Суррогатные тайны водочного алхимика Нечитайло
Непонятную «бормотуху» вместо настоящего коньяка всё это время употребляли украинцы, доверявшие известной торговой марке «Коблево».
Как выяснили украинские журналисты, на Николаевском коньячном заводе сознательно нарушали стандарты производства, и ради получения дополнительной прибыли «бодяжили» суррогат из левого спирта отнюдь не виноградного происхождения. Остается лишь догадываться о том, какими «пищевыми добавками» аферисты потом придавали этому псевдоконьяку вкус и запах подобия настоящего напитка!
Что же вы думаете, фальсификаторов привлекли к ответственности? Как бы ни так! У них сразу же нашлись защитники и в Верховной Раде, и в других высших институтах власти. Которые, в духе нынешнего времени, умело развернули дело на 180 градусов – и обвинили контролирующие и правоохранительные органы в «создании препятствий отечественным производителям», в коррупции и вымогательстве. Такого публичного цинизма не было ни при Януковиче, ни даже при Кучме!
И это не удивительно, ведь «Коблево» и Николаевский коньячный завод принадлежат компании «Баядера» — крупнейшего производителя алкоголя в Украине. Чьи владельцы Святослав Нечитайло и Наталья Бондарева давно имеют массу необходимых связей, обеспечивающих им надежную «крышу» при любой власти.
И
История алкогольной семейки
В это трудно поверить, но нынешний водочный король Святослав Игоревич Нечитайло когда-то был обыкновенным мажором-оболтусом (по мнению некоторых его знакомых, он таким и остался). Сын заведующей районо Ольги Нечитайло, ставшей в 1990-м заместителем председателя горисполкома Горловки, и директора Горловского ртутного завода Игоря Нечитайло (умер в 1992 году) не знал нужды ни в чем.
В 1991 году 17-летний Святослав не думал ни об институте, ни тем более об армии — куда он так и не пошел, «отмазанный» от призыва всемогущей мамой. Окруженный толпой сверстников, состоявшей из таких же детей начальников, фарцовщиков, местной «богемы» и крепких «спортсменов», он собирался заняться большим бизнесом. А по горловским меркам того времени «большой бизнес» — это два десятка ларьков с сигаретами и жвачкой, поставленных в самых ходовых точках города.
По сути, бизнесом занималась его ныне покойная мама: она оформила МЧП «Баядера» на себя и сестру, она выбивала места для ларьков, она прикрывала их от инспекций и «наездов». Святослав лишь завозил товар да устраивал кастинг продавщиц, а потом с друзьями проводил вечернюю инкассацию – и спешил отметить удачный день в кабаке.
В 1992 году, согласно официальной биографии Ольги Нечитайло, она решила покинуть работу в исполкоме чтобы «помогать сыну». Неизвестно, кто стряпал житие покойной бизнес-леди, но он явно решил пренебречь реалиями украинской жизни начала 90-х. Ведь тогда (как и сейчас) лучшим способом помощь бизнесу своего сына было как раз оставаться при должности во власти. Поэтому появляются основания считать, что причина ухода Ольги Нечитайло из горисполкома была совершенно иная. Но нестыковок в её биографии намного больше!
Стоит вспомнить, что в начале 90-х городская власть Горловки стремительно менялась. В 1991-м в отставку подал председатель горсовета и исполкома Александр Щебитченко – после чего Горловка несколько месяцев оставалась без мэра. Затем им был избран директор Автодорожного института Михаил Чальцев – но и его «ушли» через год. Следующий мэр Валерий Пахомов просидел в своем кресле с 1993 по 1998 год – а потом ушел работать в стремительно растущую «Баядеру» (ставшую уже корпорацией). А вот в биографии Ольги Нечитайло написано, что она якобы была заместителем именно Валерия Пахомова. Но как же это так, если она якобы ушла из исполкома за год до его избрания?! Биографы что-то напутали, или она никуда не уходила? А может она просто перевелась на другую должность?
И еще небольшое уточнение её биографии: Нечитайло-Риджок она стала лишь после второго замужества за главного хирурга городской больницы Владимира Риджока. Этот брак, похоже, имел какие-то проблемы, поскольку после переезда Ольги Нечитайло-Риджок и её сына в Киев (2003), Владимир Риджок остался работать в Горловке, продолжая все так же оперировать пациентов. А ведь с такой супругой ему запросто светили перспективы руководящих должностей в структуре Минздрава!
Еще одним членом их деловой семьи является Наталья Бондарева – младшая сестра Ольги Нечитайло, соответственно, родная тётя Святослава Нечитайло. Женщина хваткая и властная, не только владеющая 50% «Баядеры», но и взявшаяся после смерти сестры (в 2012) в свои руки всю компанию «Баядера», оставив племянника управлять его сетью «ЭКО-маркет» (которой тоже владеет через кипрскую компанию «Northwall Investments Limited»). А тогда, с 1993 года Бондарева возглавляла в Горловке Налоговую инспекцию – поэтому никаких проблем с налогами у «Баядеры» не было. Напротив, проблемы с налогами возникали у государства, которое их регулярно недополучало.
На чем поднялась «Баядера»?
Первоначально масштаб деловой мысли Святослава Нечитайло не выходил рамки застройки Горловки своими ларьками (ныне называемые «малыми архитектурными формами»). Но и потом ларечная форма бизнеса преобладала в «Баядере» вплоть до 2003 года. Менялся лишь ассортимент: вместо сигарет и спирта «Рояль», фирма начала развозить по городу, затем по области и всему Донбассу, а потом и по Украине импортный алкоголь. Нынешняя «Баядера Логистик» — это старейшее подразделение управляющего ООО «Боядера Групп Холдинг», занимающееся тем, на чем изначально строился семейный бизнес Нечитайло-Бондаревой.
Сегодня можно прочитать, что еще одно подразделение компании «Боядера Импорт» является дистрибутором в Украине таких брендов, как «Hennessy», «Glenmorangie», «Moët & Chandon», «Veuve Clicquot», «Johnie Walker», «White Horse», «Smirnoff», «Sterling», «Remy Cointreau», «Latvijas Balzams» и др. А в 90-х было намного проще: мало того, что ЧМП «Баядера» завозило подряд любой импортный алкоголь, зачастую сомнительного происхождения, так еще и не брезговало отечественным фальсификатом «под импорт».
Собственно говоря, тогда никто никаких экспертиз не проводил, и даже самые придирчивые инспекторы требовали лишь предъявить документы на товар да наличие акцизных марок. Что ж, с документами и акцизными марками у «Баядеры» всегда был полный порядок – не зря же их совладелицы работали в Налоговой инспекции и горисполкоме! Но благодаря этому инспекторы их вообще не беспокоили, пока «Баядера» не перешагнула границы региона Горловки.
Но тут стоит также вспомнить, что развозить тогда «бухло» по ларькам и магазинам других городов было чревато – конкурентов могли встретить хмурые ребята в спортивных костюмах с битами, которые сами зарабатывали этим на жизнь. Но Святослав Нечитайло — не Ринат Ахметов, собранная им «бригада» могла разве что вытрясти деньги с задолжавшего за товар лавочника, но не сразится за место под солнцем с серьезными ОПГ, «державшими» другие города. Поэтому стремительный выход «Баядеры» на рынки Донецкой, а потом и других областей Украины был возможен только при наличии необходимых связей либо в ОПГ, либо в прокурорской или милицейской мафии.
Однако об этом периоде истории своей компании её летописцы предпочитают не вспоминать. Зато слухи, которыми земля полнится, утверждают о тесном сотрудничестве «водочной семейки» с ОПГ горловского «авторитета» Армена Саркисяна (Армена Горловского), который в свою очередь имел тесные связи с донецкими «авторитетами» Ахатом Брагиным (Аликом Греком) и Ринатом Ахметовым, а также с Геной Узбеком. Позже Армен стал «смотрящим» по Горловке от Юрия Иванющенко (Юры Енакиевского). И так уж получалось, что «Баядер» совершала свои успешные экономические рывки то в период восхождения Армена Горловского (вторая половина 90-х), то в периоды премьерства Януковича (2003, 2006), а в 2010-2013 г.г. вообще вышла в лидеры алкогольного рынка. Совпадение ли?
Но, несмотря на то, что «Баядера» выросла в крупнейшую алкогольную компанию Украины, обладающую своими производственными мощностями, известную своими брендами «Хлебный Дар», «Цельсий», «Байка», «Казацька Рада», «Перша Гильдия», «Коблево», она продолжает традиции 90-х. Причем, фальсификация коньяка на заводе «Коблево» это не просто нарушение технологии, замена виноградного спирта зерновым. Ведь у «Коблева» имеются собственные виноградники и собственные винзаводы, то есть виноградный спирт у него есть, свой собственный — и, тем не менее, он «набодяжил» псевдоконьяк из зернового водочного спирта. Почему? Решили произвести для отечественного рынка суррогат, мол, украинцы и такое выпьют, а настоящий виноградный спирт придержали для экспорта? Не исключено!
Но не суррогатом единым наращивала свои капиталы «Боядер Групп». Манипуляции с налогами приносили и приносят до сих пор компании прибыль не меньшую, чем производство водки. Недоуплата НДС только в период с сентября 2013 по август 2014 года позволили компании «сэкономить» сотни миллионов гривен! И в этом «бизнесе» она также лидирует среди других водочных компаний Украины, в чем вы можете убедиться с помощью собранных журналистами данных:
Об одной из налоговых схем «Баядер» рассказал СМИ волонтер Сергей Кабакаев. По его словам, она заключается в следующем: производитель алкоголя, имеющий обязательства по уплате НДС, приобретает партию подсолнечного масла, получив на него налоговый кредит от контрагентов (цепочке фирм, ведущих к «налоговым ямам»), затем отправляет партию масла зарубежному нерезиденту-партнеру, после чего еще и получает право на возврат НДС как экспортер!
Похоже, что в этих схемах чувствуется рука профессионала, знакомого с налоговым механизмом не понаслышке! И если «Баядер» не стеснялась «зарабатывать» подобным образом в 2013-2015 г.г. когда сокрыть подобные махинации от общественности и прессы была весьма трудно, то что же она творила в 90-х, когда за подобную информацию журналистов забивали насмерть битами? А ведь липовое возмещение НДС было в то время одним из самых верных способов формирования начального капитала будущих украинских олигархов.
По материалам: ord-ua.com