Заключенный отсудил 48 тысяч евро за пытки в милиции

409

13 марта 2004 года в Хмельницке произошла трагедия - погибла предпринимательница Антонина Искрицкая. По свидетельству Сергея - сына жертвы, двое неизвестных в масках поджидали его у квартиры и напали, едва он открыл дверь. Когда мать бросилась защищать сына, раздался выстрел. Женщина вскрикнула и упала. Она умерла на месте. По горячим следам милиция не сумела раскрыть преступление. Подозреваемые появились только два месяца спустя. Имена Ивана Нечипорука и Александра Моцного сыщикам назвал Сергей, и следствие приняло его версию.

"Я ВСЕ ПОДПИСАЛ, КОГДА В МИЛИЦИЮ ПРИВЕЗЛИ МОЮ БЕРЕМЕННУЮ ЖЕНУ"

- Я не был знаком с Сергеем, но знал о нем, а он - обо мне. Моя жена Наташа работала в швейном цехе, который держат Искрицкие. А вот Сашу Моцного Сергей знал и помнил, что раньше Александр попадал под суд. Но это было давно, еще в юности, - рассказывает в письме "Комсомолке" Иван Нечипорук. - Когда Сергей увидел нас вместе, а мы тогда на пару ремонты делали, он отчего-то решил, что именно мы напали на его квартиру. Меня задержали первым - якобы за то, что хранил в кармане наркотик. Я отказался подписать административный протокол, но это никого уже и не интересовало. Страшное началось ночью, когда меня поставили в известность, что подозревают в убийстве Антонины Искрицкой. Стали спрашивать: кто стрелял, где пистолет… Я отвечал, что все это недоразумение и бред, но меня никто не хотел слушать. Один из оперативных работников вышел из кабинета и вернулся с шестигранным ломом. Я слышал о пытках в милиции, но никогда не мог представить, какой это ад…

По словам Ивана, его сковали наручниками спереди и усадили так, что колени оказались в кольце рук. Под коленями провели лом, к ногам прикрепили электропровода и стали пропускать ток.

- Еще меня били, а когда я дико орал от боли, душили подушкой, - вспоминает Иван. - Но я держался, в ту ночь я так ничего и не подписал. Когда наступило утро, в моей камере побывали, кажется, все начальники милиции города - от маленьких до больших. Потом меня завели на второй этаж и заявили, что привезли мою беременную жену. "Как ты думаешь, она выдержит то, что было с тобой?" - спросил один из оперативников. Когда я услышал женский голос, то понял, что они не шутят, и все подписал.

Цитата из решения Евросуда:

"Учитывая, что он (Нечипорук) и его беременная жена допрашивались милицией в одно и то же время, его утверждения о том, что он боялся применения к ней пыток, являются правдоподобными. Эти угрозы значительно усугубили его моральные страдания".

"МЕНЯ ПУГАЛИ: БУДЕШЬ РОЖАТЬ СТОЯ!"

Иван Нечипорук был задержан 20 мая 2004 года. Сутки жена не знала о том, где находится ее муж.

- В тот день я вернулась с работы, ждала Ваню к ужину. Встревожилась, когда уже настала ночь. Звоню родителям мужа - не поднимают трубку. Так и промучилась до рассвета, а утром пошла на работу. Я на восьмом месяце беременности была, но в декрет не уходила, носила ребенка легко. Около четырех часов дня ко мне подошли двое парней, сказали, что я должна ехать с ними. В отделении милиции меня завели в какое-то большое помещение вроде актового зала, где было очень холодно, и потребовали написать, что это сделал он - Иван. Я ничего не могла понять сначала, а когда дошло, о чем идет речь, была просто шокирована: моего Ваню подозревают в убийстве Антонины Николаевны! Я очень уважала эту женщину, мы вместе не только работали, но и были близкими людьми. 13 марта Ваня был со мной всю ночь и все утро. Я даже успокоилась немного, когда все поняла. Думала, недоразумение скоро разрешится. Но в зале меня продержали четыре часа. Милиционеры говорили, что муж во всем сознался, что я иду как соучастница, и угрожали: "Будешь рожать стоя, в тюрьме". Тогда я впервые услышала фамилию Моцного. "Как же ты его не знаешь, он же у вас на свадьбе был", - иронизировал оперативник. А свадьбы у нас с Ваней и не было - просто пошли в загс и расписались.

К счастью, рожала Наташа не в тюрьме. Но была одна - без мужа. Домой Иван вернулся только через год.

- Нашей девочке 10 месяцев было, когда отец ее впервые увидел. Настенька родилась крохотной - всего 2,5 килограмма. Я тогда так нервничала, что ни есть, ни пить не могла - только о муже и думала, с раннего утра под СИЗО очередь занимала, чтобы посылку ему передать. Но слава Богу, доченька здорова! Она до сих не знает, где ее отец. Я говорю, что в длительной командировке.

Александра Моцного взяли под стражу 2 июня, несмотря на то что алиби у него было просто железным. Утром 13 марта, когда произошло убийство, Александра видела дома детский врач, которая посетила его больного ребенка.
К сожалению, пытки в милиции - не редкость.
К сожалению, пытки в милиции - не редкость.

ПЕРВЫЙ СУД: ОПРАВДАНИЕ

Нечипорук пишет, что в прокуратуре, куда его привели после "явки", он рассказал обо всем - и о том, что не виноват, и о методах, которые к нему применяли. Ивана дважды отправляли на обследование. Эксперты зафиксировали на его теле синяки и точечные ссадины в местах, куда прикладывали провода. Но получить заключение о том, что пытали именно током, Иван смог только через год, когда вместе с Александром Моцным они прошли независимую экспертизу у профессора Бориса Михайличенко при Киевском бюро судмедэкспертиз. Такая возможность представилась, когда 5 мая 2005 года Хмельницкий горрайонный суд под председательством судьи Василия Панасюка (ныне уже покойного) вынес вердикт: оправдать за недоказанностью преступления. Отдельное постановление суда было вынесено в отношении следствия, которое велось с нарушениями закона. Но это оказалось только началом долгой и трудной истории.

Пострадавшая сторона составила апелляцию и обратилась в Верховный суд с просьбой направить дело Нечипорука и Моцного в Тернополь.

- Я лично ходила на прием к председателю Верховного суда и просила отправить дело куда угодно, только не в Тернополь: другая сторона уж слишком настаивала на этом городе, - говорит правозащитница Татьяна Яблонская. - Но ходатайство пострадавших удовлетворили.

ВТОРОЙ СУД: НАКАЗАНИЕ

- Оправдательный приговор Хмельницкого горрайсуда был отменен Тернопольским апелляционным судом 11 августа 2005 года. А вместе с ним - и постановление в отношении неправомерных действий следствия. Дело отправили в Шепетовский суд на новое слушание, - рассказывает адвокат Ивана Нечипорука - Галина Береговая. - Несостыковок и темных пятен в этой истории было так много, что суд назначил дополнительное расследование. В постановлении значились 37 пунктов, которые надлежало выполнить для установления истины. Однако Тернопольский апелляционный суд и это решение отменил, оставив только один пункт - переквалифицировать дело с нанесения тяжких телесных повреждений на убийство. 18 декабря 2006 года Нечипорука и Моцного снова взяли под стражу.

В деле действительно был свидетель, который давал показания против Ивана и Александра. Это таксист, возивший к дому Искрицких и забиравший назад двух молодых людей, которые могли оказаться убийцами. Таксиста также задержали, вменив ему хранение наркотиков. И выпустили после того, как он опознал в своих пассажирах Нечипорука и Моцного. Но после мужчина отказался от своих слов под аудиозапись. Это показание было представлено в суде, но не сыграло никакой роли.

В сентябре 2007 года Тернопольский апелляционный суд признал Моцного и Нечипорука виновными и приговорил к 15 годам лишения свободы. Верховный суд оставил приговор в силе.

Цитата из решения Евросуда:

"Суд посчитал, что ответы национальных судов (Украины) на возражения г-на Нечипорука в отношении показаний ключевого свидетеля были поразительно неадекватны. В частности, суды не прокомментировали бесспорный факт, что этот свидетель был задержан в административном порядке, и проигнорировали наличие аудиозаписи, на которой свидетель допускал, что оговорил г-на Нечипорука под давлением милиции".
Сейчас Иван отбывает срок в колонии №41. Он надеется, что решение Европейского суда позволит справедливо пересмотреть его дело.
Сейчас Иван отбывает срок в колонии №41. Он надеется, что решение Европейского суда позволит справедливо пересмотреть его дело.

ЕСТЬ ЯВКА - ЗНАЧИТ, ВИНОВАТ

Мы не беремся никого оправдывать. А уж тем более обвинять. И допускаем, что у пострадавших Искрицких были причины подозревать Нечипорука и Моцного. Но мы основываемся на фактах: признать человека виновным можно только в том случае, когда есть комплекс доказательств, а не одна только явка с повинной. Однако в нашей стране все происходит как раз наоборот: есть явка - значит, виноват. И не важно, каким путем было добыто признание. За исключением суда первой инстанции, все остальные суды дружно закрыли глаза на документальные свидетельства примененных к обвиняемым пыток. Так, как будто для Украины это такое же нормальное явление, как смена сезонов.

- За прошедшие полгода только в нашу приемную обратились около 40 человек с жалобами на пытки в милиции, - говорит юрист Харьковской правозащитной группы Аркадий Бущенко.

Иван Нечипорук и его жена Наталья Йонкало решили использовать свой последний шанс. При поддержке правозащитных организаций они обратились в Европейский суд по правам человека и выиграли дело. В их пользу судьи выступили единогласно, что само по себе очень редкий случай.

Цитата из решения Евросуда:

"Суд поразился тому, что национальный суд вообще проигнорировал заключение экспертов частного медицинского центра, подтверждающее утверждения г-на Нечипорука. При последующем рассмотрении дела Верховный суд ограничился только анализом видеозаписи следственных действий, на которых не было видно повреждений, и заключил, что утверждения несостоятельны".

НАШИ СУДЫ РАЗОРЯТ УКРАИНУ

По количеству обращений в Страсбургскй суд украинцы занимают четвертое место среди всех истцов. Об этом заявил спикер Верховной Рады Владимир Литвин в ходе международной конференции "Проблемы применения практики Европейского суда по правам человека в правовой системе Украины". И количество обращений постоянно возрастает. Если в 1998 году таких заявлений было 214, в 1999-м - 431, то по состоянию на 30 апреля 2011 года заявлений уже больше 10 тысяч.

Даже с учетом того, что к рассмотрению принимаются не больше 20 процентов исков, государство выигрывает у своих граждан только в 3 процентах случаев. А это означает, что права украинцев нарушаются очень часто. И в первую очередь судами, которые закрывают глаза на произвол правоохранительных органов и грубые ошибки следствия. Моральный ущерб - а это достаточно крупные суммы - ложится бременем на бюджет, на плечи добросовестных налогоплательщиков. Только за прошлый год Украина выплатила по искам Страсбурга более 20 миллионов гривен компенсаций. Сегодня эта цифра намного больше.

В ближайшее время Украине придется расплачиваться и за пытки, которым подвергли в застенках милиции Ивана Нечипорука, и за страдания его жены Натальи Йонкало. Решение Европейского суда уже вступило в законную силу.

- Мы будем подавать ходатайство в Верховный суд об отмене всех решений по этому делу, кроме решения горрайонного Хмельницкого суда, который вынес оправдательный приговор, - говорит правозащитник Аркадий Бущенко, представлявший интересы Нечипорука в Европейском суде. - Но суд может отменить все решения и отправить дело на новое рассмотрение.

Пока же Иван остается заключенным колонии №41 в Ивано-Франковской области.

Цитата из решения Европейского суда:

"В соответствии со статьей 41 Конвенции (о правах человека) суд посчитал, что Украина должна выплатить заявителю 35 000 евро в отношении нематериального вреда и 13 594 евро в отношении расходов и издержек, связанных с правовой помощью адвоката".

СПРАВКА "КП"

Как подать иск в Страсбург

Обращение в Европейский суд по правам человека - это иск к Украине как государству. Подавать его можно только после того, как внутри государства пройдены все судебные инстанции.

Лучше всего заручиться поддержкой адвоката, который имеет практику работы с Европейским судом. Если же такой возможности нет, придется вспомнить поговорку: "спасение утопающих - дело рук самих утопающих".

Прежде всего изучите Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а также дополнительные протоколы к ней, которые ратифицировала Украина (№ 1, 4, 6, 7, 12, 13).

Иск составляется на родном языке в произвольной форме. Очень важно избегать малозначительных деталей. Необходимо точно сформулировать суть вопроса и указать, какие именно права, определенные Конвенцией, были нарушены. Например, "В ходе дознания была грубо нарушена статья 3 - запрещение пыток…". К иску прилагаются документы, подтверждающие вашу правоту, и перечень национальных способов юридической защиты, которыми вы воспользовались.

Подавать заявление в Европейский суд необходимо в течение 6 месяцев после окончательного постановления национального суда или решения органа власти, к которому вы апеллировали.

Письма и документы, которые высылаются в Европейский суд, не следует скреплять степлером или склеивать. Их необходимо тщательно пронумеровать.

Суд принимает только заявления, отосланные по почте. Обращение в Европейский суд, а также сам процесс бесплатны. Истец несет расходы только на почтовые отправления. Формуляр заявления в Европейский суд можно найти в Интернете. Когда вы его заполните и отошлете, секретариат ответит, открыто ли дело по вашему заявлению, а также назовет номер дела, которое надо будет указывать во всех последующих письмах в суд. Участие истца в судебных заседаниях не обязательно.

Решения Европейского суда исполняются в течение трех месяцев со дня вступления в силу.

Адрес, куда необходимо отсылать корреспонденцию:

The Registrar

European Court of Human Rights

Council of Europe

F-67075 STRASBOURG CEDEX

FRANCE - ФРАНЦІЯ.

Детальную информацию вы можете получить на сайте Минюста по адресу: minjust.gov.ua в разделе: "Защита интересов государства в Европейском суде по правам человека".
Украина занимает 4-е место по искам в Европейский суд по правам человека. Фото с сайта coe.int.
Украина занимает 4-е место по искам в Европейский суд по правам человека. Фото с сайта coe.int.

В ТЕМУ

Депутаты не принимают закон против "царицы доказательств"

Сейчас в парламенте находится законопроект о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс. Речь идет об изменении статуса признания как доказательства вины. По мнению автора - народного депутата Олега Зарубинского, такой документ может начать ломать доставшуюся нам с тоталитарных времен систему, когда пресловутая явка с повинной считалась "царицей доказательств"* и добывалась любой ценой. В соответствии с проектом признание вины больше не должно рассматриваться как основное доказательство в отношении обвиняемого или подсудимого. Согласно новой редакции, признание может быть привлечено к делу только в качестве дополнения, когда уже создана доказательная база, а не в части обвинения.

Предполагалось, что закон примут в начале лета этого года. Но в зале не хватило голосов. Депутаты отправили законопроект на доработку (это уже во второй раз) и разошлись на каникулы.

* Выражение "признание - царица доказательств" приписывают Андрею Вышинскому, одиозному юристу сталинской эпохи, официальному обвинителю на политических процессах в СССР в 1930-е годы. В действительности это изречение - из римского права.

osipov.kiev.ua