«ПриватБанк» Коломойского уже давно по сути превратился в «Ощадбанк» — депутат

622

SONY DSC
SONY DSC
Более четверти всех вкладов населения находятся в одном банке, но не в государственном, а принадлежащем олигарху. "По сути, это пылесос, который сметает с рынка деньги граждан и направляет их на собственные нужды", считает Павел Ризаненко.
В принадлежащем олигарху Игорю Коломойскому "ПриватБанке" сегодня хранится более четверти всех вкладов населения - это в три раза больше, чем в крупнейшем государственном "Ощадбанке". "ПриватБанк" является самым крупным на рынке по всем финансовым показателям, причем с огромным отрывом уходит вперед именно по объемам привлеченных средств граждан. "Де-факто "Ощадбанком" у нас уже давно является "ПриватБанк". Если сравнить объемы депозитов физлиц, то у "Привата" их 121 млрд, а у "Ощада", который на втором месте по объемам, — только 40 млрд. Так который из них "ощадный"? — делится своим мнением с ZN.UA Павел Ризаненко, член парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности. По мнению депутата, такое положение вещей дает олигарху Коломойскому "очень серьезный инструмент давления на государство". Ведь если банк рухнет, следом за ним погибнет весь финансовый сектор, что грозит превратиться в "Майдан-3. "Но если выйти на рынок и спросить, кого в конечном итоге кредитует "ПриватБанк", имеются в виду юрлица, конечно, то мы с удивлением обнаружим, что никого. Даже если взять родную владельцу банка Днепропетровскую область, то мы поймем, что Южмаш, "Криворожсталь", ГОКи не получают кредитов от "ПриватБанка". По сути, это пылесос, который сметает с рынка деньги граждан и направляет их на собственные нужды. Иногда деньги действительно достаются реальным компаниям, но все равно "своим" — говорит Ризаненко.
Особенности ситуации в крупнейшем банке страны ZN.UA уже описывало достаточно подробно. И по сведениям наших источников, с тех пор регулятором был предпринят целый ряд мер, чтобы снизить соответствующие риски. Однако будет ли их достаточно? Да и очевидно, что у чиновников в нынешней ситуации серьезно связаны руки. К примеру, в феврале-марте "ПриватБанк" должен был вернуть НБУ полученные в 2014 году 10 млрд грн рефинансирования (по 5 млрд в каждом из месяцев). Однако регулятору пришлось заключить дополнительные соглашения о продлении сроков погашения этих кредитов до октября. Причем срок не просто продлили, а с оговоркой, что банк с радостью использует все существующие возможности для того, чтобы переоформить кредитные договоры до декабря 2018 года. Между тем задолженность "Привата" перед Нацбанком превышает 27 млрд грн. А это без малого пятая часть всей задолженности по предоставленным НБУ кредитам комбанкам и ФГВФЛ. Однако ситуация с "Приватом" — это хоть и большая, но всего лишь часть общесистемной проблемы. Которая, помимо всего прочего, заключается в отсутствии у банков как адекватных по цене источников привлечения средств (сказывается разбазаренное с подачи регулятора нижеплинтусное доверие вкладчиков), так и нормальных способов заработка (и здесь уже дело больше в неадекватной макроэкономической политике государства). И отсутствие кредитования в такой ситуации необходимо принимать не как "посланную свыше" данность, а как вызов.

По материалам: zn.ua