Украинское «окно» в Африку

775

«Окно в Африку» уже в независимой Украине прорубил донецкий бизнесмен Валентин Ландик, будучи еще гендиректором ПО «Электробытмаш» (ныне входящего в ЗАО «Група Норд», где Валентин Иванович уже полный собственник и президент). В. Ландик в начале 1990-х рискнул деньгами, возведя завод по производству бытовых холодильников в одной из стран Северной Африки. Продукция Ландика, собранная из комплектующих «на месте», была существенно дешевле завозимой европейской.

Бизнес был успешным, чем В. Ландик, к тому времени ставший Вице-премьер-министром Украины по вопросам внешнеэкономической деятельности и инвестиций, а позже — председателем Агентства международного сотрудничества и инвестиций очень гордился. Хотя и карт не раскрывал — ни то, в какой именно стране расположен завод, ни обороты предприятия. Какова сегодня судьба самой первой зарубежной инвестиции Украины — неизвестно: официальные данные Группы «Норд» эту информацию не содержат.

Для широкой украинской публики Африку открыл... Бакай. Игорь Бакай, печально известный экс-глава НАК «Нафтогаз Украина» и экс-руководитель Государственного управления делами Администрации Президента Украины (ГУД).
Потеряв пост в «Нафтогазе» в апреле 2000 года, вывез большую кампанию своих друзей и партнеров (23 человека) на африканское сафари в ЮАР. Туда и обратно охотники из Украины летели чартером, оплаченном Бакаем, в ЮАР группа «накрутила» 5,5 тысяч километров, посетив все заповедные территории страны.

По возвращении из турне Бакая & Со ждал скандал: вскрылись многосотмиллионные хищения в НАК «Нафтогаз Украины», грязные делишки окружения Бакая. «Сафари Бакая» стало выражением нарицательным: так гулять можно было только «на чужие», хотя Бакай и клялся, что «гуляли на свои». Уголовные дела против Бакая и его окружения не возбуждались — оказалось, что часть украденных в «Нафтогазе» миллионов пошла на вторую президентскую избирательную кампанию Леонида Кучмы.

Но от государственной «кормушки» Бакай был все же отстранен. Впрочем, в 2003 году Л. Кучма простил проворовавшегося чиновника-бизнесмена и подписал его назначение на должность руководителя Госуправления делами Администрации Президента. Где И. Бакай опять проворовался, по причине чего стал фигурантом ряда уголовных дел и был вынужден сменить место жительства — оказалось, что паспорт гражданина Российской Федерации был у этого человека уже в кармане. А Россия, как известно, «своих» преступников не выдает. А уж тем более людей, работавших на спецслужбы Российской Федерации.
Так или иначе, о «сафари Бакая» еще долго ходили легенды. А по его стопам в Африку двинулись толпы высокопоставленных и просто богатых украинских любителей охоты. Какая ирония: не сумев создать у себя на родине, в Украине достойные условия для развития охотничьего хозяйства, размножения и сохранения популяции животных, в браконьерстве выбив напрочь почти всю дичь, влиятельные украинцы ездили на охоту в далекую Африку! Но нет худа без добра: вояжи на африканские сафари расширили кругозор украинской «элиты» и повысили общий уровень культуры. в частности, тот же Бакай «после Африки» создал в Украине пару образцовых частных охотничьих хозяйств. Его примеру последовали другие: Африка научила.

«Наши» в Африке: от нефти до алмазов
Гана. Одним из первых серьезный бизнес в Африке начал «приватовец» Геннадий Боголюбов, партнер Игоря Коломойского. Ему принадлежит компания Palmary Enterprises, один из соучредителей которой — Ghana Manganese Company, занимается добычей марганцевой руды в Гане (добывает ежегодно около 1 млн тонн).

Интересно, что в Украина является в этой стране вторым по объемам покупателем добываемых здесь алмазов (11,7%), уступая первое место Голландии (13,4%).

Египет. Но, пожалуй, самым крупным украинским проектом в Африке является разработка газового месторождения Шам Эль Шавиш в Египте. Объемы госинвестиций Украины, включая выполненные филиалом НАК «Нафтогаз Украины» работы в Западной пустыне, составляют около $200 миллионов. Что это дает государству Украина — непонятно.

Ливия. Хуже дела обстоят в Ливии, чей одиозный правитель Муамар Каддафи некоторое время числился в друзьях Украины, посещал со своей свитой Киев с официальным визитом, водил дружбу с Президентом Украины Виктором Ющенко и строил грандиозные планы сотрудничества двух стран. Но уже в начале 2008 года ливийский лидер лишил Киев права разрабатывать три из четырех месторождений нефти, предоставленных ему Ливией еще в 2004 году. Оказалось, что из-за хронической нехватки денег НАК «Нафтогаз Украины» не справилась с обязательствами по разработке ливийских месторождений.

Возможно, такое поведение «Нафтогаза» было продиктовано сближением тогдашнего премьер-министра Ю. Тимошенко с Москвой и В. Путиным, у которых идея энергетической независимости Украины всегда вызывала резкое неприятие. В результате месторождения площадью более 200 тысяч квадратных метров с запасами в 110 миллионов тонн нефти и 30 миллиардов кубов голубого топлива Украина потеряла.

Не малая «заслуга» в этом варварское отношение ко взятым на себя обязательствам со стороны украинских госструктур. Когда, например, завод им. Антонова на годы сорвал выполнение контрактов по производству для Ливии трех перспективных АН-74, один из которых предназначался для лидера государства лично. Что это, как не оскорбление?

Неудивительно, что грандиозные планы украинской экономической экспансии в Ливию — от строительства железных дорог и добычи нефти и газа до совместных проектов в освоении космоса — рухнули. Но частное партнерство между Каддафи и Ющенко осталось. В частности, сразу после сложения президентских полномочий В. Ющенко убыл в Ливию с длительным визитом, цель которого так и осталась неизвестной. А вскоре в Ливии началась революция, Каддафи был убит, и Украина потеряла в этой стране, прозванной «воротами в Африку», все наработки.

Поправить положение попыталось новое правительство Николая Азарова, который посетил Триполи в 2010 году. Насколько это удалось — судите сами. По итогам 2011 года объем торговли товарами составил всего 107 млн. 816 тыс. дол. США, что на 46,6% меньше показателя 2010 года.

При этом объемы экспорта составили 107 млн. 604 тыс. дол. США. Основной экспортной позицией 2011 года были зерновые культуры — 92,3% всего экспорта товаров в Ливию. А в 2011 году Каддафи был и вовсе свергнут, и с тех пор какая-либо конкретика в торгово-экономических отношениях между Украиной и Ливией отсутствует.

Нигерия. В 2006 году «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД) приобрел металлообрабатыващий завод Lugard Steel в Джосе. Планировалось, что запускать завод приедут 50 украинских специалистов. О результативности этого проекта ничего не известно. Зато известно, с чего все начиналось — с грандиозного скандала, с подробностями которого можно ознакомиться в публикации «Семья». Руслан Цыплаков: от разбоя до Ferrari. Странно, если б было иначе — ведь каждому в Украине известно, откуда богатство у нынешних «королей» Донбасса.

В Нигерии также созданы украинско-нигерийские СП для строительства дорог, производства стройматериалов. А «Южмаш» создал СП по обслуживанию поставленных в Нигерию тракторов (г. Мина, штат Нигер). Планировалось также организовать сборочное производство, но...

Время собирать камни

Ударился в добычу алмазов в Южной Африке и Эдуард Прутник — депутат Верховной Рады от ПР, известный донецкий бизнесмен, экс-советник Виктора Януковича и номинальный собственник — в прошлом — активов президентской Семьи.
О том, что Э. Прутник стал владельцем крупного пакета в добытчике южноафриканских алмазов — компании Namakwa Diamonds, стало известно в 2010 году. 2010 году. Сначала он скупил на Лондонской бирже около 5% акций компании. Позже Namakwa привлекла у подконтрольной Э. Прутнику Jarvirne несколько многомиллионных кредитов, за который позже рассчиталась акциями. В результате Jarvirne получила возможность увеличить долю в добытчике, став крупнейшим акционером Namakwa — сегодня Прутник контролирует около 53% акций.

Известно, что Namakwa ведет добычу алмазов в ЮАР, Конго, владеет активами в Анголе, Намибии и Лесото. В 2010 году компания добыла алмазов общим весом 115 тыс. карат, ее выручка составила $93,3 млн., что немного. Но в том же 2010 году компания Namakwa Batla Diamonds Ltd (NBDL), в которой Namakwa владеет 62,5% акций, получила лицензию на разработку кимберлитовой трубки Као (входит в десятку крупнейших в мире, ее ресурсы оцениваются в 12,4 млн карат). А в 2012 году Namakwa вывела на полную мощность обогатительную фабрику по переработке кимберлитовой породы. Что позволит Namakwa ежегодно добывать алмазы на 250 тыс. карат.

Напомним, что в начале 2000-х годов Э. Прутник занимал должности зампредседателя Донецкого облсовета и зампредседателя Донецкой облгосадминистрации. С конца 2002-го по начало 2005 года — советника премьер-министра В. Януковича. С 2006 года Э. Прутник — обычный депутат ВР от Партии регионов. До 2009 года донетчанин владел телеканалом НТН, который продал группе «Интер» в 2009 году; эксперты оценили сделку не менее чем в $330 млн. Эти деньги пополнили оборотные фонды компаний группы Uvercon, контролируемой Прутником. И сделали возможным инвестиции в добычу алмазов, золота и платины.

А в 2010 году Э. Прутник продал (переписал на компании, контролируемые семьей Януковичей) «свой» основной бизнес в Украине — компанию «ДРФЦ», управлявшую пятью обогатительными фабриками. Что окончательно развязало некогда доверенному лицу В. Януковича руки.
Правда, по информации, которая циркулирует на Банковой и Грушевского, в Африке Э. Прутник прогорел: инвестиции ушли «в песок», не принеся ожидаемой отдачи. Африка «разула» Э. Прутника полностью, хотя сам предприниматель этого не признает. Чтобы хоть как-то продержаться на плаву, Э. Прутник в начале 2013 года был вынужден расстаться с 10,63% акций Namakwa Diamonds в пользу семьи других известных донетчан — Гайдуков. Номинальным владельцем пакета стала жена Виталия Гайдука — Елена. Ее приход в кампанию совпал с началом разработки карьера на новом месторождении в Лесото...
О том, что бизнес в ряде африканских стран — занятие с непредсказуемым результатом, свидетельствует цитата из Сергея Чернышева, с 2009 года обосновавшегося в Монровии (Либерия):

«Очень оригинально я получал лицензию, — вспоминает Сергей. — Я пришел, сказал, что мне нужна лицензия. Они мне сказали, что нужно заплатить сто тысяч долларов. Я им говорю — нет. У меня таких денег нет. Извините, я пошел. Прошло два месяца, они сами ко мне пришли и говорят: ну, давай за 50 тысяч мы тебе сделаем, так как ты уже наш, свой. Я говорю, пацаны, вот за 50 я мог два месяца назад, а сейчас могу только за десять. Они: не, не, не... За десять — нет. За десять тысяч мы тебе лицензию не будем делать. Это исключено, такого не бывает. Я говорю, ну, не бывает, значит, не бывает. Короче, через шесть месяцев я получил эту лицензию за 500 долларов».

Важно добавить, что подлинные объемы украинско-африканского сотрудничества практически неизвестны. Дело в том, что украинские эскпортно-импортные операции с Африкой осуществляются под прикрытием оффшорных компаний. А в государственную статистику попадает лишь то, что осуществлено компаниями сугубо украинскими.

Сами же украинские собственники рискового «африканского» бизнеса раскрывать свое инкогнито не хотят: ведь это дополнительный риск в и без того рисковом предприятии. А что такое риск — бизнесмены, прошедшие школу выживания 1990-х, прекрасно знают.

И потому Африка им не страшна.

По материалам: argumentua.com