Украинские безработные в поисках выхода

732

К середине весны 2015 года Украина оказалась в достаточно сложной ситуации во многих сферах одновременно. Однако, одной из наиболее уязвленных областей оказался рынок труда, где ситуация близка к критической, если уже не перевалила эту отметку. На сегодняшний день сводить концы с концами более или менее удается жителям крупных городов, где возможность трудоустроиться или не потерять работу остается значительно выше. Зато на периферии ситуация намного серьезнее. Там за право получить хоть какую-то работу дело доходит даже до стычек и выяснения отношений. И это неудивительно, ведь в среднем по статистике на одно рабочее место сегодня претендует 19 человек. Однако эти цифры не совсем отвечают суровой действительности, ведь расчет произведен на основании получения средних показателей по стране в целом. В то же время на местах количество претендентов на рабочее место часто доходит до 100 человек.

Серьезные опасения возникают и по поводу того, что, судя по всему, государство так и не определилось с методами разрешения сложившейся проблемы и не имеет четкого представления по поводу того, что делать в подобной ситуации. Единственным вариантом теперь уже подавшего в отставку премьер-министра Арсения Яценюка оставалась попытка произвести рокировку служб, отвечающих за трудоустройство населения. Но это, как видно по состоянию на сегодняшний день, воплотить в реальность никак не удается.

По информации Службы занятости Украины (именно это ведомство может в ближайшем будущем прекратить свое существование), количество претендующих на рабочее место по состоянию на начало марта составляло 13 человек, а уже сейчас этот показатель составляет 19 человек. В то же время во многих городах и населенных пунктах уровень безработицы достиг критических масштабов – желающих устроиться на работу в сто раз больше, чем предоставляемых Центром занятости вакансий.

Кроме этого, сокращение тех, кто на данный момент еще имеет работу, продолжается, и будет продолжаться в дальнейшем. Так работодатели уже предупредили 83 тысячи сотрудников о скором сокращении. По состоянию на январь-февраль прошлого года эта цифра выросла на 24 тысячи, то есть более чем на треть. В целом же, о том, что в этом году могут быть или точно будут уволены, уже предупреждены порядка пятисот тысяч работающих граждан. Если брать по возвратным категориям, то одними из тех, кто в результате кризиса страдает больше всего, являются люди в возрасте до 25 лет, отмечает информационный портал job-sbu.org. Здесь уровень безработицы готов приблизиться к 22% и данный показатель также будет увеличиваться в дальнейшем.

Тем же, кому пока еще повезло остаться с работой, вряд ли можно расслабиться. Многим существенно урезается жалование, людям предлагается переход на схему «две по полставки», на что большинство «счастливчиков» вынуждены соглашаться ради сохранения хоть какой-то возможности зарабатывать. Отчасти такое желание обусловлено осознанием невозможности найти что-нибудь иное, ведь шанс устроиться на работу сегодня крайне низок. Если жителям крупных городов можно еще позволить себе делать выбор, то по областям шанс трудоустройства на работу с жалованием «выше среднего» минимально низок. Часто он составляет не более 5%.

Что же касается размеров среднего жалования, то в различных областях оно также серьезно отличается. Если в столице эта цифра опять-таки может приближаться к 4000 гривен, то чем дальше от Киева, тем она становится ниже. В основном же найти и такую работу многие уже давно считают за счастье, но в реальности вынуждены соглашаться на куда более скудные условия. Нередко реальная заплата среднестатистического украинца (без учета данных Центра занятости) составляет от 1000 до 2000 гривен.

Не спасает положение и предусмотренное пособие по безработице, которое в лучшем случае составляет 1500 гривен, а в худшем 500 гривен, причем большинство тех, кто находится на дотации, получает именно минимальную сумму. Логично, что с учетом сегодняшних цен и такая сумма ничтожно мала. В большинстве случаев ее не достаточно даже для оплаты коммунальных услуг, поэтому пособие по безработице, вопреки распространенному стереотипу, сегодня уже далеко не вариант.

Как именно будут решать возникшую проблему пока не понятно. Единственный шаг в этом направлении, который все попыталось принять ушедшее в отставку правительство, касался вероятности создания Нацагенства, основной задачей которого должно было стать трудоустройство населения с принципиально новым подходом к решению этой задачи. Однако процесс создания ведомства сильно затормозился, ведь само решение было принято еще в прошлом году, и уже с 1 января текущего года оно должно было заработать, если не в полную мощь, то, по крайней мере, первые этапы реформы уже должны были показать свою состоятельность или бесполезность. Тем не менее, реформа не сдвинулась с места, а у многих и вовсе возник вопрос касательно того, не станет ли это простой рокировкой, сменой названий, которые не приведут ни к чему, кроме дополнительного выкачивания средств на бюрократические расходы.

Впрочем, по заявлению самого Арсения Яценюка, средства из бюджета выкачивает именно Служба занятости, которая уже давно не способна справиться с поставленными перед ней задачами. В это же время Нацагентство должно было бы подходить к их выполнению с принципиально новых позиций. Планируется, что сотрудники ведомства начнут более тесно работать с людьми, подбирая наиболее оптимальные условия трудоустройства для каждого обратившегося за помощью, равно как и с работодателями, создавать специальные обучающие центры и стажировать тех, кто через них прошел. В действительности подобная схема мало чем отличается от той, которая действует сегодня. Поэтому опасения скептиков насчет бесполезности данного маневра небезосновательны. В лучшем случае, что может за этим скрываться, считают специалисты – это попытка пустить пыль в глаза, и хотя бы на некоторое время успокоить общественность. В худшем, за всем этим вполне могут скрываться и коррупционные проявления, ведь создание ведомства – это хорошая возможность «подзаработать», в данном случае на безработице, каким бы каламбуром это выглядело.

Впрочем, Нацагентство – это не единственный вариант трудоустройства для многих украинцев. Прежде всего, речь идет о тех категориях граждан, которые в силу своего возраста и здоровья могут быть призваны на оплачиваемую контрактную воинскую службу. Расценки, которые сегодня предлагаются в тех же Центрах занятости выглядят очень заманчиво, ведь на фоне повальной безработицы, зарплата даже рядового в семь тысяч гривен выглядит просто огромной суммой. Интересно, что подобные «вакансии» сегодня распространятся через ту же биржу труда, но часто подобный прием срабатывает на отлично. Особенно, если это касается небольших населенных пунктов, где шансов найти обычную работу практически не существует.

Тем не менее, считать подобный способ трудоустройства решением проблемы как минимум глупо. Не все могут, да и не все хотят зарабатывать таким образом, но в то же время средства на жизнь требуются каждому. Шанс у украинцев может появиться с приходом нового правительства. Пока же граждане вынуждены искать альтернативные источники заработка в попытках хоть как-то выжить в условиях создавшегося кризиса.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org