Глава МАГАТЭ посетил Запорожскую АЭС. Будет ли решен вопрос с защитой станции

205

Глава Международного агентства по атомной энергии Рафаэль Гросси посетил Украину и побывал на оккупированной россиянами Запорожской АЭС. Изначально он провел встречу с президентом Владимиром Зеленским и осмотрел Днепровскую ГЭС, которая пострадала от ударов оккупантов. Глава МАГАТЭ заявил, что его предложение заключить сделку по защите Запорожской атомной станции «все еще живо» и добавил, что корректирует предложения, чтобы добиться прорыва. По его мнению, можно было бы установить какую-то форму защиты, акцентируя внимание не столько на идее зоны, сколько на самой защите станции. При этом известно, что последнее предложение главы МАГАТЭ больше не включает в себя определенный радиус вокруг АЭС для обозначения зоны безопасности. Гросси заявил, что он «ни в коем случае не сдается», и будет дальше работать над тем, чтобы обезопасить Запорожскую АЭС. В то же время Зеленский заявил, что без немедленного вывода российских войск и персонала из ЗАЭС и близлежащих территорий какие-либо инициативы по восстановлению ядерной безопасности и защищенности обречены на неудачу. В свою очередь эксперты считают, что на самом деле Гросси приехал в Украину, чтобы лично обеспечить ротацию сотрудников МАГАТЭ, которые работают на Запорожской АЭС, поскольку без его вмешательства российская сторона ее регулярно задерживает.

Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси посетил Украину. Он провел встречу с президентом Владимиром Зеленским и посетил Днепровскую ГЭС, чтобы осмотреть повреждения, нанесенные российскими войсками. Он подчеркнул, что эта ГЭС очень важна для работы Запорожской АЭС. При этом глава МАГАТЭ заявил, что его предложение заключить сделку по защите Запорожской атомной станции «все еще живо». Он отметил, что корректирует предложения, чтобы добиться прорыва. Гросси настаивает на создании зоны безопасности на станции, чтобы предотвратить возможную ядерную катастрофу, поскольку Москва и Киев обвиняют друг друга в обстрелах территории АЭС после того, как российская армия вторглась в Украину в феврале 2022 года. По его словам, можно было бы установить какую-то форму защиты, возможно, акцентируя внимание не столько на идее зоны, сколько на самой защите: что люди должны или не должны делать для защиты станции. При этом, как отмечают дипломаты, последнее предложение главы МАГАТЭ больше не включает в себя определенный радиус вокруг станции для обозначения зоны. Известно, что Украина не хочет сделки, которая фактически признает или позволит российское военное присутствие на АЭС. Другие элементы плана Гросси включают прекращение огня по станции и с нее, а также вывод тяжелого вооружения. Сам глава МАГАТЭ подчеркнул, что он «ни в коем случае не сдается», а наоборот собирается приумножить свои усилия и продолжить работать над безопасностью Запорожской АЭС, добавив, что в регионе усилилась военная активность, не вдаваясь в подробности.

В то же время Зеленский сомневается в скором решении проблемы, связанной с защитой и безопасностью ЗАЭС. Он выступает против любых шагов, которые узаконят контроль России над Запорожской АЭС. При этом Украина не видит, что соглашение по защите атомной электростанции удастся заключить в ближайшем будущем.

Кроме того, Гросси лично посетил Запорожскую АЭС и провел встречи с директором ЗАЭС Юрием Черничуком и главой АО «Эксплуатирующая организация Запорожской АЭС» Олегом Романенко. В поездке гендиректора международного агентства сопровождал советник гендиректора концерна «Росэнергоатом» Ренат Карчаа. Он сообщил, что проведена ротация сотрудников МАГАТЭ. После визита Гросси на станции останутся работать сотрудники агентства из Словакии, Японии и Франции.

Кроме того, в «Росэнергоатоме» заявили о поддержке позиции Международного агентства по атомной энергетике в вопросе недопустимости использования Запорожской атомной электростанции в качестве цели. При этом в «Росэнергоатоме» потребовали не использовать ЗАЭС для «шантажа и манипуляций».

После визита на Запорожскую АЭС Гросси заявил, что ее больше невозможно защитить. По его словам, количество войск в регионе, где расположена АЭС, значительно увеличилось. Очевидно, что во всем этом регионе усиливается военная активность. Поэтому защитить станцию невозможно, сказал глава МАГАТЭ.

На самом деле, говорит директор Центра исследования энергетики Александр Харченко, Гросси побывал на Запорожской АЭС, чтобы лично проконтролировать ротацию сотрудников МАГАТЭ, которые работают на станции, ведь без такого контроля они задерживаются на АЭС на недели. Также Харченко пояснил, что россияне дали понять, что они не собираются покидать станцию мирным путем, поэтому освобождение объекта может быть только в результате наступления Вооруженных сил Украины. По его словам, когда оккупанты отступали из Харьковской и Херсонской областей, они уничтожали энергетическую инфраструктуру, и так же может быть с ЗАЭС в оккупированном сейчас Энергодаре. Скорее всего, говорит эксперт, вспомогательное оборудование будет уничтожено, и предыдущий опыт на деоккупированных территориях показывает, что нужно готовиться именно к такому сценарию. При этом Харченко считает, что оккупанты не решатся разрушать ядерные реакторы, однако уничтожат или украдут все остальное сопутствующее оборудование.

В свою очередь экс-глава Государственной инспекции ядерного регулирования Украины Григорий Плачков называет визит Гросси на Запорожскую АЭС важным, поскольку все шесть энергоблоков станции находятся в состоянии холодной остановки, а часть персонала перешла под юрисдикцию РФ. По его словам, ситуация действительно остается напряженной и достаточно сложной с самого начала оккупации Запорожской атомной электростанции. Он подчеркнул, что станция остается оккупированной, и вопросы безопасности также остаются открытыми. При этом Плачков добавил, что Гросси пытается договориться о создании такой зоны, которая не будет обстреливаться и добиться того, чтобы электростанция не обстреливалась и рядом с ней не велись военные действия.

В свою очередь директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко, считает, что заявление Гросси о том, что МАГАТЭ сконцентрирует свои усилия на безопасности станции: чтобы ЗАЭС не атаковали и не использовали ее территорию для ведения боевых действий, это всего лишь официальная версия. По его словам, проблема заключается в том, что Гросси разговаривал с российской и украинской сторонами и понял, что ситуация зашла в тупик. МАГАТЭ не может ничего сделать, не может добиться главного: демилитаризации ЗАЭС, вывода оттуда российских оккупационных войск и передачи станции под контроль законным властям Украины, отметил эксперт. По его словам, договориться невозможно, поскольку Россия, во-первых, не хочет выполнять резолюции МАГАТЭ, в частности о выводе военных группировок с территории станции и передаче контроля над ней украинским властям. Во-вторых, российская сторона просто предлагает заменить российских военнослужащих на служащих Национальной гвардии, оставив их на станции. Однако не только Украина, но и МАГАТЭ не могут на это согласиться, ведь понимают: это может легитимировать российские войска на атомной станции, говорит Омельченко. Поэтому, по его словам, было принято решение отказаться от опции создания зоны безопасности и перейти к новой опции – прекращение огня вокруг ЗАЭС. При этом он считает, что есть два пути разрешения ситуации вокруг Запорожской АЭС. Первый — мирный. Для его реализации нужно, чтобы в этом вопросе объединились Соединенные Штаты и Китай и вместе надавили на российское руководство. У них есть достаточная возможность, но должно быть еще желание. У США такое желание есть, у Китая — не очень, говорит Омельченко. Второй путь, по его словам, более реальный — это военное поражение России. И, в случае поражения, соответственно, отвод российских войск с территории станции. Ведь никаких разумных аргументов Россия воспринимать не хочет, подытожил эксперт.

В свою очередь политолог Игорь Рейтерович считает, что Гросси фактически, с одной стороны, признал, что все его планы, идеи и предложения касательно демилитаризации ЗАЭС нереализуемы, потому что это все упирается в позицию России. Россия с одной стороны рассказывает, что они за демилитаризацию этой зоны, с другой стороны, они все делают наоборот и категорически выступают против этого, отметил эксперт. Но, говорит он, все равно хотелось бы, чтобы эти визиты были регулярными или там постоянно присутствовали представители МАГАТЭ хотя бы с точки зрения защиты украинских граждан, остающихся и выполняющих свою работу на этой станции. Также Рейтерович считает, что сейчас опять можно актуализировать тему о необходимости введения дополнительных санкций против России, которые непосредственно будут касаться ее атомной отрасли. Если раньше, отмечает он, многие страны, говорили, что «вот смотрите, может как-то ситуация решится и они покажут какой-то жест доброй воли и так далее, и мы как-то этот вопрос решим», то сейчас, когда они этот вопрос решать не собираются, уже нет никакого смысла эти санкции сдерживать. По его мнению, их надо ввести, а потом, посмотрев на реакцию России. Он не исключает, что после этого позиция РФ по Запорожской АЭС могла бы измениться.

К слову, министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил, что его страна и дальше будет блокировать введение любых санкций, затрагивающих российскую ядерную сферу.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org