Осудить Путина и Лукашенко может только спецтрибунал. Когда его могут создать

688

Европейский парламент и Парламентская ассамблея Совета Европы приняли резолюции в поддержку действий по созданию международного трибунала для расследования действий России и Беларуси, включая руководство этих стран. В частности подчеркивается, что создание трибунала заполнит вакуум в международном уголовном правосудии и дополнит следственные усилия Международного уголовного суда, поскольку в настоящее время он не может расследовать преступление агрессии, когда оно касается Украины. Дело в том, говорят юристы, что РФ отозвала свою подпись из-под Римского статута и не признает юрисдикцию Международного уголовного суда, а это означает, что расследовать военные преступления он не может. Получить добро на такие действия возможно, если за это проголосует Совбез ООН, но совершенно понятно, что Россия не поддержит такие действия. Именно поэтому, подчеркивают эксперты, и нужен спецтрибунал. В то же время они добавляют, что сами по себе резолюции ни к чему не ведут и носят рекомендательный характер. Правда, есть мнение, что они все же могут воспрепятствовать появлению круга друзей РФ, поскольку они понесут репутационные потери из-за резонанса.

Европейский парламент, 19 января, большинством голосов принял резолюцию в поддержку действия по созданию международного трибунала для расследования преступлений России и Беларуси, включая их высшее руководство. За этот документ проголосовали 472 евродепутата, против – лишь 19, воздержались 33 политика. В резолюции указано, что «зверства, совершенные российскими войсками в Буче, Ирпене и многих других украинских городах, свидетельствуют о жестокости войны и подчеркивают важность скоординированных международных действий для привлечения виновных к ответственности в соответствии с международным правом». Именно поэтому депутаты Европарламента призывают ЕС в тесном сотрудничестве с Украиной и международным сообществом добиваться создания специального международного трибунала для судебного преследования политического и военного руководства России и ее союзников.

Депутаты Европарламента утверждают, что создание трибунала заполнит вакуум в международном уголовном правосудии и дополнит следственные усилия Международного уголовного суда, поскольку в настоящее время он не может расследовать преступление агрессии, когда оно касается Украины. В резолюции указано, что точные условия и состав специального трибунала еще предстоит определить, но он должен обладать юрисдикцией для расследования не только действий Владимира Путина и политического и военного руководства России, но также Александра Лукашенко и его приспешников в Беларуси. Депутаты также подчеркнули, что подготовительная работа ЕС по созданию специального трибунала должна начаться немедленно и должна быть сосредоточена на создании механизмов для суда в сотрудничестве с Украиной. Украинские и международные органы должны получить поддержку в обеспечении доказательств, которые будут использоваться в будущем.

Кроме того, Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла решение, которым утвердила свои требования о создании специального трибунала по преступлению агрессии. Также ассамблея уделила особое внимание тому, что ответственными за преступление агрессии должны быть представители руководства России и Беларуси, которые в документе упоминаются на одном уровне. В резолюции ПАСЕ указано, что российские и беларусские политические и военные лидеры, которые планировали, готовили, инициировали или осуществляли военные действия, и которые имели возможность контролировать или руководить политическими или военными действиями государства, должны быть идентифицированы и привлечены к ответственности. Без их решения о развязывании этой агрессивной войны против Украины не произошло бы зверств, вытекающих из этой войны, сказано в документе. Кроме того, в ПАСЕ подчеркнули на необходимости расследовать также военных преступлений, преступлений против человечности и обвинений в геноциде, которые подпадают под юрисдикцию Международного уголовного суда.

На самом деле, говорит политолог Константин Бондаренко, решения ПАСЕ и резолюции этой организации носят исключительно рекомендательный характер, поэтому они ровным счетом ни на что не влияют. По его словам, речь идет просто об информационном поводе.

В свою очередь политический эксперт Денис Гороховский отмечает, что значимость подобных решений важна, но нужно понимать, что это не гарантирует каких-либо последствий для Путина и Лукашенко. В первую очередь, говорит он, для привлечения оных к ответственности, необходима фиксация проигрыша России в войне. Клише «победителей не судят», к сожалению, полностью соответствует подобным ситуациям, поэтому обольщаться не стоит, добавляет эксперт. Тем не менее, по его мнению, подобные резолюции являются важным сигналам мировой общественности. Если раньше российские и беларусские власти были просто токсичными и любые совместные проекты с ними для представителей других стран были допустимы, хоть и несли определенные репутационные риски, то теперь ситуация другая, можно получить статус соучастника. Конечно, вряд ли, подобное отправит кого-то на скамью подсудимых, но вот поставить крест на политической карьере может легко, подчеркнул Гороховский.

При этом юрист Роман Еделев считает, что благодаря таким шагам, как резолюции, Украина будет идти к совей цели – созданию специального трибуна за преступления агрессии для высшего политического руководства РФ и Беларуси. Тем не менее он уверен, что Украине нужно будет пройти еще очень длинный путь до того, как такой трибунал будет создан.

Юрист Дмитрий Лазебный объяснил почему партнеры Украины призывают создать специальный трибунал. По его словам, он нужен, чтобы привлечь к уголовной ответственности политическое и военное руководства РФ за преступление агрессии, поскольку на преступление агрессии действующие международные судебные институты, такие как Международный суд ООН или Европейский суд по правам человека, не распространяют свою юрисдикцию.

Юрист обращает внимание на то, что Международный уголовный суд (МУС) осуществляет свою деятельность на основании Римского статута. Этот документ регламентирует деятельность Международного уголовного суда: устанавливает функции, юрисдикцию и структуру суда. Поэтому МУС распространяет свою юрисдикцию на преступления, совершенные после вступления в силу Римского статута и в отношении государств, признавших этот устав, то есть признавших юрисдикцию МУС (статьи 11 и 12 Римского статута). МУС также может распространять свою юрисдикцию на государство, которое не ратифицировало Римский статут, однако признало осуществление МУС юрисдикции в отношении соответствующего преступления (п. 3 ст. 12 Римского статута). Украина подписала Римский статут 20 января 2000 года, однако не ратифицировала его. А РФ еще в 2016 году отозвала свою подпись под Римским статутом. При этом Украина признает юрисдикцию Международного уголовного суда, а Россия – нет. То есть, говорит Лазебный, поскольку РФ не признает юрисдикцию МУС, в отношении России не может быть осуществлено расследование по четвертой категории преступлений – преступление агрессии. Ведь расследование по статье 8-bis Римского статута, которая закрепляет агрессию как преступление, может быть совершено только в отношении страны, ратифицировавшей этот международный договор (со всеми соответствующими поправками), или если соответствующий вопрос расследования преступления агрессии инициировал Совет Безопасности ООН. По мнению юриста, с вероятностью в 100% можно утверждать, что соответствующий вопрос будет ветирован РФ, как постоянным членом Совета безопасности ООН. То есть, подчеркивает он, можно утверждать, что специальный трибунал для политического и военного руководства РФ нужен для привлечения их к уголовной ответственности за преступление агрессии в отношении Украины. Другим способом привлечь политическое и военное руководства РФ к уголовной ответственности за преступление агрессии против Украины будет невозможно, подчеркнул юрист.

О том, что существующих в международном праве правовых механизмов будет недостаточно для того, чтобы привлечь президента Российской Федерации Владимира Путина и российский режим к ответственности за военные преступления, совершенные на войне против Украины, говорит и бывший спецпредставитель госдепа США по делам Украины Курт Волкер. По его словам, из-за права вето России в ООН будет трудно создать новый трибунал ООН. Он подчеркнул, что именно поэтому нужно создавать специальный трибуна. Также Волкер добавил, что сейчас ведутся работы по сбору данных, улик, проводятся опросы людей, определяются отданные приказы и устанавливается цепочка командования. Всю полученную информацию, говорит дипломат, объединяют в юридические дела, необходимые для доказывания совершенных военных преступлений и привлечения к личной ответственности Путина и других российских военных. Работа продолжается сейчас и принесет весомый результат позже, когда будет создан новый трибунал, считает Волкер.

В то же время заместитель государственного секретаря США по политическим делам Виктория Нуланд заявила, что США вместе с партнерами по «Большой семерке» работают над вопросом создания спецтрибунала. По ее словам, международный трибунал, или то, что может стать его аналогом, в рамках которого Россию можно будет привлечь к ответственности за совершенные в Украине военные преступления, может начать свою работу летом 2023 года.

При этом министр иностранных дел Дмитрий Кулеба подчеркнул, что в непубличном дипломатическом треке происходит очень много событий, которые приближают Украину к созданию трибунала, чтобы привлечь и Россию как государство, и российских военных чиновников к ответственности за совершенную агрессию против Украины. При этом он добавил, что виновным не поможет никакой дипломатический иммунитет, и они окажутся на скамье подсудимых.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org