Запад делает ставку на возвращение Крыма Украине?
Некоторые западные политики утверждают, что без освобождения Крыма Украина не сможет получить полноценную победу в войне с Россией. Якобы именно поэтому они предоставляют необходимое для этого вооружение. Соглашаются с таким мнение и отечественные эксперты, подчеркивая, что без возвращения полуострова можно будет говорить только о паузе в войне. При этом они считают реальной возможность отвоевать Крым военным путем и заявляют, что соответствующие действия в этом контексте якобы уже разработаны. Допускают и вариант, что полуостров может вернуться в состав Украины и дипломатическим путем после проигрыша России в войне. Как бы там ни было, аналитики считают, что для полноценной реинтеграции полуострова должны пройти годы и даже смениться целое поколение.
Администрация президента США Джо Байдена рассматривает возможность усиления наступательных возможностей Украины, чтобы помочь ей наносить удары по российским войскам в оккупированном Крыму. При этом, как отметил бывший командующий армии США в Европе Бен Ходжес, полуостров можно освободить от оккупантов до конца лета, если украинская армия получит от стран-партнеров необходимое оружие. В этом контексте он акцентировал внимание на необходимости поставки Украине ракет дальнего действия ATACMS. При этом Ходжес считает, что Крым — решающая территория для Украины.
Обратила внимание на то, что представители америки и британии все громче говорят о перспективах освобождения Крыма уже в этом году и бывший заместитель министра информполитики Татьяна Попова. По ее словам, боевые машины пехоты Bradley, которые США предоставляют ВСУ, понадобятся для переброски войск по основным дорогам, соединяющим Херсон, Мелитополь и Мариуполь. На подходе – танки, которые помогут «смять» противника. И, судя по всему, все необходимое оружие для освобождения Крыма Киев получит, считает эксперт. Она добавила, что западные партнеры открыто говорят о необходимости более мощной поддержки Украины, подчеркивая, что нельзя затягивать конфликт, превращая его в тупиковую ситуацию наподобие Первой мировой. Например, в Минобороны Великобритании дали понять, что не смотря на то, что российские оккупанты и укрепились в центральной части Запорожской области, ВСУ могут осуществить там крупный прорыв, нанеся предварительно удары по вражеским объектам в Крыму. В итоге будет подорвана жизнеспособность российского сухопутного коридора, соединяющего с полуостровом временно захваченную агрессором материковую часть Украины, говорит Попова.
Согласен с таким мнением и военный эксперт, полковник запаса ВСУ Роман Свитан. По его словам, Киеву передали те позиции по вооружению, которые он запрашивал для выполнения одной крупной наступательной операции стратегического значения. В основном это выход на азовское побережье. При этом он подчеркнул, что союзники по некоторым позициям дали даже больше, чем просила Украина. Как отметил эксперт, Украина подготовила определенное количество войск для выполнения стратегического наступления. После выполнения этой задачи, говорит он, произойдет обрушение Запорожского, Херсонского фронта и начнется деоккупация Крыма.
Генсек правящей Социал-демократической партии Германии Кевин Кюнерт заявил, что, если Украина будет использовать немецкое вооружение для освобождения Крыма, это будет вполне законно. Он подчеркнул, что Крым, как и аннексированные территории на юге и востоке, принадлежат государству Украина.
Как отмечает политолог Валерий Клочко, история, которую российский президент Владимир Путин «кормил» всему миру в 2014 году, что аннексия Крыма – это нечто вполне возможное, многих мировых политиков научила: это может иметь фатальные последствия. Особенно после того, как российский президент начал широкомасштабное вторжение. Он подчеркнул, что война началась не 24 февраля 2022 года, а 20 февраля 2014 года, при этом фактом начала этой войны была аннексия Крыма. Тогда, говорит Клочко, мир это «проглотил». По его мнению, так быть не может, ведь это провоцирует лидеров других стран на подобные действия. К примеру, Иран или Северную Корею, где до сих пор не разрешен конфликт.
По мнению политолога Игоря Попова, Россия всегда обозначала Крым своей «красной линией». Любые претензии на его освобождение встречали агрессивную реакцию российского руководства и даже угрозы применением оружия массового поражения. Он отметил, что западные страны в течение войны с осторожностью комментировали возможное возвращение Крыма военным путем и предлагали различные гибридные варианты с переходными периодами, демилитаризацией и совместным управлением. Изменение позиции вероятно было обусловлено двумя факторами: принципиальным требованием Украины и неспособностью России удержать полуостров, считает эксперт. По его словам, блокирование Перекопа и разрушение Крымского моста могут привести к изоляции Крыма и срыву поставок, а крымские военно-морские базы и аэродромы гораздо более важны для влияния на Черноморский театр военных действий.
При этом бывший глава Службы внешней разведки Украины, генерал армии Украины Николай Маломуж назвал два сценария освобождения Крыма от российской оккупации. Первый предусматривает резкий удар ВСУ по примеру операции в Харьковской области. В таком случае украинские войска освободят оккупированную часть Запорожской области и захваченную Херсонщину на левом берегу Днепра. При этом он считает, что значительной концентрации военных сил РФ в Крыму уже нет. Второй сценарий, если Украина не сможет сгенерировать нужные ресурсы и разрушить весь фронт, нужно будет вытеснить врага из Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской областей до перешейка, а далее в процессе проведения определенных мероприятий по демилитаризации России вместе с союзниками решать вопрос Крыма политико-дипломатическим путем. «Это будет более длительный процесс, который может произойти уже после проигрыша России, заключение мира с условием передачи Крыма в лоно нашего государства без боя», — заявил Маломуж.
В то же время политический аналитики Александр Кочетков считает, что для окончательного освобождения оккупированного Крыма может потребоваться много лет. Быстрее всего это можно сделать примерно за семь лет, однако такой вариант маловероятен. Более реалистичной цифрой, по его мнению, является 25 лет. Когда идут военные действия, когда пролилась кровь, противоречия столь остры, что невозможно интегрировать этот регион без постоянных конфликтов, без партизанской и другой войны. Нужно, говорит Кочетков, чтобы сменилось поколение, отсюда и появляются термины, скажем, 25 лет, чтобы те люди, которые воевали, чья кровь или кровь близких пролилась, естественным образом ушли из жизни или с общественной арены.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org