, со страниц СМИ о тех вещах, в которых совершенно не разбираются?» — все эти вопросы адресовала в пустоту председатель Голосеевского суда столицы Елена Первушина.
Несмотря на сильнейшее давление кукловодов и осаду суда организованной толпой, и следствие, и суд двух инстанций устояли: отец и сын Павличенко получили срок. Но их, под шумок победы Майдана, освободила Верховная Рада. 24 февраля 2014 года депутаты признали Дмитрия и Сергея Павличенко... политзаключенными. Это решение Рады и дает нам представление о степени могущества того лица или тех лиц, которые заказали убийство судьи Сергея Зубкова. Кстати, политпроект «наша Надя» — тоже плод ума и стараний этих лиц...
...Уже вскоре человек, похожий на Дмитрия Павличенко, активно колобродил в Киеве на митингах под эгидой «Украинского выбора». В тех же структурах обретается и Павличенко-младший. Ну что, «свободу честным?»
Но если убийцы Павличенко — «политические» и стали жертвою «кровавого режима Януковича», то все же кто убил судью? Сытые лица лидеров Революции достоинства не дают нам ни ответа на этот вопрос, ни даже шанса на ответ. Потому что все они все понимают и фамилии виновных в убийстве судьи Зубкова — знают. Но раскрыть убийство «какого-то судьи» — это не их бизнес. На этом не сделаешь деньги, а врагов — наживешь.
* * *
Убийства Трофимова и Зубкова были на слуху у общественности только из-за особой дерзости их совершения. А сколько человеческих трагедий других судей остались никем не замеченными, не расследованными и, соответственно, — безнаказанными?
Напомним лишь несколько таких преступлений.
Судью Киевского административного апелляционного суда 33-летнюю Оксану Дурицкую нашли якобы утонувшей в заливе Днепра в столичном районе Оболонь 7 сентября 2011 года. Редкий случай: и милиция, и прокуратура, и СБУ настаивали на версии об убийстве, приоритетной считая причину «в связи с профессиональной деятельностью». Дело также возбудили по ст. 115 УК (умышленное убийство).
Следствие установило: Оксана Дурицкая в компании трех молодых людей принимала спиртные напитки на одном из киевских пляжей, после чего с одним из них пошла купаться в Днепр, но из воды уже не вышла. При этом следствие поставило под сомнение «бытовую» версию человеческой трагедии: оперов насторожили нестыковки в показаниях «знакомых» Дурицкой, составивших в тот вечер ей компанию. Насторожила их и развязанная кем-то кампания в СМИ по дискредитации покойной судьи и явному выгораживанию одного из участников вечеринки — того самого, который пошел с Дурицкой купаться. Почти все эти публикации, как одна, появились на сайтах с репутацией «заказушных» и были направлены на дискредитацию погибшей судьи, выставляя ее в аморальном свете. Что, конечно же, было ложью.
Кроме этого, с пляжа, где случилась трагедия, кто-то перегнал во дворы близлежащих домов мерседес Дурицкой, сняв с него номера. Опера были уверены, что это сделали для того, чтобы затруднить следствию установление картины произошедшего и поиск «компаньонов» Дурицкой...
Но следствие и по этому делу было классически уничтожено: после получения первых результатов — передано другим следователям и «рассыпано»; дальнейшая судьба его неизвестна.
Важно отметить: коллеги покойной не верят в версию «она утонула». Считая, что судью убили, представив ее убийство как несчастный случай. .
В контексте убийства Оксаны Дурицкой важна такая деталь: отец покойной Михаил Дурицкий, тоже судья, в прошлом возглавлял Старокиевский (он же позже — Печерский) суд столицы. Он ушел с работы после того, как в подъезде дома, где он жил, был жесточайше избит, в результате чего стал инвалидом. И это преступление не было раскрыто. На пенсии он прожил недолго — у него остановилось сердце.
Подчеркнем, что, как и в случае с его дочерью, Дурицкий всю жизнь прожил в скромной двухкомнатной квартире на окраине спального района Киева. Он не имел ни свойственных нынешним его живым коллегам загородных вилл, ни дорогих авто, ни дорогих часов. Но те, кто его помнят, отмечают скромность бывшего судьи, знание законов и принципиальность, тормозившую карьеру.
...20 января 2009 года на лесной поляне под Киевом нашли сгоревший Nissan, принадлежавший Михаилу Михайлюку, судье Высшего хозяйственного суда Украины. В машине был обгоревший труп человека. Эксперты установили: мужчину, труп которого нашли в автомобиле, сначала убили, потом затащили в салон автомобиля, после чего сожгли. Друзья и знакомые Михаила Михайлюка не верят в версию о его самоубийстве. Но гибель судьи милиция быстро признала именно самоубийством — якобы, закрывшись в авто изнутри, он сам себя облил бензином и поджег. Что стало причиной столь небывалого в истории Украины-криминальной суицидального поступка — милицейское и прокурорское начальство не пояснило. Ознакомиться с материалами следствия журналистам правоохранители не дали. Кто тогда возглавлял МВД? Юрий Луценко. Понятно, что нынешний генпрокурор Луценко вряд ли захочет вернуться к установлению истины и в этом деле.
О судье Михайлюке публике известно мало: в 1998 году он выдвигался в народные депутаты Украины под №50 списка СДПУ(о), но в парламент не прошел. В 2006 году ГПУ возбудила в отношении него уголовное дело за «заведомо ложный приговор», а в 2007 году президент Виктор Ющенко наградил этого судью званием Заслуженного юриста Украины. Был человек — и нет человека...
Кстати, коллеги покойного все как один отрицали, что Михайлюк мог наложить на себя руки.
...А кто уже вспомнит, что в ночь на 26 октября 2005 года трое в масках похитили председателя Ровенского районного суда Виктора Лопацкого возле его дома и на его же машине вывезли за город? Судью привязали к электроопоре за селом Глинск Здолбуновского района и жесточайше избили, автомобиль — сожгли. Бросив жертву (возможно, посчитав ее мертвой), истязатели скрылись. Но судья с множественными переломами ребер сумел освободиться от пут и спастись.
А в марте 2006 года по окнам дома судьи Лопацкого стрелял неизвестный, но его так и не нашли. Судья был взят под круглосуточную охрану спецподразделения «Грифон». Но в августе 2011 года охрана с судьи была снята якобы в связи с его... отпуском. И в первый же день отпуска, 16 августа 2011 года, 47-летний Лопацкий утонул, катаясь на моторке с двумя знакомыми. Официальная версия: лодка якобы перевернулась, знакомые выплыли, а сам судья — нет. Эта версия, похоже, устроила следствие. Следствие, которое так и не установило исполнителей и заказчиков первых двух нападений на судью.
Ирония судьбы: земляк Лопацкого — Юрий Луценко — наверняка знал судью, но, будучи министром МВД и генпрокурором, так и не установил истину ни по одному из дел.
* * *
Сегодня много разговоров и парадных рапортов первых лиц государства о судебной реформе. Все эти лозунги — блеф, пока судей в Украине безнаказанно убивают. А цинизм и безнаказанность этих убийств свидетельствуют о том, что их заказчики — на самой вершине власти в Украине. В первой сотне или даже — в первой десятке «лучших людей» нашей страны.
Даже эти примеры дают однозначный ответ на вопрос, могут ли украинские судьи в таких условиях сохранить и верность присяге, и чистую совесть, и жизнь одновременно. Конечно, нет: с чем-то придется расстаться... И лучшие расстаются с жизнью.
Можно платить судьям достойную зарплату, можно дать пожизненный статус, можно наделить — юридически — неприкосновенностью. Но когда каждый судья в Украине знает, что его физически могут в любой момент убить, и виновные в этом останутся безнаказанными — о каком независимом суде может вообще идти речь? При этом «новая власть» демонстрирует по отношению к физической защите судейского корпуса такое же отношение, как и власть предыдущая. И этому есть объяснение: запуганный смертельными расправами, судейский корпус будет сговорчив и с нынешней властью. Потому что сегодня только у власти — читай, у Администрации президента — есть реальные рычаги для предоставления физической защиты (охраны) тому или иному судье. И вряд ли в этот перечень облагодетельствованных войдут принципиальные судьи.
Да, есть спецподразделение «Грифон» Минюста, есть «Альфа» СБУ, которые имеют опыт охраны судей. Но принятие решения о предоставлении такой охраны — это прерогатива, как минимум, первых лиц этих ведомств. Чаще — «указание сверху», из АП. Ни о какой «автоматизации» предоставления охраны судье нет и речи. Грубо говоря, жить судье или не жить — решает власть. Так о какой реформе правосудия можно говорить, если судья — беззащитен? Если ни одно убийство судьи за все годы новейшей истории Украины не было раскрыто?
Эту систему надо быстро менять. Главное: любое покушение на судью должно быть как можно быстрее раскрыто, исполнители и заказчики — установлены и осуждены. За раскрытие таких преступлений должны нести персональную ответственность первые лица Нацполиции, ГПУ и СБУ. Нет быстрого результата — отставка.
В той атмосфере страха, в которой сегодня пребывают остатки судейского корпуса Украины, уверенно себя чувствуют только предатели судейской присяги. Тех, кого можно купить, — не убивают.
По материалам: racurs.ua