СИЗО Симферополя: зэки бунтуют, адвокат заявляет о пытках, а журналистов кормят «показательным» мясом

527

Руководители управления департамента по вопросам исполнения наказаний в Крыму провели пресс-конференцию, на которой рассказали об условиях содержания туберкулезных больных в следственном изоляторе Симферополя, причинах бунта заключенных в майские праздники.

После сотрудники департамента провели экскурсию для прессы по специальному блоку, где находятся камеры туберкулезных больных. Журналистам показывали и комнаты для осмотра больных, и бактериологическую лабораторию, и пекарню, и кухню. Угощали хлебом и блюдами, приготовленными для заключенных. Вот только с самими обитателями СИЗО №15 пообщаться не удалось.

- Их нельзя снимать. Они же еще не осужденные. Вдруг потом выйдут на волю, а вы их покажете, - пояснили сотрудники следственного изолятора.

На пресс-конференцию, которую, по словам сотрудников крымского управления департамента исполнения наказаний проводили впервые в истории ведомства, пришли его начальник Александр Сайко, недавно назначенный руководитель СИЗО Симферополя Юрий Гаподченко и исполняющий обязанности сектора охраны здоровья департамента Ридван Меметов.

- Мы ставим себе цель стать более открытыми и более доступными, – заявили руководители.

В подтверждение признали, что сегодня в Симферопольском СИЗО находится чрезмерное количество больных туберкулезом, что не хватает финансирования на ремонт камер и зданий, однако, не смотря на это заключенных, в том числе и больных туберкулезом, кормят и лечат хорошо.

В назначенное время журналистов впустили на территорию следственного изолятора. Экскурсия по блоку для туберкулезных больных началась с комнаты, где установлен новый рентген-аппарат.

- Не каждая больница может похвастаться таким. Здесь обследуют не всех. В основном те, кто попадает сюда, уже приходят с флюорографией, например, месяц-два назад делали. Мы обследуем тех, кто давно проходил обследование, – рассказал врач-фтизиатр Геннадий Прокудин.

Идем дальше по узким коридорам СИЗО – там сам блок, где содержаться больные туберкулезом. Для журналистов специально приготовлены медицинские халаты и одноразовые маски.

- Вот здесь больные туберкулезом проходят ежедневное обследование. Вот лекарства. Здесь все необходимое для лечения больных. Все согласно рекомендациям министерства здравоохранения. Всего хватает, – утверждают сотрудники следственного изолятора.

На кушетке в комнате сидят четверо заключенных, больных туберкулезом. Но снимать на видео и фото их нам запрещают. Общаются с прессой они тоже неохотно. На короткий вопрос – «Вас тут не обижают?» так же коротко и ожидаемо отвечают, усмехаясь: «Нет. Все хорошо».

Дальше журналистам предстоит осмотр камеры, видимо, этих же четверых заключенных. На четырех аккуратно застеленных кроватях лежат аккуратно сложенные вещи. Рядом – вымытая и аккуратно расставленная посуда. В камере есть и телевизор, и туалет, и умывальник. Никакого шума. Остальные камеры закрыты. Их посмотреть не удается.

- А у вас в этом блоке все камеры четырехместные? – интересуемся у сопровождающего нас пресс-офицера управления Николая Шишенко. - Нет. Есть еще рассчитанные на шесть мест, – отвечает он. Идем в бактериологическую лабораторию.

- Здесь через отдельное окошко мы принимаем мокроту от больных. А вот здесь уже проверяем анализы, – рассказывает представителям СМИ лаборант.

Дальше журналистов ведут в пищевой блок следственного изолятора. Показывают стеллажи со свежевыпеченным хлебом. Рядом на тарелке – ломтики нарезанного.

- Вот у нас хлеб выпекается вот такого качества. Там чуть дальше у нас пекарня. Там заключенные сами выпекают хлеб, и он потом выдается другим заключенным. Мука первого сорта, – рассказывает сотрудник пищеблока. Приглашают попробовать хлеб.

- Да вы попробуйте. Он без разрыхлителей всяких. По стандартам приготовлен.

Хлеб, действительно, вкусный.

- Мы каждый день выпекаем свежий хлеб и выдаем каждое утро суточную норму заключенным. Сегодня выпекли 1200 булок хлеба, – рассказывают журналистам.

Дальше - экскурсия по кухне. В огромных 250-литровых емкостях стоит приготовленная на обед еда: пшеничная каша с мясом и суп. На столике в тарелках – еда для наглядности.

- У нас яйца выдаются, килька, сыр, печенье, масло, хлеб, салат, чай, изюм. Вот первое блюдо, вот второе. Соль, изюм, сахар, соус, молоко, сок. Это все выдается заключенным больным активным туберкулезом, – продолжает знакомить нас с рационом заместитель начальника СИЗО по хозяйственной части Олег Подзывалов.

Снова предлагают попробовать блюда.
- Каша с чем? – спросили журналисты.
- Пшеничная каша с мясом, – отвечают.
- Это каждый день такое?- Да. Каждый день, – уверяют сотрудники СИЗО.

Журналистка, попробовавшая еду, убедилась - вкусно: и соли в меру, и масла – не жалеючи, и мяса достаточно, и соус есть. Меню продемонстрировали просто отменное: и твердый сыр, и соки, и молоко, и рыба… Пробуешь, и не понимаешь, на что же жалуются заключенные?! Ведь не каждая семья сегодня может позволить себе такое питание в день.

Напоследок корреспондентам показывают пекарню и с чувством выполненного долга отпускают за ту сторону решетки – на улицу.

Напомним, на вчерашней пресс-конференции адвокат заключенного инвалида заявила, что условия, в которых он содежится, по мировым стандартам, считаются пыткой и она намерена подавать иск в Европейский суд.

И за бунт 5 мая в СИЗО никто из заключенных не был наказан, сообщил Александр Сайко.

- Я не скажу даже, что это была протестная акция. Стук в двери – одна из форм проявления недовольства. Поэтому мы хотим показать обществу и родственникам, пребывающим в СИЗО, что никто за данную акцию выражения протеста или довольства с действиями администрации не был наказан. Никто не был ущемлен в своих законных правах. На сегодня обстановка стабильная, – отметил А.Сайко.
Недовольство заключенных Сайко объясняет тем, что в предпраздничные дни в рамках операции «Заслон» и «Щит» в СИЗО участились обыски.

- Ничего чрезвычайного не произошло. Была попытка недовольства законными действиями администрации. Как раз при проведении этих обысковых мероприятий присутствовали представители прокуратуры. Я считаю, если бы СИЗО был где-нибудь не на проспекте Ленина, а где-то на окраине города, то это не привлекло бы внимание ни журналистов, ни людей, которые проходили мимо. Все это длилось на протяжении 7-10 минут, – сказал Сайко.

Около 11.30 заключенные под стражу начали стучать в двери камер, а уже через 15-20 минут в СИЗО наступила тишина.

По состоянию на 5 мая у заключенных изъяли 20 мобильных телефонов, 40 зарядных устройств, DVD-проигрыватели, колюще-режущие предметы. Силовые методы и дисциплинарные взыскания к заключенным не применялись, - заверят руководство изолятора.

Краткий экскурс в историю: видео из камеры туберкулезников, бунта и показательные выступления правоохранителей для СМИ.

crimea.vgorode.ua