Государственные секретари: серые кардиналы украинской политики

979

Вот уже год как в Украине действует институт госсекретарей. Эта должность была введена законом в государственной службе, а основной целью этого введения стала необходимость организации работы министерств квалифицированными людьми. Такие специалисты по идее не должны были зависеть от политики и обеспечивать беспрерывность власти, передавая ее от уходящих министров к прибывающим, так как в отличие от министров, которых могут в любой момент, госсекретарей выбирают раз в пять лет. На данный момент госсекретаря нет только в министерстве здравоохранения – во всех остальных эта должность уже введена.

Госсекретари имеют аполитичный статус и фактически полномочия глав ведомств. В нацгентстве по вопросам госслужбы уверяют что главными фигурами все же остаются министры, но их избавят от технических функций по утверждению поточных решений, тем не менее, в большинстве министерств все происходит по-другому. В кулуарах даже сами министры подтверждают, что вместо госсекретарей для разгрузки поточной работы им фактически приставили «смотрящих» от Гройсмана. Причем эти специалисты отнюдь не аполитичны, а четко выполняют кулуарность договоренностей, лоббируя коммерческие интересы. Впрочем, ряд министров, благодаря особому положению и влиянию, смогли получить действительно удобных госсекретарей. К примеру, у Арсена Авакова госсекретарем стал его бывший заместитель Алексей Тохтай, потому министр МВД даже обрадовался этому назначению и назвал Тохтая «отличным специалистом» несмотря на неоднозначные моменты в его биографии. Госсекретарем в министерстве информационной политики назначили соратника главы ведомства Артема Биденко. Кстати говоря, министром является Юрий Стець, который при этом еще и кум Петра Порошенко, потому неудивительно что ему тоже повезло. В минюсте госсекретарем стала Анна Онищенко, также соратница министра Павла Петренко. Подобные назначения выглядят вполне запланированными.

Впрочем, некоторым министрам наоборот крайне не повезло, а некоторые из них открыто об этом заявили. Прежде всего, это конечно министр здравоохранения Ульяна Супрун, а следом за ней высказался и министр инфраструктуры Владимир Омелян. Еще в прошлом году на их пресс-конференции были объявлено о непрозрачности конкурса – министры открыто заявили о несогласии работать с людьми, которых выбрали госсекретарями, объявив их ставленниками полукриминальных бизнес-групп.

В целом конкурс, да и сами финалисты заставили многих усомниться в объективности и независимости. Можно сказать что коалицианты под видом кадровой реформы попросту разделили между собой министерство на годы вперед. Даже когда министров заменят – припартийные лоббисты в виде госсекретарей останутся у дел. Впрочем, на недовольство некоторых министров премьер Гройсман внимания не обращал, и госсекретарей все же назначили за исключением двух открыто заявивших о несогласии.

С введением госсекретарей полномочия в министерствах перераспределились. Теперь министры формируют стратегию ведомств, сотрудничают с парламентом и экспертами, а госсекретари непосредственно реализуют назначенную министрами политику и управляют штатом сотрудников. Именно им предстоит подбирать кадры в административный аппарат министерства. То, как указано в законе и как это воплощается на деле – оказалось разными процессами. В ряде министерств между министрами и секретарями появился конфликт – иногда это холодная война, а кое-где уже открытые конфронтации. В кулуарах министры говорят о том, что принятые на новые должности специалисты не имеют понятия о том, как работает аппарат, они разбираются только в кадровых назначениях за деньги и проталкивании коммерческих решений. Чиновники считают, что сейчас создается параллельный Кабмин, на уровне правительства проводятся встречи с госсекретарями и им ставят какие-то задачи, причем министров туда даже не приглашают. Кроме того ни одно кадровое назначение министерства и подчиненных госпредприятий не может пройти мимо госсекретаря. Министров попросту лишили решающего голоса. По факту всю ответственность теперь несут не они, а именно госсекретари. Мало того – новоназначенцы открыто руководят главами ведомственных предприятий, всячески командуют и требуют выполнять их указания, снимают премии в штате министерств, формируют какой-то параллельный бюджет, который секретарь тратит н свое усмотрение – премируют угодных сотрудников или ремонтирует свой кабинет. Ко всему прочему зарплаты новоназначенцев практически аналогичны зарплатам министров. Официально министерская зарплата составляет около 40 тысяч гривен, но зачастую чиновники получают в разы больше. Официально оклады госсекретарей невелики – до 13 тысяч гривен – но они используют всевозможные надбавки и премии, за счет чего получают более 100 тысяч гривен.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org