В настоящий момент у 127 угольных предприятий арестованы счета

519

Отечественные журналисты продолжают эксплуатировать любимую тему последних лет-представительство выходцев из Донбасса во власти.

Донбасс взял власть

На прошлой неделе ее подняла газета «Зеркало Недели», решившая изучить официальные биографии почти 300 человек «в чьи функциональные обязанности входят разработка, принятие и реализация решений во всех сферах». «Нас интересовали три критерия: где родился; где учился и проходил важные этапе в становлении карьеры; где находится центр жизненных интересов (формулировка, вошедшая в моду в связи с «кличковской» темой) — место проживания, уплаты налогов, ведения бизнеса. Информацию брали из открытых и официальных источников — к чести нашей страны, в большинстве случаев она там все-таки находилась.

Изначальная идея «посчитать всех донецких в правящей верхушке» быстро переросла в «оценить пропорцию представительства всех регионов страны в высших эшелонах власти». Мы сознательно не изучали биографии народных избранников. Именно потому, что они народные, а не президентские. Нас интересовал расклад в тех сферах, где президент при решении кадровых вопросов играет ключевую роль: состав правительства; состав министерств на уровне замов (начальников департаментов мы проанализировали лишь в двух из них — МВД и Миндоходов, но не включили их в график); руководство служб и нацкомиссий; руководство ГПУ, СБУ, пяти украинских судов и квартеты областных властей (губернатор, прокурор, налоговик и милиционер). Всего 287 чиновников, вершащих государственную политику, надзирающих за законностью и выносящих окончательные судебные вердикты.

Результаты перед вами. И они заставили задуматься.

Собственно, вы можете оценить все сами. Те, кто говорил о «бандеровской власти», посрамлены — западные регионы страны представлены наиболее скромно, даже с учетом своей относительной малонаселенности. Тогда как результат Донбасса (округленный нами до суммы Донецкой и Луганских областей) превзошел даже наши смелые ожидания.

Полученные данные послужили яркой иллюстрацией того, какие рычаги и инструменты президент считает в управлении государством ключевыми. Например, Верховный суд, имеющий сейчас статус «английской королевы», не имеет в рядах своего руководства ни одного представителя Донетчины. То ли дело Конституционный суд, где «македонцев» — восемь из восемнадцати, или Высший хозсуд, где из «донецких степей» происходит глава, один из трех его заместителей и руководитель аппарата. В министерствах концентрация донбасского землячества прямо соответствует близости министерства к силовым рычагам или крупным финансовым потокам. МВД и Миндоходов — вне конкуренции, причем это касается и руководства региональных подразделений названных министерств. А сравнение «донбассизации» Гепрокуратуры и СБУ наглядно иллюстрирует, насколько широко разрослись полномочия первого органа и как низведены возможности второго».

А вот о том, как своим тотальным представительством во властной вертикали пользуются представители Донбасса, рассказал «Тиждень». Издание проанализировало, как обстоят дела с некогда любимой темой Партии регионов – развитием местного самоуправления. Выяснилось: свои декларации о расширении прав регионов «бело-голубые», придя к власти, забыли. «Перебуваючи і в опозиції, і у владі, ПР постійно експлуатувала тему розширення прав регіонів, перерозподілу організаційно-роз­порядчих та фінансових компетенцій на користь органів місцевого самоврядування. 2007 року в ході виборчої кампанії вона обіцяла «максимальну передачу владних та фінансових повноважень місцевим органам влади для втілення регіональних і локальних стратегій розвитку». У виборчій програмі кандидата у президенти Віктора Януковича знову було обіцяно розширення прав місцевих рад, максимальне усунення бюрократичного апарату від вирішення питань розвитку територіальних громад, «децентралізацію влади та реформування міжбюджетних відносин на користь місцевого самоврядування». На парламентських виборах 2012 року вже правляча Партія регіонів зобов’язувалася «розширити повноваження органів місцевого самоврядування» й передати 60% «зведеного державного бюджету» в розпорядження місцевих рад. Але, маючи вже майже чотири роки абсолютну владу в державі – посаду президента, більшість у парламенті, однопартійний уряд, – на ділі ПР та Віктор Янукович і надалі розбудовують жорстко централізовану систему влади, обмежують організаційні та фінансові компетенції органів місцевого самоврядування, посилюють залежність територіальних громад від держави й навіть позбавляють громадян дедалі більшої кількості останніх конституційного права обирати органи місцевого самоврядування».

Под знаком Ахметова

В Украине вот, вот грянет задекларированная президентом приватизация оставшихся у государства угольных активов. «ЗН» решило выяснить, что еще может предложить частным инвесторам государственный углепром. Оказалось – практически ничего. Все самые «вкусные» предприятия уже в той, или иной мере под контролем отечественных олигархов. Как это происходило издание рассказало своим читателям. «За последние два десятилетия уже давно отработаны методы сравнительно честного перехвата управления. Начинали с банальной аренды лав. Потом пробовали «поиграть в банкротство»… Еще десять лет назад в профильном министерстве обреченно жаловались, что из 129 шахт, относящихся к сфере его управления, по двум третям были возбуждены дела о банкротстве. Киеву такие шахты подчиняются слабо.

Тем временем угледобывающая отрасль (заметим — легальная) быстро входила в сферу инвесторского управления. Как оказалось, навсегда.

Долговой механизм тоже никуда не делся. В настоящий момент у 127 угольных предприятий арестованы счета. Правда, на банкротство шахт (с госдолей не менее 25%) объявлен регулярно пролонгируемый мораторий. Сейчас его продлили до 2015 г.

Единственная крупная продажа государством — это «Павлоградуголь», десять шахт которого были проданы (к слову, недешево) Ринату Ахметову. Ему же ушел и добывающий коксующиеся угли «Краснодонуголь». Остальное разошлось у государства через ползучий, но вполне реальный передел собственности: бизнес-группы распробовали вкус длительной аренды. При ней шахты уходили из-под контроля государства задешево. Тем более что срок аренды в 49 лет обычно перекрывал сравнительно доступные запасы углерудной добычи шахт.

За интересные объекты между арендаторами изредка стали происходить даже публичные стычки. Классический пример — история с шахтой «Белозерская». Сначала ее «приватно» вывели из состава объединения «Добропольеуголь», а затем сдали в аренду на 48 лет структурам одного из бывших министров топлива и энергетики.

Холдинг «Добропольеуголь» был тогда государственным, так что особого шума не было. Однако чуть позже им заинтересовался на предмет взятия в аренду Р.Ахметов. Ушедшая из госхолдинга шахта была не лишней. В итоге следующие два года компанию первых арендаторов иначе как «временщиками» никто в регионе и не называл. И ведь верно, у Ахметова срок аренды на целый год больше.

Однако нервы у «первичных» арендаторов оказались крепкими. Избавиться от этих «временщиков» не удалось, пришлось договариваться. В результате закулисных торгов права на шахту «Белозерская» были проданы за вполне приличные 25 млн долл.

Потом появились схемы передачи в концессию с аналогичным эффектом. Причем концессионер создает новую управляющую компанию, переводя туда людей и оставляя от старой угольной компании «пустышку».

Ринат Ахметов упоминался журналистами не только в контексте приватизации углепрома. Forbes.ua сделал целый материал об одном из менеджеров самого богатого человека Украины Олеге Попове. «Самая сильная компетенция Олега Попова – умение разбираться в людях и ставить их на правильные должности и направления», – уверяет вице‑­премьер Александр Вилкул, который работал в структурах СКМ с 2003 по 2006 год. Гендиректор проводит собеседования со всеми без исключения сотрудниками вплоть до ассистентов, рассказывает Наталья Емченко, директор по коммуникациям компании. Чтобы очутиться в СКМ, мало быть профессионалом – нужно еще быть на одной волне с нами, добавляет она.

Понравился Попову – полюбишься и Акционеру, как в СКМ принято называть Ахметова. Попов и Наталья Изосимова, глава фонда «Эффективное управление», – два человека, которые вхожи к Акционеру в любое время. «Если Попов предложит [Ахметову] какой‑то проект, он будет принят с вероятностью 99%», – говорит один из бывших сотрудников СКМ.

– Ахметов – богатейший украинец, СКМ – крупнейшая управляю­щая компания страны: в прошлом году консолидированная выручка группы достигла $23,5 млрд, EBITDA – почти $4 млрд. Попов – самый высокооплачиваемый наемный менеджер Украины, уверяют киевские и московские хедхантеры».

Осаны в СМИ пели не только менеджерам Рината Ахметова, но и ему самому. Правда, делали в этот раз это не журналисты. «Радио Свободы» взяло интервью у мажоритарщика ПР от Донецка, Николая Левченко, который в расшаркивании перед владельцем «Шахтера» превзошел даже любителей сладких речей партбоссам в СССР.

«– Ви не наступаєте на горло власній пісні, коли голосуєте за євроінтеграцію?

– Ви мене порівнюєте з Ігорем Марковим. Але, якщо вже на те пішло, то я вважаю, що на цю тему наймудріше висловився Рінат Ахметов – президент футбольного клубу «Шахтар» і мудрий бізнесмен. Він сказав, що Україна у цій ситуації повинна стати сильнішою. Вибір ми маємо зробити такий, щоб Україна стала сильнішою».

По материалам: ostro.org