Кто вы, mr. Yanukovych?

928

Он уже год правит в Украине железной рукой. За короткое время Виктор Янукович покорил все ветви власти — от исполнительной до судебной, стремительно развернул на 180 градусов внутреннюю и внешнюю политику. Его боятся критиковать…

«Український тиждень» искал сокровища семьи президента. Результаты поиска представлены в объемнонм материале Андрея Лаврика и Богдана Буткевича под названием «Хто ви, mr. Yanukovych?»

Он уже год правит в Украине железной рукой. За короткое время Виктор Янукович покорил все ветви власти — от исполнительной до судебной, стремительно развернул на 180 градусов внутреннюю и внешнюю политику. Его боятся критиковать центральные телеканалы, но обвиняет во всех смертных грехах распыленная оппозиция. Главу государства считают ставленником донецких финансово-промышленных групп, однако он легко приближает и отстраняет от себя представителей могущественных кланов. Состояние Януковича независимые наблюдатели оценивают в десятки миллионов долларов. Он купается в роскоши, хотя согласно данным налоговой декларации не является богаче владельца сети табачных киосков. «Тиждень» попытался исследовать, насколько далеко уходят бизнес-интересы семьи президента, и вышел на довольно неожиданные вещи.

Запутанные связи. Александр Янукович

Из того, что принадлежит Януковичу, широкой публике известны разве что Межгорье и Сухолучье — заповедные лесные угодья площадью почти 130 га севернее Киева, где ударными темпами возводят апартаменты, достойные королей. Правда, сам Виктор Федорович признает причастность лишь к участку в полтора гектара, где стоит его роскошный загородный дом. И он почти не лукавит. Деловые связи фирм, которые де-юре имеют право собственности на остальные заповедные земли, непосредственно к президенту не ведут. Они тянутся к его старшему сыну — Александру.

Речь идет об ООО «Танталит» и «Дом лесника». Уставный фонд первого, по информации из открытых источников, принадлежит молодому бизнесмену Павлу Литовченко и фирме «Эдельвейс». Ее, по одним данным, контролирует компания «Кэпитал Билдинг Корпорейшн» (КБК), зарегистрированная в доме № 102 на проспекте Богдана Хмельницкого в Донецке. По другим — ООО «Схидавтотранс», тоже с донецкой «пропиской». Правда, ниточки деловых связей от обеих гипотетических учредителей ведут к одним и тем же людям.

ООО «Дом лесника» зарегистрировано в Броварах под Киевом. Эта фирма имеет «родственницу» — ООО «Дом охотника», юридический адрес которой совпадает с адресом КБК — Донецк, проспект Хмельницкого, 102. Роднит «Дом охотника» и «Дом лесника» и состав учредителей — и там, и там, по сведениям «Тиждня», это Александр Юрченко и Павел Литовченко.

Дом в центре главного города Донбасса, на упоминавшемся проспекте, где во время регистрации «прописались» фигуранты нашего расследования, снесены. На его месте высится бизнес-центр «Столичный». Сооружала его компания «Менеджмент Ассетс Корпорейшенс» (МАКО), кстати, также зарегистрированная по упомянутому адресу. Единственным учредителем наши источники называют Александра Януковича. МАКО в официальных документах проходила как соучредитель компании КБК, той самой, след от которой ведет к Межгорью. Еще одна деталь: среди топ-менеджмента как «Кэпитал Билдинг Корпорейшн», так и «Менеджмент Ассетс Корпорейшенс» фигурировал (может, и до сих пор фигурирует) некий Андрей Федорук.

Дом № 102 на проспекте Хмельницкого в качестве юридического адреса упомянут был в уставных документах ООО «Донбасская энергетическая компания» (Донбасс — Энком). Она специализируется на распределении и поставке электроэнергии. Среди ее учредителей — Александр Демьяненко, Александр Шпак и Юрий Калмыков. Насколько известно, эти трое в 1998-2006 годах стали учредителями или соучредителями 10 коммерческих структур, профиль большинства из которых — торговля электричеством и энергоносителями. Но мы остановимся только на одной из них — ООО «Донбасснефтепродукт», достаточно мощном игроке отечественного рынка торговли топливом. Эта компания интересна, во-первых, тем, что Александр Янукович когда-то занимал в ней пост заместителя гендиректора. Во-вторых, среди ее учредителей, кроме мало кому известных фирм, значится швейцарский оффшор Leman Commodities, входящий в сферу влияния почетного президента ФК «Шахтер» Рината Ахметова. Итак, старший сын президента руководил частью капитала богатого человека страны. Хотя не факт, что речь здесь о деньгах именно Ахметова.

Запутанные связи. Виктор Янукович-младший

Разветвленные деловые связи гаранта Конституции прослеживаются и по линии его младшего сына. Виктор Викторович, баллотируясь в депутаты Верховной Рады по списку Партии регионов, отметил в биографии как предыдущее место работы должность заместителя генерального директора ООО «БК-Инжиниринг». Это строительная компания, среди соучредителей которой — два донецкие бизнесмены с армянскими фамилиями и два общества с ограниченной ответственностью — БК и Веспром.

БК, которая в свою очередь выступает как соучредитель группы строительных компаний «Альтаир», создала весной 2004-го частное предприятие «Вуглепостачання» и ООО «Финансовая компания «Ягуар ». По данным Тиждня, «Вуглепостачання» основал Виктор Бондик, брат депутат от ПР Валерия Бондика. Ряд СМИ утверждали, что он племянник Виктора Януковича. Учредителями ФК «Ягуар», насколько удалось выяснить, есть гражданка Ирина Дацко и зарегистрированная в Великобритании компания «Нова Аструм». «Ягуар» выступил соучредителем почти 18 предприятий, большинство из которых специализируется на строительстве или торговле недвижимостью. Наше внимание привлекло одно из них — ООО «Углепоставка», основанное в 2000 году в Краматорске. В создании этого ООО партнером «англичан» стала финансовая компания «Д.К.» из того же города. Среди ее соучредителей наши источники упоминают Сергея и Алексея Близнюков (оба — Анатольевичи). Согласно официальной биографии председателя Донецкой облгосадминистрации Анатолия Близнюка, у него есть два сына — Сергей и Алексей.

ООО «Веспром», другой соучредитель «БК-Инжиниринг», по данным Тиждня, образовано в 1997 году Ассоциацией финансовых, промышленных и торговых предприятий «Донбасский расчетно-финансовый центр» (специализация — агломерация каменного угля), ООО «Схидавтотранс», ниточки от которого могут вести к Межгорью, и ООО «Промснабтехника». Веспром свою очередь основал шесть организаций, среди которых, кроме упомянутого «БК-Инжиниринг», следует выделить еще три. Во-первых, это ООО «Кинотеатр« Зоряный ». Тот самый «Звездный» на столичном Печерске, где Партия регионов проводит свои массовые мероприятия. Во-вторых, благотворительный фонд «Возрождение Украины». На эту организацию отведено было часть земли Межгорья. В-третьих, ООО «Специальная экономическая зона «Донецк», которое возникло еще тогда, когда Виктор Янукович-старший был губернатором Донецкой области. Вклад в уставный фонд «спецзоны» тогда сделали (через подконтрольные компании) почти все олигархи Донбасса — Ринат Ахметов, братья Клюевы, Виталий Гайдук, Сергей Тарута и другие. Возглавляя местную ОГА, будущий президент Украины активно лоббировал создание на территории области свободных и специальных экономических зон, которые стали своего рода «черными дырами в национальной экономике», с помощью которых уклонялись от уплаты налогов.

Тень ЦК

Приведенные факты еще не дают оснований утверждать, что у семьи Виктора Януковича и, тем более, у него лично есть разветвленные бизнес-интересы. Президентские родственники официально числятся учредителями коммерческих структур кое-где, поэтому об их отношении к каким-то весомым капиталам можно говорить лишь гипотетически. Впрочем, украинские реалии свидетельствуют: не обязательно иметь легальные корпоративные права на активы, чтобы ими владеть. Другой вопрос, мог ли Виктор Янукович-старший обогатиться и создать собственную бизнес-империю? Внимательно изучив его жизнеописание, приходим к выводу: да.

Сейчас официальные биографы Виктора Януковича объясняют карьерные успехи будущего президента его трудолюбием и положительными человеческими качествами. Но сомнительно, что здесь обошлось без влиятельных связей. И очевидно, что они были по линии нынешней «первой леди» Украины. Жизнь будущего президента резко изменилось именно с 1972-го, когда он женился на Людмиле Настенко, племяннице председателя Народного суда города Енакиево Александра Сажина. Уже в следующем году суд дяди женыснял наказание (снятие судимости не следует путать с отменой — Авт.) с Януковича, хотя срок их погашения истекал лишь в 1975-м, тогда же бывший заключенный получил диплом горного техникума, а в 1974-ом поступил на заочное отделение Донецкого политехнического института. Имея лишь среднее профтехобразование, в 1976 года Виктор Федорович становится директором автобазы производственного объединения «Ордженикидзеуголь». Это неслыханный взлет для тех времен: при Советском Союзе 26-летнему молодому человеку да еще и с двумя судимостями за плечами возглавить крупное предприятие было практически нереально. Впрочем, в 1978 году Донецкий областной суд сроки Януковича отменил, т.е. констатировал, что будущего президента осуждили незаконно.

В 2005 году, после Оранжевой революции, прокуратура заподозрила, что документ об отмене наказаний Януковича — фальшивка. Эти предположения подтвердила экспертиза, но до суда дело не дошло. Рискнем предположить, что правоохранители в 2005-ом ошиблись и приговоры юстиции действительно в 1978-ом году были отменены. Иначе в 1980-ом будущего президента не приняли бы в ряды Коммунистической партии. Кандидату могли отказать даже потому, что его отец в 1940-х побывал в плену, или мать — на принудительных работах в Германии, что и говорить о криминальном прошлом потенциального партийца.

Кто именно проталкивал Януковича и подчищал за ним грязь, сейчас сказать невозможно. «Думаю, что его патронировали из рядов партии, «направляющей» роли КПСС забывать не стоит», — замечает Юрий Якименко, директор политико-правовых программ Центра имени Разумкова. Во времена СССР Коммунистическая партия играла ключевую роль в жизни общества, и покровительство со стороны ее бонз открывало немало перспектив. Даже очевидным уголовникам. Ветераны правоохранительных органов вспоминают: во второй половине 1980-х у них есть стойкое подозрение, что лидеров преступного мира покрывает партноменклатура. Подтвердить его, правда, не удалось: на назначение в МВД и прокуратуру и сама номенклатура влияла тоже.

Вместе с тем поднимаются на ноги криминальные кланы Донбасса, в частности группировки Ахатя Брагина (известный как Алик Грек), в рядах которого начал «карьеру» будущий миллиардер Ринат Ахметов. Его представители специализировались тогда на рэкете, мошенничестве и спекуляциях (которую в СССР считали преступлением). О связи Алика Грека с властями свидетельствует факт: все уголовные дела против членов группировки закрывались под давлением сверху.

Расцвела коррупция на государственных предприятиях (а таковыми были все). Обогащались по простой схеме: часть продукции отпускали на черном рынке. Уголь тоже было ходовым товаром, так как, например, частные дома на Донбассе полностью не газифицированы сих пор.

В 1987 Виктор Янукович занимает должность первого заместителя директора Донецкого государственного производственного объединения угольной промышленности по материально-техническому обеспечению и транспорту. То есть под контролем «зама» сосредоточились значительные ресурсы, и можно было бы цинично предположить: что-то прилипло к его рукам.

Теневые капиталы двигались, опять же, в теневую экономику, в так называемые «цеха» — подпольные фирмы, работавшие на черном рынке. «Существовала у него (Януковича. — Авт.) связь с патроном, который был связан с Киевом, с Министерством промышленности, — заявил Тиждню эксперт, прося не указывать его имени. — Именно эта линия и имела отношение к «цеховикам». Последние тогда проходили этап так называемой квазиполитизации, т.е. обрастали «крышами» в органах власти на уровне секретарей рай-и облкомив КПСС ». От этих «крыш» ниточки вели выше.

Независимость Украины Виктор Федорович встретил в должности директора производственного объединения Донбасстрансремонт. В 1994 году он — директор Донецкого территориального производственного объединения автотранспорта. На Донбассе в самом разгаре криминальная война между кланом Алика Грека и группировкой Кушнира — Рябина. В городе слышны автоматные очереди и взрывы. Через год, в 1995-ом, во время футбольного матча на стадионе «Шахтер» срабатывает управляемая бомба. Ахать Брагин погибает, его преемником становится Ринат Ахметов. В 1996 году Виктор Янукович — первый заместитель губернатора Донетчины Владимира Щербаня. Через год убивают известного публичного политика региона — депутата Верховной Рады, бизнесмена Евгения Щербаня. В 1997-ом президент Леонид Кучма смещает главу области Владимира Щербаня и на его место ставит Януковича.

Считают, что это назначение лоббировали местные олигархи и «красные» директора. «Янукович стал компромиссной фигурой, которая устраивала всех и никому не мешала, — считает Андрей Мишин, директор Института стратегической политики. — Также взяты были во внимание управленческие качества будущего президента». Эксперт отмечает, что до начала политической карьеры Виктор Федорович работал директором государственного неубыточного предприятия, которое находилось в нормальном диалоге со всеми органами власти.

Был ли Янукович просто выдвиженцем, который хорошо выслуживался перед своими патронами? Или уже превратился в достаточно весомую фигуру, которой было, что предложить элитам?

Именно ему приписывают авторство схемы «уголь — кокс — металл», когда государство дотировало добычe угля для переработки на кокс, благодаря чему себестоимость металла резко упала, что позволило донецким финансово-промышленным кланам за короткое время нажить огромные состояния. В том числе и группе Рината Ахметова. Во времена губернаторства Янукович пролоббировал заградительную пошлину на импортный кокс, что обогатило владельцев коксохимических комбинатов, а также был инициатором создания на территории области свободных экономических зон, которые позволяли местному бизнесу избегать части налогов. С его приходом на должность премьер-министра в 2002-м практически вся металлургия страны закрепилась под легальным контролем донецких. Вслед за ним они вошли в столичные кабинеты. Маловероятно, что это не принесло Януковичу существенных дивидендов в свободно конвертируемой валюте.

Патронсько-клиентский вариант

Если наши предположения справедливы, за годы карьеры Виктор Янукович должен аккумулировать значительный капитал и обрасти многочисленными активами. И официальные данные о них почти отсутствуют — ни он, ни его родственники не фигурируют среди мажоритариев компаний национального масштаба. Удалось найти разве что упоминания о сыновьях Януковича в комструктуры далеко не высшей лиги. Но если предположить, что в семье президента больше активов, чем считают, то как она их контролирует, не обладая корпоративными правами?

«В мировой практике вопросы передачи прав с номинального управления бизнесом хорошо отработана, — говорит Владимир Дубровский, директор« CASE-Украина ». — Обычно стараются это зафиксировать в документах, хотя бы в тайных, где четко прописаны условия такого соглашения и обязанности каждой из сторон. Но, как и у нас, там существуют вполне неформальные каналы контроля над бизнесом, к которому хозяин денег номинально никакого отношения не имеет. Главной гарантией здесь является его авторитет и наличие у него силовых рычагов воздействия — соответствующих структур, криминальных группировок и т.д. ».

«Зиц-председатели» (которые возглавляют такие компании.-Авт.) Не пойдут против истинного владельца, ведь прекрасно понимают, что подобный бизнес может существовать только при мощной лоббистской поддержке патрона, — уверяет Виктор Чумак, директор Украинского института публичной политики. — Они прекрасно понимают, что рискуют мгновенно потерять все, даже жизнь. Наказать за непослушание их могут выводом из числа основателей, «наездом» со стороны налоговой, УБЭПа и других органов контроля».

«Конечно, как всегда, прямых доказательств нет, но именно таким образом и действуют все наши чиновники, — продолжает Владимир Дубровский. — Они все до единого имеют бизнес, который «крышуют» и получают от него выгоду. Пытаются официально не иметь к нему никакого отношения, одновременно каждый получает свои деньги — зачастую наличными на специальные оффшорные счета в швейцарских или кипрских банках. Для управления денежными потоками часто используют родственников. Например, они числятся в штате подконтрольной компании и получают причитающиеся хозяину средства в виде дивидендов или даже зарплаты. В свою очередь, хозяин работает в режиме так называемой административной ренты. То есть использует свой статус, положение и связи для максимальной защиты интересов компании ».

«Весь крупный бизнес в Украине непосредственно связан с властью, зачастую именно через эту схему удаленного управления, — подытоживает Виктор Чумак. — Все политики — это в том или ином виде бизнесмены. Весь украинский социум построен на патронсько-клиентской модели отношений бизнеса и власти. Фактически через такие схемы все со всеми переплетены. Например, у сына Януковича есть банк, связанный в свою очередь с другими финучреждениями и компаниями. Вот вам и цепочки, которых просто так никогда не отследишь».

За последние полгода президентская фамилия часто звучала в контексте сделок на финансовом рынке страны. В частности, сообщали, что Александр Янукович через подконтрольное ему ООО «Донснабтара» скупает 100% акций «Всеукраинского банка развития" (ВБР). Стоимость этого поглощения, по официальным данным, составила 110 млн грн. С переходом финучреждения к новому владельцу ее возглавила Валентина Арбузова — мать председателя Национального банка Украины Сергея Арбузова. До прихода во власть Виктора Януковича он руководил АБ «Украинский Бизнес Банк». По неофициальной информации, последний тоже подконтролен старшему сыну президента, а Сергея Арбузова считают кассиром семьи Януковичей. Косвенно эти предположения подтверждает факт, что большинство финансовых операций при отчуждении у государства Межгорья и Сухолучья проходили через «Украинский Бизнес Банк», многие из упомянутых в этом расследовании комструктур так же держат счета в нем. Кроме того, до апреля 2007 года в наблюдательный совет банка уже входил упомянутый выше Андрей Федорук. Также СМИ пишут о дружбе Александра Януковича с бывшим донецким милиционером Виталием Захарченко, которого президент в декабре прошлого назначил председателем Государственной налоговой администрации Украины. Если эти предположения справедливы, то что часть отечественных капиталистов теперь зависит от семьи Януковичей. Украина превратилась в бизнес-проект одной семьи?
Перевод Власти.нет