Год в оккупации. Переговоры по возвращению Запорожской АЭС Украине зашли в тупик

261

Запорожская АЭС уже год находится в оккупации. Сейчас четыре ее энергоблока переведены в холодный режим, два в горячем, но они не производят электроэнергию для нужд Украины. В министерстве энергетики отмечают, что оккупанты используют АЭС для хранения вооружения, боеприпасов и ремонта военной техники. Также, в Минэнерго говорят, что россияне ведут обстрелы с территории атомной станции. Именно поэтому уже несколько месяцев подряд идут переговоры о создании зоны безопасности вокруг АЭС. Но, как подчеркнул министр энергетики Герман Галущенко все дипломатические усилия зашли в тупик. По его словам, Украина настаивает на демилитаризации станции, выходе из ЗАЭС работников «Росатома», а также спокойной работе на станции украинского персонала. Тем не менее, как говорят оккупационный власти Запорожской области, РФ не приемлет требования Украины, поскольку ЗАЭС стала «российской собственностью». Обсуждение каких-либо «зон» не имеет смысла, говорят там. В то же время эксперты не исключают, что в дальнейшем провокации на Запорожской АЭС могут продолжаться. Якобы россияне могут использовать ядерный объект для того, чтобы попытаться остановить будущее контрнаступление ВСУ.

Запорожская АЭС год как захвачена российскими оккупантами. За это время, по информации президента «Энергоатома» Петра Котина, она пережила пять полных блэкаутов, когда для ее работы подключались дизельные генераторы, питавшие реакторные зоны, бассейны выдержки, площадку отработанного ядерного топлива. Если бы не было дизельных генераторов, то уже произошла бы авария, включая плавление активной зоны реакторов.  Это очень опасно, говорит Котин. Он подчеркнул, что оборудование на станции деградирует, россияне строят там какие-то сооружения, что категорически запрещено делать на ядерном объекте. Президент «Энергоатома» также добавил, что станция не работает полностью с сентября прошлого года. Из шести энергоблоков АЭС четыре блока находятся в «холодном состоянии», два энергоблока – пятый и шестой — находятся в горячем состоянии, но реакторы остановлены. По его словам, энергоблоки для собственных нужд потребляют электроэнергию из объединенной энергосети Украины через последнюю линию связи. Около 100 мегаватт постоянного потребления, чтобы работали насосы по охлаждению ядерных реакторов. Котин говорит, что на станции остаются 4,5 тыс. украинского персонала. Для сравнения он отметил, что в мирное время на ЗАЭС работало 11 тыс. человек. Чиновник утверждает, что на сотрудников постоянно оказывается давление, чтобы они подписали договоры с «Росэнергоатомом». Из 4,5 тыс. работников около 2,5 тыс. подписали договоры с этой структурой, говорит Котин. Помимо этого, глава «Энергоатома» рассказал, что оккупанты обустроили на ЗАЭС и ремонтную базу, где ремонтируют свою военную технику. Но проблема в том, подчеркивает он, что этот объект вообще не предусмотрен для того, чтобы на нем находилась военная техника и оружие. По его словам, на крыше пятого энергоблока захватчики обустроили пулеметные позиции, а между энергоблоками установили блокпосты — мешки с песком и автоматчики.

О том, что в течение года оккупации Запорожской АЭС произошло пять опасных случаев отключения станции от сети, заявил и министр энергетики Герман Галущенко. По его словам, последний раз, 27 ноября, единственным источником электроэнергии для жизнеобеспечения АЭС был электрогенератор. Все были в шаге от катастрофы, сравнимой с Фукусимой, заявил министр и добавил, что если бы этот генератор был поврежден, то имел бы место ядерный инцидент.

Кроме того, министр энергетики сообщил, что Украина получает от миссии МАГАТЭ, которая работает на станции, тревожные сигналы. Так, россияне якобы крайне непрофессионально ведут себя на станции. Миссия МАГАТЭ, говорит Галущенко, подтверждает, что россияне эксплуатируют станцию в таком режиме, что состояние оборудования на ЗАЭС значительно ухудшается. Есть ощущение, что одна из целей захватчиков: после деоккупации оставить ее Украине в нерабочем состоянии, добавил министр. При этом, как подчеркнул Котин, чем дольше Запорожская АЭС будет в оккупации, тем труднее ее будет снова подсоединить к украинской энергосистеме. По его словам, уже есть программа возобновления работы Запорожской АЭС после деоккупации. Однако, подчеркнул он, чем больше времени станция будет находиться под контролем россиян, тем труднее это будет сделать. Вопрос в том, говорит Котин, что продлится очень долго период разминирования станции, и когда эксперты получат доступ, будут анализировать безопасность, восстанавливать инфраструктуру, прежде чем смогут перейти к повторному запуску ЗАЭС.

Также в «Энергоатоме» утверждают, что якобы российские захватчики просчитывают вероятные сценарии ухода из Запорожской АЭС и обозначают оборудование, которое можно украсть. В компании заявляют, что особое внимание захватчиков привлек Центр подготовки ремонтного и руководящего персонала ГП «НАЭК «Энергоатом», созданный на базе учебно-тренировочного центра Запорожской АЭС. Это уникальный объект, где атомщики из многих стран мира на полномасштабных моделях оборудования получают редкие практические навыки, необходимые для их эксплуатации и ремонта на атомных электростанциях, говорят в компании.

В то же время, как заявил Галущенко, дипломатические шаги по возвращению Запорожской атомной электростанции под контроль Украины пока не принесли успеха. По его словам, на данный момент ситуация зашла в тупик. Позиция Украины, говорит он, сводится к тому, что любые переговоры по ЗАЭС должны базироваться: во-первых, на демилитаризации станции, во-вторых, выходе из Запорожской АЭС работников «Росатома». В-третьих, украинский персонал должен получить возможность спокойно, без давления оперировать ядерным объектом. В ответ на это Украина получили никчемный указ российского президента Владимира Путина о том, что Запорожская АЭС — это якобы «федеральная» собственность с регистрацией соответствующей компании в Москве с названием «Запорожская станция», сказал министр.

При этом так называемый врио губернатора захваченной части Запорожской области Евгений Балицкий заявил, что станция является «российской собственностью», поэтому никакие варианты урегулирования ситуации, предполагающие объявление ЗАЭС некой «зоной», обсуждаться не будут. Он добавил, что атомная станция сможет полноценно работать, когда линия соприкосновения будет отодвинута настолько, чтобы украинские войска «не смогли вести по ней огонь». В то же время глава корпорации «Росатом» Алексей Лихачев отмечал, что обсуждаемая с МАГАТЭ модель безопасности исключает любые обстрелы объекта. Между тем украинская сторона выдвигает требование демилитаризации ЗАЭС, подразумевая под этим вывод оттуда российской «охраны». В свою очередь советник гендиректора концерна «Росэнергоатом» Ренат Карча подчеркивал, что российская сторона поддерживает создание зоны безопасности вокруг ЗАЭС, при этом стартовым и непреложным условием является мораторий на любые «артиллерийские активности» вокруг атомной станции и Энергодара. При этом, по его словам, Россия никогда не станет действовать в ущерб своим национальным интересам или интересам своей атомной отрасли. В то же время постоянный представитель России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов утверждает, что Киев не готов к реализации инициативы МАГАТЭ по созданию защитной зоны вокруг Запорожской атомной электростанции.

Обратил внимание мирового сообщества на ситуацию вокруг Запорожской АЭС президент Владимир Зеленский. По его словам, год назад РФ впервые в истории человечества взяла в «заложники» атомную станцию – Запорожскую АЭС и использовала ее для обстрела гражданской инфраструктуры и мирных людей. Он заявил, что эта форма террора требует особо принципиальной реакции мира. По его словам, нужны глобальные санкции против атомной отрасли РФ и немедленный возврат полного контроля Украины над ЗАЭС.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org