Военные приготовления? Что происходит на Запорожской АЭС

160

Генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси заявил, что во время посещения Запорожской атомной станции в конце марта видел признаки военных приготовлений. Каких-именно он не уточнил, но добавил, что они связаны с контрнаступлением, которое готовит Украина. Также Гросси добавил, что самая большая в Европе АЭС имеет серьезные риски по ядерной безопасности. В частности, здесь, по данным организации, теперь работает только четверть необходимого количества штатных работников для обслуживания атомной станции. Из-за значительного сокращения персонала на Запорожской атомной электростанции нет систематического графика технического обслуживания и эксплуатационного контроля. О том, что угроза от ядерного шантажа России на временно оккупированной ею Запорожской атомной электростанции сравнима с угрозой «Фукусимы», говорят также эксперты по атомной энергетике. Они подчеркивают, что ЗАЭС продолжает полагаться на единственно оставшуюся функционирующую линию электропередачи для получения необходимого внешнего электричества. До оккупации на этом предприятии имелось четыре таких линии передач. В то же время, мэр Энергодара Дмитрий Орлов подчеркнул, что россияне готовят Запорожскую атомную электростанцию как крепость для обороны. Там они якобы устроили дополнительные заградительные сооружения для того, чтобы не допустить освобождения станции. Впрочем, аналитики не верят в то, что ВСУ будут освобождать ЗАЭС силой. По их мнению, единственное на что они могут пойти, так это оцепление АЭС. Но, добавляют эксперты, оккупанты к этому готовятся, и смогут долго ее удерживать, при этом безнаказанно вести огонь по украинским военным, которые не будут стрелять в ответ.

На прошлой неделе генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси сообщил, что во время своего визита на Запорожскую атомную станцию в конце марта он видел явные признаки военных приготовлений. С тех пор, говорит он, эксперты агентства на месте часто сообщали о том, что слышали взрывы, иногда предполагая интенсивные обстрелы возле места происшествия. Однажды, говорит Гросси, им пришлось укрыться на площадке из-за потенциальной опасности в связи с боевыми действиями в регионе. Команда МАГАТЭ также обнаружила значительные повреждения окон в машинном зале 4-го блока в месте, не соответствующем взрывам мин, о которых сообщалось ранее. По словам Гросси, команда агентства стремится выяснить причину ущерба.

Кроме того, генеральный директор МАГАТЭ заявил, что самая большая в Европе АЭС, которую захватили российские оккупанты, имеет серьезные риски по ядерной безопасности. В частности, здесь, по данным организации, теперь работает только четверть необходимого количества штатных работников для обслуживания атомной станции. Из-за значительного сокращения персонала на Запорожской атомной электростанции нет систематического графика технического обслуживания и эксплуатационного контроля. С начала оккупации объем ремонтных работ на всех энергоблоках был сокращен из-за отсутствия обсуживающего персонала, отсутствия внешних подрядчиков, а также нехватки запасных деталей, необходимых для технического обслуживания, включая критические компоненты, говорится в отчете МАГАТЭ.

Также ЗАЭС продолжает полагаться на единую линию электропередачи 750 киловольт (кВ), которая все еще работает. Внешняя электроэнергия необходима для охлаждения реакторов и других важных функций ядерной безопасности и защиты. До захвата Запорожской АЭС россиянами на станции находились четыре линии электропередач.

О том, что угроза от ядерного шантажа России на временно оккупированной ею Запорожской атомной электростанции сравнима с угрозой «Фукусимы», заявил эксперт по атомной энергетике Людвиг Литвинский. Он прокомментировал последние заявления МАГАТЭ, что ЗАЭС продолжает полагаться на единственно оставшуюся функционирующую линию электропередачи для получения необходимого внешнего электричества. До оккупации на этом предприятии имелось четыре таких линии передач. По его словам, грозит это, как и раньше, повторением сценария аварии на японской станции «Фукусима», где было утрачено электрообеспечение и, соответственно, дальше перестали работать системы безопасности и начала разогреваться активная зона покуда не расплавилась. На Запорожской АЭС, говорит он, угроза сходная. И эта угроза, добавляет эксперт, постоянна, поскольку по регламенту таких линий должно быть несколько, должна быть основная, резервная и так далее. Кроме того, есть и резервные, и основные дизель-генераторы как на каждом энергоблоке, так и станционные. Но они могут работать только ограниченный промежуток времени, который определяется запасом топлива для этих генераторов. То есть, отмечает Литвинский, российские оккупанты поставили Запорожскую АЭС на порог риска и катастрофы.

В свою очередь бывший заместитель министра энергетики Николай Штейнберг отметил, что планы оккупантов касательно Запорожской атомной электростанции не ясны до конца. Идут дискуссии о том, чтобы восстановить работу блоков станции и начать подачу электроэнергии во временно оккупированный Крым. Но, по мнению эксперта, это — безрассудная идея, ее вряд ли технически возможно сегодня выполнить, поскольку вся эта запитка идет через пару подстанций, которые, в принципе, под огневым контролем ВСУ. Также он добавил, что запустить блоки на ЗАЭС сейчас невозможно по другим причинам. По его словам, там сейчас работает смесь персонала – украинский и российский, и их силами «развернуть» станцию невозможно, поскольку каждая АЭС имеет свою специфику, и россияне не подготовлены для работы на Запорожской АЭС.

В то же время, как утверждает мэр Энергодара Дмитрий Орлов, российская оккупационная армия готовит Запорожскую атомную электростанцию как крепость для обороны. По его словам, россияне устанавливают дополнительные заградительные сооружения для того, чтобы не допустить освобождения станции. Он предположил, что атомная станция будет такой крепостью, с которой оккупанты планируют вести оборонительные действия. Орлов подчеркивает, что действия оккупационной армии на территории ЗАЭС говорят о том, что россияне считают атомную станцию наиболее безопасной для них точкой по всей территории Херсонской и Запорожской областей. То, что они находятся на территории станции в количестве порядка тысячи человек личного состава и хранят там свою технику, боеприпасы, — это уже общеизвестный факт, добавил мэр Энергодара.

В свою очередь эксперт по энергетике Игорь Черкашин не верит в то, что украинские военные могут пойти на штурм ЗАЭС, чтобы освободить ее. Реальным путем может быть только окружение и блокада до сдачи окруженных. Но агрессор готовится максимально долго удерживать станцию в условиях блокады, и к безнаказанной стрельбе по нашим войскам и населенным пунктам без риска получить ответный удар авиацией или артиллерией, считает эксперт. То есть, говорит он, создается патовая ситуация. Черкашин считает, что Украине необходимо поднять вопрос в международных организациях о признании захвата атомных станций преступлениями против человечества, а участников – международными преступниками без срока давности. По его мнению, если будет четкая позиция и решения международных организаций, то «идиотизм с удержанием станции прекратится достаточно быстро».

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org