Люстрация Петра Яцука как насущная необходимость
Отправленные недавно в отставку семь членов Национальной Комиссии по регулированию связи и информатизации (НКРСИ) и её председатель Пётр Яцук несут ответственность за превращение Украины в технологический бантустан, заповедник технологий прошлого века. Вот уже несколько лет Украина остаётся единственной страной в Европе, где основные операторы мобильной связи не имеют возможности использовать современные технологии третьего и четвёртого поколений.
Пётр Яцук и другие члены HKPCИ были назначены на должность с единственной целью — обеспечивать бизнес-интересы так называемой «Семьи». Примерно в то же время в Комиссии и вокруг неё появилось довольно много людей на всех уровнях иерархии, в статусе советников, консультантов, начальников структурных подразделений. Их руками воплощались «пожелания» Главного Акционера и осуществлялся контроль за членами Комиссии. Сразу после этого «Семья» руками Рината Ахметова легализовала своё владение компанией Укртелеком, одним из крупнейших игроков телеком-рынка. За прошедшие с того момента два с половиной года НКРСИ не решила ни одной задачи развития отрасли, зато задача административного прикрытия и содействия бизнесу Укртелекома была выполнена на твёрдую «пятёрку».
Располагая непробиваемой «крышей» в лице органов власти и ключевых фигур прежнего режима Укртелеком более-менее успешно лоббировал множество паразитических схем, нацеленных на перекачку денег отрасли и потребителей услуг в его пользу:
— в интересах Укртелекома предполагалось создать Фонд универсальных услуг (ФУУ), фактически налог на все без исключения услуги связи в размере 3,5-7% от их стоимости. Эти средства должны были пойти на покрытие убытков компании от предоставления «социально значимых услуг». При этом НКРСИ не считала необходимым проверить ни списки получателей этих услуг, ни обоснования предполагаемых расходов;
— кабельная канализация электросвязи (ККЭ) давно уже является дойной коровой Укртелекома. Построенная ещё в советские времена, впоследствии расширенная за счёт частных компаний инфраструктура кабельное канализации была передана на баланс Укртелекома в бытность его государственным предприятием. Как утверждают участники рынка, критически важный для любой телеком-компании доступ в кабельную канализацию предоставляется в аренду и по баснословным ценам. Ничего удивительно, с этих денег кормится и Укртелеком в целом, и его менеджмент в неофициальном порядке. Несмотря на то, что компания уже поменяла статус и стала частной, она по-прежнему единолично распоряжается ключевым элементом национальной инфраструктуры;
— регулярное повышение тарифов на услуги фиксированной связи, где Укртелеком по-прежнему является крупнейшим игроком, остаётся для компании проверенным способом компенсировать свои убытки.
Однако главной бизнес-задач НКРСИ, «Семьи» и структур Рината Ахметова являлась продажа лицензии на 3G, принадлежащей Укртелекому. Возможность продать её фактически была одним из главных аргументов в пользу приобретения бывшего госмонополиста. Лицензия на частоты, востребованные операторами «большой тройки», является наиболее ликвидным активом в сфере телекоммуникаций. Именно этим объясняется накал страстей вокруг самой лицензии Укртелекома, НКРСИ и его бывшего руководителя.
Чтобы удержать цену на лицензию, НКРСИ под руководством Петра Яцука фактически заблокировала технологическое развитие отрасли. За три последних года лицензия подешевела вдвое, с 500 млн. долларов до 200-250 млн. В угоду собственникам Укртелекома НКРСИ последовательно блокировала все возможные варианты решения этого вопроса, включая технологическую нейтральность, конверсию частот, перераспределение (т.н. рефарминг) уже выданных частот.
При этом если когда речь шла о частотах, не затрагивающих интересы Укртелекома, НКРСИ и её глава неоднократно находили возможность не просто «решать вопросы», но решать их с нарушением законодательства.
При бездействии и откровенном попустительстве г-на Яцука собственники Укртелеком грубо нарушили условия его приватизации, фактически проигнорировав ряд требований. В частности, так и не созданы Национальный центр оперативно-технического управления сетями, национальная сеть специальной связи, общенациональная служба спасения «112». В результате Украина вступила в состояние войны, не имея ключевых элементов управления.
При отставленном составе НКРСИ продолжались сомнительные истории, связанные с передачей частным структурами права на создание и эксплуатацию огромных по размеру баз данных о гражданах Украины. Как выяснилось уже после бегства Януковича, права на базу IMEI-кодов принадлежат частной структуре. Наиболее известным долгостроем НКРСИ стал проект создания системы переносимости мобильных номеров (MNP). Несмотря на многочисленные задержки он по-прежнему находится в стадии предварительного обсуждения и вряд ли будет запущен даже в следующем году. Ничего удивительного в этом нет, поскольку и этот важнейший проект был отдан Яцуком на откуп частной структуре.
Если говорить об IMEI и MNP, в обоих случаях здравые идеи были использованы, чтобы построить типичные «схемы». Используя огромные объёмы информации об абонентах, фактические владельцы этих баз данных могли бесконтрольно использовать её по своему усмотрению. Коррупционная составляющая этих историй очевидна, как очевидна и ответственность руководителя НКРСИ за то, что они стали возможными.
Отправленный в отставку состав НКРСИ был одним из инициаторов нашумевшего пакета законов, вошедших в историю как «законы 16 января». Эти законы вводили массу ограничений гражданских прав и свобод, в том числе на пользование Интернетом и услугами связи. Массовое возмущение общества содержанием этих законопроектов стало одной из причин перехода событий на Майдане в фазу острого противостояния общества и власти.
Постоянно жалуясь на недостаток полномочий, члены Комиссии и её Глава планомерно расширяли своё влияние. Принятые в 2013 году изменения в отраслевое законодательство наделяли Комиссию грандиозными полномочиями, которые во многом подменяли АМКУ и судебную власть. Яцук и его коллеги активно использовали эти возможности как дубинку для наказания неугодных участников рынка и защиты Укртелекома от конкурентов.
Гиперактивность г-на Яцука, последовавшая за его увольнением, равно как и пространные интервью в последние месяцы, по сути являются операцией информационного прикрытия телеком-активов «Семьи». «Семья» не оставляет надежд продать с выгодой для себя лицензию на 3G. «Семья» не оставляет надежд оставить в своих руках Укртелеком. На кону не менее 200 млн. долларов, которые эти люди всё ещё хотят «заработать». Поэтому не нужно удивляться никакой лжи с их стороны, они готовы на всё.
По материалам: from-ua.com