Братство газового кольца, или Реверсом по сланцам

1 053

Ответ на этот вопрос вполне очевидный: потому что очередная затея украинской власти снова пошла вразрез с интересами российского монополиста. Но, как ни странно, виноват в этом сам Газпром, который постоянно «путает рамсы» - то есть смешивает экономику и политику.

Никто не будет спорить с тем, что российское правительство ведет весьма мудрую экономическую стратегию в области экспорта углеводородного сырья. Мудрую относительно интересов государственного бюджета – откуда вот уже несколько лет вся Россия черпает деньги даже не ложками, а поварешками и ковшами. Например, когда благодаря мировому хулигану Бушу цены на нефть (основу российского экспорта) поперли вверх, Кремль быстренько ввел на неё высокие пошлины и сборы. Выше рыночной цены не прыгнешь, поэтому все основные доходы стали получать не нефтяные компании, а держава. Ну а газовая сфера в РФ и вовсе всегда находилась в полной монополи государственной компании Газмпром.

Можно было бы критиковать Федерацию за то, что её экспорт зиждется на сырье (углеводороды и металлы), однако давайте согласимся с тем фактом, что у России экспорт есть, и он хороший, а вот у некоторых экспорта практически нет, и они живут за счет кредитов. К тому же сырьевой экспорт – это традиционная основа российской экономики со времен Ивана Грозного, так что тут никакой «вины Путина» нет. Напротив, правящая команда «питерских» сумела направить долларовые экспортные потоки в казну, а это значит, что называть Россию «банановой республикой» просто глупо, ибо в оных экспортную выручку получает не государство, а владельцы компаний.

Таким образом, исходя из названных интересов, сохранение и расширение газового рынка – это одна из стратегических задач не только Газпрома, но и российского руководства. Вот почему они всегда придают этому такое важное значение и почему крайне нервно реагируют на любые негативные для себя новости. Например, на тему т.н. сланцевого газа. Ведь почему они так нервничают и говорят при этом откровенные глупости? Потому что, независимо от того, вредна ли добыча сланцевого газа для экологии или нет, выгодна она или нет, для самого Газпрома невыгодно, чтобы этот газ добывался его конкурентами. Потому что это может вызвать падение объемов экспорта или падение цен – а это, понятное дело, весьма скверно и для компании, и для российского государства.

Однако существует и ещё одна причина того, что руководство Газпрома нервничает, словно баба в период климакса. Дело в том, что крупнейшая российская компания совмещает экономику с политикой, выступая как орудие защиты внешнеполитических интересов РФ. В нашем случае - пытаясь больно лупить по хитрой голове украинскую власть. Били при Кучме, били при Ющенко, бьют и сейчас. Правда, с каждым годом эти удары становятся все слабее, и часто дубинка уже просто не достает до макушки с оселедцем, оттого и злятся.

Нынешний скандал начался с торжественного заявления Азарова о том, что «первая молекула венгерского газа пересекла украинскую границу по реверсной системе поставок в нашу страну». Одновременно с этим украинское Минэнерго похвасталось, что в марте не закупило у Газпрома ни одного кубометра газа. Создалась как бы видимость того, что давняя мечта сбылась, и Украина слезла с той самой пресловутой «газовой иглы России». И хотя на самом деле всё было «трошечки не так», руководитель Газпрома Миллер взорвался нервным заявлением.

По его словам, Украина закупила не венгерский, а «газпромовский» газ, который якобы вернулся обратно в Украину по какой-то хитрой системе «закольцовки». Что, по мнению Миллера, «напоминает мошеннические действия», с которыми «просто-напросто надо разбираться».
Что произошло на самом деле? Однозначно можно сказать одно: против интересов Газпрома обратилась созданная им же схема. Та самая, по которой цена на экспортируемый газ определялась не рынком и была разной для разных стран – в зависимости от их договоренностей с Москвой. Схема не экономическая, а политическая, предназначенная для привлечения союзников и наказания несговорчивых, согласно которой для упрямой Украины газ стоит дороже, чем для стран Евросоюза.

Надеялись ли в Москве, что «хохлы долго не протянут», или просто получали удовольствие, это неизвестно, да и не столь важно. Главное, что Газпром переоценил свои возможности. Он не учел элементарного: если на европейском рынке цена даже «газпромовского» газа колеблется в пределах от 380 до 430 долларов для разных стран, то одни из этих стран захотят купить газ у других – там, где дешевле. А ведь на европейском рынке достаточно и прочего газа.

«Сейчас появилось много газа на рынках Европы. Во-первых, есть много газа с Северного моря, появился сжиженный газ, появился сланцевый газ из США, много газа из Катара», - пояснил корреспонденту Новости Украины – From-UA института трансформации общества, экономист и политолог Олег Соскин.

«Второй момент - сегодня многие европейские страны проводят программы по сокращению потребления газа, потому что газ дорогой, и зачем он нужен, если есть альтернативные системы выработки энергоресурсов. К 2020 году предусмотрено сокращение традиционных источников энергии не менее чем на 20 % от уровня 2008 года, когда был самый высокий уровень потребления. В этот период было построено много транзитных газовых систем, и, естественно, на рынках Европы появился какой-то избыточный газ в результате всех этих факторов», - считает он.
Если Газпром считал себя повелителем всего газового рынка Европы, единолично решающего, кто у кого и по какой цене должен покупать, то тут у него произошел облом. Украинские хоббиты провели могучего Саурона. И в этом они были не одни: как минимум, Украине помогла в этом венгерская сторона. Если так дело пойдет и дальше, то может образоваться эдакое «братство газового кольца» - причем не политическое, а чисто экономическое, основанное на прагматическом принципе «зачем платить больше?».

Для Газпрома эта «выходка Украины» - опасный прецедент, угрожающий созданной им схеме «индивидуальных» цен на газ. Это первый опасный звоночек о том, что свободный рынок может ломать планы крупных корпораций. И не только угроза экономическая, угроза пересмотра контрактов в сторону снижения объемов продаваемого газа и его цен. Но и угроза утраты влияния Газпрома на газовом рынке Европы, а также утраты политического влияния Москвы – как минимум, над Украиной. А для страны, привыкшей считаться супердержавой и кем-то командовать, это серьезно, это практически угроза её национальным интересам.

Продавай Газпром свой товар на бирже в Москве, по одинаковой рыночной цене – этих проблем бы не возникало. Но россияне хотят не просто торговать. Они хотят везде влезть и руководить, развернуть на весь континент свою империю, хотя бы «энергетическую».

Вот глава Газпрома и занервничал. И снова наговорил каких-то несуразностей, повеселив публику мемом «закольцованный газ». И снова пытался выглядеть Господом Богом, решающим, мошенничает ли Украина, и собравшимся её проверять. Несколько бестактно, если не сказать что просто нагло. Однако с этим уже пусть разбирается МИД. Простых украинцев в этом вопросе интересует пока что не столько политический престиж державы, сколько прагматические шкурные интересы экономики. И у них возникает ряд вопросов.
Например, вопрос, а принесла ли какую-то реальную пользу эта операция с «закольцованным газом»? Ведь потребительские тарифы на него не снизились. Что же, каких-то серьезных изменений на украинском рынке и не стоило ожидать, ведь данная сделка была очень скромна, можно даже сказать, что чисто символическая. Даже если этот проект Азарова заработает, то объемы импорта газа со стороны Венгрии составят лишь около 2 миллиардов кубов и его хватит только на мелкие нужны западных регионов страны.

Правда, никто до сих пор толком не знает, а сколько же газа нужно Украине? Ведь никто до сих пор не удосужился заняться этим скрупулезным подсчетом. По мнению эксперта Фонда общественной безопасности Юрия Гаврилечко, этой цифры вообще нет.

«Есть некие абстрактные цифры по потреблению, и оказывается, что украинское население потребляет столько же газа, сколько и украинская промышленность. Это бред, и получается, что то, что списывается на население, потребляет кто-то еще», - предположил он в своем комментарии интернет-изданию Новости Украины – From-UA.

Отсутствие реальных норм потребления – это одна из главных причин, из-за которой на украинском газовом рынке царит бардак, воровство, мошенничество и коррупция. Из-за которой мы до сих пор не можем сказать, а нужно ли Украине вообще покупать импортный газ? А если нужно, то сколько именно?

Разумеется, напрашивается вывод: нужно немедленно начинать подсчет, нужно выводить теневые схемы на чистую воду, нужно сделать газовый рынок открытым. Но кто это будет делать? Власть? Она сама же заинтересована в том, чтобы и дальше прятать концы в воду, потому что она зашибает на этих схемах миллиарды. Оппозиция? Да они лишь хочет согнать регионалов с хлебного места и взять его под свой контроль! Даже замечания Газпрома о том, что Украина «мошенничает», вызывает усмешку – господа россияне, вы же с этими «мошенниками» уже двадцать лет подписываете «темные» контракты!
«Крадет совместная украино-российская банда. Из-за этого мы не можем никак перейти в нормальную систему, потому что на уровне правительства Азарова и Семьи с нашей стороны, и на российской стороне Газпром Миллера с выходом на Путина сидит соответствующая криминальная группа, которая делит этот контрабандный газ. Просто они не могут сейчас по долям договориться, и отсюда начался этот конфликт», - считает экономист и политолог Олег Соскин.

Еще один важный вопрос – если Украине действительно не хватает собственного газа (а сколько именно?), то почему она покупает его именно у Газпрома? Фактически становясь в зависимость от цены, которая произвольно называет Москва. Фактически задарма предоставив ЧФ аренду Севастопольской базы, фактически за копейки предоставляя свою ГТС для транзита газпромовского товара. Всё это тоже выглядит как детали большой газовой аферы кучки «элиты», за которую расплачивается вся страна. Расплачивается огромной ценою.

«Рыночные отношения не предусматривают сюсюканья. Капитализм - это очень жесткая система, она базируется на очень простых вещах: выгодно или не выгодно. Это национальные интересы, и наши интересы - нам российский газ вообще не нужен, нам надо как можно быстрее от него избавляться. А контракт вчера был, а сегодня его уже нет. Раз он нам не выгоден, так что, мы будем вас обслуживать? Давайте разрывать. Не хотите разрывать? Тогда мы вам минимум в 50 раз поднимаем за аренду ЧФ, повысим арендную ставку за транзит газа», - считает Олег Соскин.

Эксперт отметил важную деталь: газ, который идет транзитом через территорию Украины, уже не принадлежит России, это газ, который купили европейские компании. «На украино-российской границе это уже не российский газ, это газ, принадлежащий европейским компаниям. И поэтому нам надо выполнить их условия, поставить необходимое оборудование, счетчики, сделать прозрачную систему - и тогда европейские компании могли бы подписать с нашим Укртрансгазом соглашение на транзит их газа, который они купили у России. И цена будет минимум 6 евро за 1000 кубов на 100 км», - предположил он в беседе с корреспондентом Новости Украины – From-UA.

«У нас транзитная цена 2,7-2,8 долл. за тысячу кубов - это самая низкая цена транзита в Европе. Ниже Газпром может получить только на Северном и Южном потоке», - высказал подобное мнение и эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко.
Что ж, как видим, относительно мелкий инцидент на газовом рынке Украины поднял целый пласт старых проблем, уже требующих немедленного решения. Но вот кто и когда их будет решать? А это уже другая, чисто политическая тема…

По материалам: from-ua.com