Пётр Порошенко и американские тепловозы. Утвердительная «перемога» или замаскированная «зрада»?

866

Украинская акционерная компания «Укрзализныця» подписала контракт стоимостью в $1 млрд. с американским промышленным концерном «General Electric». Это знаковое символическое событие для Украины, ведь американский концерн работает только с теми странами, в перспективу которых верит и что немаловажно – с теми странами, где уровень толерантности к коррупции достиг нулевой отметки. Об этом радостном событии сообщил на своей странице в Фейсбук украинский президент Пётр Порошенко.

Кроме того, Пётр Порошенко сообщил, что подписание контракта – это очень важное событие для всей украинской экономики. За рекордно короткий срок был подготовлен контракт на сумму в $1 млрд., который предусматривает поставку, производство локомотивов с увеличением локализации и модернизацию существующих локомотивов. По мнению украинского Гаранта, подписание контракта является демонстрацией полного доверия со стороны американских партнёров Украине.

Однако многие отнеслись с недоумением к такому ликованию украинского президента. Причин для негодования, впрочем, существует достаточно.

Итак, в пятницу 23 февраля между ПАО «Укрзализныця» и «General Electric» было подписано рамочное соглашение сроком на 15 лет. По данным украинской стороны на первом этапе реализации условий соглашения американцы обязуются в первом квартале 2019 года поставить для Украины 30 грузовых дизельных локомотивов серии ТЭ33А с уровнем локализации 10% на конец гарантийного периода. Поставка первых 30 локомотивов обойдется в $140 млн., то есть по $4,2 млн. за единицу. В дальнейшем планируется поставка до 195 тепловозов в период 2019-2026 гг. Также в планах узловая сборка локомотивов на территории Украины, что повысит уровень локализации до рекордных 40 %. Казалось бы, всё предельно прозрачно и максимально выгодно для украинской экономики.

Однако вездесущие и всюду нос сующие журналисты заподозрили хорошо замаскированную «зраду»: ближайший завод «General Electric» находится в Казахстане и на 50% принадлежит российскому ЗАО «Трансмашхолдинг». Само собой разумеется, чтобы предотвратить обвинения в «зраде», отдельным пунктом было прописано, что основным партнером в этом инвестиционном проекте выступит Крюковски вагоностроительный завод. Таким образом, Украина будет получать тепловозы из Пенсильвании, так как вариант поставок из Казахстана просто неприемлем для украинской стороны, поскольку «Трансмашхолдинг» находится в украинском санкционном списке. Именно поэтому правильно будет покупать «правильные локомотивы» у Пенсильвании по $4,2 млн., чем «неправильные» по $2,5 млн. у Казахстана.

Подписание контракта имеет несколько положительных сторон для Украины. Во-первых, сам факт заключения сделки между «Укрзализныцей» и «General Electric» дает «зелёный свет» для дальнейших инвестиций в украинскую экономику. Тут Пётр Порошенко сказал практически правду – GE действительно вкладывает деньги в перспективу. А практически правду потому, что американскому концерну на самом деле безразлично, кому именно продавать свои тепловозы. Это просто бизнес и ничего личного. Во-вторых, как бы это ни странно звучало, данная сделка может слегка оживить умирающую украинскую промышленность. Ведь если будут соблюдены все условия подписанного контракта, то украинские производители деталей для подвижного состава, тот же Крюковский вагоностроительный завод сможет поставлять запчасти для «General Electric».
Но, как сделка, как и любая медаль, имеет также и обратную сторону. Во-первых, для приобретения локомотивов выдается кредит, естественно не беспроцентный. А это ляжет тяжелым грузом на плечи хрупкой украинской экономики. Во-вторых, тепловозы будут в лизинге, а значит, за них необходимо будет ежемесячно выплачивать N-ную сумму. В-третьих, минимальная локализация на первом этапе реализации договоренностей не позволит Украине что-либо заработать. Перспектива получить на финальном этапе 50% локализации выглядит заманчиво, но гарантии стабильности нет. В-четвертых, тендер на закупку, модернизацию и обслуживание локомотивов не проводился, что дает почву для всевозможных размышлений и дальнейших толкований. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов вероятность поставки в Украину в обход локомотивов из Казахстана, которые обойдутся значительно дешевле, а значит, эта сделка позволит кому-то получить не менее $1млн. с каждого тепловоза.

Так «зрада» это или «перемога», когда глава государства ликует из-за покупки в кредит на $1млрд.? Подписание сделки – это удачное инвестирование в украинскую экономику или кабальный контракт, который уничтожит промышленность? Абсолютное большинство экспертов и пользователей социальных сетей считают, что контракт между «Укрзализныцей» и «General Electric» не выгоден для Украины и радость украинского президента выглядит как плевок в души простых украинцев. Реакция жителей Украины на подписание сделки говорит сама за себя. Достаточно почитать комментарии пользователей под постом Петра Алексеевича. Не все комментарии продиктованы обычно раздраженностью, есть и те, кто пишет вполне обоснованные и грамотные замечания.

Почему бы не инвестировать деньги в собственную промышленность, пан президент? Чем Крюковский вагоностроительный завод не вариант? Выпускает электровозы, осталось наладить выпуск тепловозов. Тем более, что дела на данном заводе обстоят, мягко говоря, не очень хорошо. В начале 2014 года предприятие стало работать 2-3 дня в неделю, в связи с не востребованностью производимой продукции. Основным покупателем была Россия и страны Таможенного Союза. После известных событий российский рынок для Украины был закрыт, что негативно сказалось, в том числе и на работе Крюковского завода. Был прекращен выпуск пассажирских вагонов, а количество выпуска товарных вагонов сократилось до 461шт. За шесть месяцев 2015 года КВСЗ выпустил 246 вагонов.

Что принесёт эта «мегасделка» с американскими локомотивами Украине – выгоду или вред, узнать можно будет только спустя годы, когда будут реализованы хотя бы два этапа контракта. Как говорится в известной пословице, цыплят по осени считают. А осень эта будет согласно с условиями подписанного контракта между «Укрзализныцей» и «General Electric» аж через 15 лет.

Дмитрий Калина

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org