Кто украл «Апостола»? Старинные книги исчезают пачками

676

klt1Львовские правоохранители опрашивают работников Львовской национальной галереи имени Бориса Возницкого, а также потребовали в дирекции учреждения документы, подтверждающие исчезновения из ее фондов 95 старопечатных и двух рукописей. Таковы первые следственные действия досудебного расследования в рамках уголовного производства, которое возбуждено по факту по ч. 3 ст. 191 (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением) Уголовного кодекса Украины, сообщила начальник отдела коммуникации Национальной полиции во Львовской области Светлана Добровольская.

Производство открыто на основании заявления генерального директора Львовская галерея искусств Тараса Возняка. 4 января Тарас Возняк обратился в полицию о проведении проверки по факту исчезновения музейных ценностей из отдела галереи - Музея искусства древней украинской книги. Санкция статьи предусматривает ограничение свободы на срок от трех до пяти лет или лишения свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Ценности без фундамента
Третьего января инвентаризационная комиссия в составе четырех работников галереи (среди которых заведующий Музеем искусства старинной украинской книги Лариса Спасская) и приглашенного эксперта (доцент Украинского католического университета, специалист по истории кириллической книги в Украине Вера Фрис, которая в свое время работала в Музее книги, формировала его сборник, описывала ее) провела инвентаризацию фонда кириллических старопечатных книг. Результаты акта сверки, о которых журналистам сообщили на следующий день, - не хватает 95 из почти 600 старинных и двух из 58 рукописей. Также зафиксировано подмену одних старопечатных на другие. Впереди - сверка фонда старинных латиницей и библиотеки, в которой хранят ценные книги от XIX в.

Музей искусства древней украинской книги для посетителей закрыли, помещение опечатали. Изъяли инвентарные книги (директор галереи продемонстрировал, что у них есть непропечатковани разрывы, сорваны печати), карточки инвентарного описания, ключи от фондохранилища. Четырех научных работников музея отстранили от исполнения должностных обязанностей. Проинформировали о ситуации Министерство культуры, а также СБУ и прокуратуру. Директор галереи выставил дополнительный пост охраны, опасаясь за жизнь охранников, двум из которых около 80 лет.

Помещение, в котором есть уникальные старопечатные книги, в свое время построили как временную душевую или раздевалку для рабочих, в 80-х годах прошлого века должны были построить во Львове линию подземного трамвая. Здание не имеет фундамента, гидроизоляции; нет также полноценного крыши, из-за чего летом помещение очень нагревается, а зимой температура слишком низкая, рассказал главный хранитель фондов галереи Игорь Хомин. То есть сооружение не приспособлена для старопечатных ни с точки зрения безопасности, ни с точки зрения надлежащих условий хранения. Сейчас идет поиск более подходящего помещения для уникального собрания ценностей.

Публичность для экспонатов - в оцифровке
«Получатели украденных из музеев старопечатных - люди влиятельные, они могут оказывать давление, и не только на меня, но и на СМИ. Поэтому нужен широкий резонанс. Возможно, часть наших книг среди изъятых старопечатных в имении Виктора Пшонки или в Межигорье », - отмечает Тарас Возняк. Одним из существенных элементов защиты руководитель галереи считает публичность, которой для экспонатов является оцифровка и выставления их в интернете.

Ведь тогда продать книгу или картину практически невозможно. Зато «если о книге есть только краткая информация - название, издатель, количество страниц, то достаточно сложно доказать, что это именно тот экземпляр, который исчез из музея, - говорит Вера Фрис. - Ведь старинные - тиражные издания, в отличие от произведений искусства ». Коллекционеры отмечают, что именно поэтому старинные легче продать, чем художественные произведения.

Во время пресс-конференции озвучили исчезновение одного из двух экземпляров «Апостола» Ивана Федоровича 1574, «Апостола» Спиридона Соболя, изданий Михаила Слезки, старопечатных XVI, XVII, XVIII веков. Тарас Возняк поделился найденной в интернете информацией, «Апостол» Ивана Федоровича продали за 300 - 400 000 долларов. В то же время в галерее обрадовались, что не исчезло уникальное узкошрифтное Евангелие, которое, по словам Веры Фрис, является старейшим по «Апостола» и ценным экспонатом сборки. Полный перечень пропавших книг обнародовал сайт «Варианты», и директор галереи подтвердил его достоверность.
«Об обнародовании украденных ценностей специалисты говорят каждый раз, когда что-то в очередной раз исчезает из фондов или появляется на аукционах. Недавние примеры - портрет Тимоша Хмельницкого и его жены Розанды из Львовского исторического музея и рисунки Нила Хасевича и Елены Кульчицкой с ЦГИА Украины во Львовской области, которые появились на интернет-аукционах, - показательные редки случаи, когда удалось вернуть ранее украденные ценности, не имея электронной базы похищенных раритетов.

Больше на такую ​​удачу надеяться бесполезно. Должна быть соответствующая государственная программа, государственный ресурс, чтобы представители аукциона могли проверить то, что к ним поступает », - говорит старший научный сотрудник отдела« Музей освободительной борьбы Украины »Львовского исторического музея Орест Круковский.

Еще одна проблема, которая характерна для украинских музеев в целом, - почти не оцифрованные фонды. Часто из среды музейщиков слышать такие аргументы: если все оцифруют и выставят в интернет, то никто не будет приходить в музей, отмечает Орест Круковский. По словам экс-директора галереи Ларисы Разинковой (Возницкой), в галерее начали оцифровку из фондов живописи в отделе европейского искусства XIX - XXI вв. на ул. Стефаника. Возглавив галерею в сентябре прошлого года, Тарас Возняк одним из первых шагов называл оцифровки и каталогизацию фондов.

субординация ответственности
Лариса Разинкова заявила, что обнародованная информация об исчезновении старопечатных является «сфальсифицированным нападением на честное имя Бориса Возницкого» и частично на ней: «Часть книг, о которых говорят, что они исчезли, были на выставке в музее в начале 2016 года. Кроме того, как можно собирать пресс-конференцию, необходимо завершить сверки всего фондохранилища? ». Лариса считает, что на время расследования нужно устранить Тараса Возняка с должности.

Бывшая руководительница галереи отметила, что летом прошлого года, во время сверки фондов Музея искусства древней украинской книги, главный хранитель фондов Игорь Хомин и заведующий Музеем книги Лариса Спасская заверили ее, что с фондами в порядке, а для полного завершения сверки надо уточнить отдельные моменты. «За сохранение фондов соответствует прежде всего заведующий отделом, во-вторых, главный хранитель фондов музея и, конечно, директор.

Директор подписывает акт сверки после того, как есть подписи всех членов комиссии. Я не раз выдавала приказы, чтобы главный хранитель наконец закончил инвентаризацию всех отделов галереи и Музея искусства древней украинской книги в частности. Все было почти готово, но все же не получило окончательного завершения, потому что главный хранитель не представил мне материалов, - говорит Лариса Разинкова. - Потом начался конкурс на должность генерального директора, и я уже не возглавляла галереи ».

Украинские музейщики не раз отмечали в соцсетях, что в музейных учреждениях одним из главных лиц, ответственных за сохранность фондов, является главный хранитель и не совсем логичной является его участие в пресс-конференции на тему исчезновения музейных единиц. «Я не вижу в этом противоречия, - отвечает на эти упреки Тарас Возняк. - Ему могли задавать любые вопросы. Пресс-конференция не была для обжалования кого-то, фамилий не называли. Было сказано просто: нет этих вещей. Где они? ».

По словам Тараса Возняка, фондохранилище занимает одну комнату площадью около ста квадратных метров. «В фондохранилище - зарешеченные окна; нет доступа снаружи, по периметру - электронная сигнализация. Доступ имеет только материально ответственное лицо, какова Лариса Спасская. Она пломбирует помещение, когда выходит, и срывает печать, когда заходит, о чем есть соответствующие записи. От нее не поступало никаких жалоб, кто побывал в фондохранилище, - комментирует Игорь Хомин. - Кроме того, у нас есть подтверждение, что хищения происходили годами, но в интересах следствия мы об этих доказательств говорить не будем ».

Заведующая Музеем искусства старинной украинской книги Лариса Спасская убеждена, что сверку надо провести повторно и тщательно: «Я должна присутствовать во время всего процесса сверки: достать книгу, показать и положить на место. Зато во время нынешней инвентаризации я не всегда находилась в помещении, потому что болела. В меня нет претензий к профессиональности инвентаризационной комиссии, является лишь оговориться, что я должна была чаще быть во время ее работы.

По разрывов инвентарных книг, то они такими всегда были, это можно увидеть в оцифрованных вариантах. Кроме того, есть немало проблем в самой постройке. С 2002 по 2004 года здесь не работала сигнализация, затем снова некоторое время не работала. Не так давно ее отремонтировали ». Директор галереи Тарас Возняк взамен говорит, что кириллические фонды можно проверять хоть восемь раз, не проблема: «Можно считать справа налево, слева направо, но от того два центнера книг не появятся. Нет почти ста позиций, а это полтора-два центнера. Конечно, можно себе представлять, мечтать, что они откуда-то возьмутся, вдруг с неба марсиане привезут, как в фантастических фильмах ... ».
P. S. Между тем свою реакцию относительно ситуации с пропавшими древними обнародовало Министерство культуры. «Министерство культуры Украины обеспокоено указанной ситуацией. В то же время считаем, что до завершения полного сличения фондов отдела делать выводы об отсутствии музейных предметов преждевременно », - говорится в сообщении пресс-службы министерства. Министерство культуры также работает над созданием рабочей группы, которая будет предоставлять методическую помощь в проведении сверки во Львовской национальной галерее искусств имени Б. Г. Возницкого.

***

Почти сто старинных книг и рукописей, пропавших из Львовской галереи искусств, - отнюдь не первое исчезновение экспонатов из фондов львовских культурных учреждений. В 2004 году из Центрального государственного исторического архива Украины во Львове исчезли сотни документов, рисунков и гравюр. 2005 года с отделом искусства Научной библиотеки имени Василия Стефаника похитили 651 единицу графики XVI - нач. XX в. и 36 выпусков художественного журнала конца XIX - нач. XX в. Этот случай отличается тем, что вора нашли - им оказался один из сотрудников строительной бригады, которая в это время работала в здании библиотеки. В 2010 году из фондов Национального музея во Львове пропали 40 кириллических старинных книг и рукописей. 2011 года с этого же музея из фондов отдела народного искусства исчезли 157 единиц хранения, в том числе 148 исторических кафель, в том и кафель Бахматюка, а также светильников, чашу плесканок.

По материалам: cripo.com.ua