Кто ответит за терроризм: государство или человек?

726

После событий в Макеевке Глава СБУ Валерий Хорошковский заявил, что все, что произошло в этом городе, – чистой воды терроризм. Вместе с тем, терроризм имеет три важнейших признака, которые отличают его от бандитизма и подобных преступлений, носящих организованный, заранее подготовленный преступный характер: идеологическая направленность, символизм и общественный резонанс.

Ст. 258 УК Украины. За совершение терроризма грозит наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, или если они привели к причинению значительного имущественного вреда или других тяжких последствий (имеется ввиду нанесение тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку) наказываются лишением свободы на срок от 7 до 12 лет. Террористический акт, приведший к гибели человека, грозит наказанием на срок от 10 до 15 лет или пожизненным лишением свободы.

После событий в Макеевке Глава СБУ Валерий Хорошковский заявил, что все, что произошло в этом городе, – чистой воды терроризм. Вместе с тем, терроризм имеет три важнейших признака, которые отличают его от бандитизма и подобных преступлений, носящих организованный, заранее подготовленный преступный характер: идеологическая направленность, символизм и общественный резонанс.

Таким образом теракты должны быть совершены с целью привлечения внимания общественности к определенным политическим, религиозным или другим взглядам террористов.

Что касается произошедшего в Макеевке, то следует отметить, что никакой символической составляющей во взрывах, произошедших в этом маленьком городе, нет.

Обычно, дабы привлечь внимания общественности, террористы нацеливают свои действия именно на какие-либо важные стратегические объекты: аэропорт, метро, здание парламента, крупный торговый центр в центре большого города. Кроме того, никакой идеологии в произошедшем также не было. «Террористический акт» в Макеевке, скорее, напоминал вымогательство в размере 4 млн евро. Стоит выразить надежду, что подобный случай не станет началом нового неординарного способа зарабатывания денег бандитами. Вместе с тем на прошлой неделе на столбах на улицах г.Десна уже появились листовки с угрозами о совершении очередного теракта. Службе безопасности Украины нужно жестко реагировать на такие проявления.

Как мы боремся

Вместе с тем – все, что на данный момент предпринимается властями, сведено к усилению охраны в аэропортах и на столичном железнодорожном вокзале. Сколько будет длиться повышенная охрана? Скорее всего, пока не утихнут страсти и мир не переключится на другую новость.

К сожалению, для установления факта терроризма, расследования преступления, привлечения в качестве обвиняемых реально виновных лиц, и уж тем более для предотвращения террористических актов, нужны значительные умственные, организаторские и материальные ресурсы. Отечественные же спецслужбы занимаются в основном вопросами борьбы с коррупцией, расхищением земель и т.д. То есть всем, что связано с какой-либо материальной составляющей. Гибель людей, даже в масштабных количествах, почему-то остается без внимания.

И это притом, что, согласно ст. 27 Основного закона, каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. А государство должно эту жизнь защищать. Значит, государство несет прямую ответственность за покушение и лишение жизни человека. В этом заключается принцип публичности – государство обязано реагировать на убийства и террористические акты путем изобличения и наказания виновных, установления справедливости в форме компенсации вреда пострадавшим лицам.

Кто платит?

В Государственном бюджете Украины обязательно создается резервный фонд. Согласно статье 24 Бюджетного кодекса Украины, резервный фонд бюджета формируется для осуществления непредвиденных расходов, которые не имеют постоянного характера и не могли быть предусмотрены во время составления проекта бюджета.

Именно из него могут осуществляться выплаты гражданам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, терактов и аварий. Резервный фонд бюджета не может превышать 1% объема расходов общего фонда соответствующего бюджета. То есть если общие расходы бюджета на 2011 год составляют 280 млрд гривен, то потратиться на компенсацию пострадавшим и их семьям государство может в размере 2,8 млрд гривен. На сегодняшний момент эта сумма составляет около 350 млн долларов. Все пострадавшие должны получить одинаковые выплаты.

Кстати, за рубежом, в частности США, все по-другому. Нет определенной суммы, которую может потратить государство на пострадавших. Есть сумма, которую заслужил тот или иной гражданин в зависимости от его вклада в общее дело. Так, еще в далеком 1997 году жизнь «условного» американца оценивалась в 2,7 миллиона долларов. При таком раскладе в Украине компенсацию получили бы всего 115 человек. «Стоимость» жизни американцев высчитывается исходя из его заработка и уплаченных налогов при жизни.

Жестко? Возможно. Но – справедливо. Амплитуда стоимости колеблется от 500 тысяч до десятков миллионов долларов. Сегодня методика расчета цены «жизни и смерти» является сложной и учитывает такие факторы, как возраст, образование, работа и годовой доход. К примеру, сумма компенсации из бюджета США семьям жертв терактов 11 сентября 2001 года вычислялась на основе именно этих показателей. Родственники американцев, погибших в террористической атаке на США почти десять лет назад, получили от 250 тысяч до 7 миллионов долларов

Только цифры

246 – столько попыток террористического характера в Украине было совершено в 2008 г.

45 – столько человек привлечено к уголовной ответственности по «террористическим» мотивам в 2009 г.

$2,7 млн – столько в среднем выплачивают в США родственникам погибших в результате терактов

Как борются с терроризмом в Украине и на Западе

Украина

Несмотря на отсутствие громких терактов в нашей стране, украинское законодательство соответствует международным стандартам. Наработан необходимый пакет нормативных актов: Уголовный кодекс Украины (ст. 258 «Террористический акт» и около 30 статей антитеррористической направленности), а также принятый в 2003 году Закон Украины «О борьбе с терроризмом». Согласно положениям Закона, организация антитеррористической деятельности и обеспечение ее необходимыми силами, средствами и ресурсами возложена на КМУ. Субъекты борьбы с терроризмом подразделяются на тех, которые непосредственно ее осуществляют, и тех, которые привлекаются в случае необходимости. К числу первых относятся СБУ (как основной государственный правоохранительный орган по борьбе с терроризмом), МВД, Минобороны, МЧС, Госпогранслужба, Госдепартамент Украины по вопросам исполнения наказаний и УГО Украины. Вторые представляют МИД, Минздрав, Минтопэнерго, Минпромполитики, Минтранс, Минфин, Минэкоресурсов, Минагрополитики, Государственная таможенная служба и ГНА Украины. Координацию деятельности субъектов, задействуемых в борьбе с терроризмом, осуществляет Антитеррористический центр при СБ Украины, созданный в декабре 1998 года в соответствии с Указом Президента Украины.

Израиль

Современный этап борьбы с терроризмом начался в Израиле в 1972 году, когда группа арабских экстремистов из организации «Черный сентябрь» захватила в олимпийской деревне в Мюнхене нескольких израильских спортсменов. Операция по освобождению заложников, проводившаяся западногерманской полицией, закончилась неудачей: несколько спортсменов погибли, часть террористов скрылась. С этого момента как в Израиле, так и в ряде других стран начали создаваться специальные антитеррористические подразделения. Правительство Израиля, возглавляемое Голдой Меир, приняло принципиальное решение, которое со временем стало основным принципом антитеррористической деятельности – ни в коем случае не идти на уступки террористам. В настоящее время борьбу с терроризмом в Израиле возглавляет оперативный штаб, в который включены представители вооруженных сил, полиции и спецслужб, включая представителей разведки «Моссад».

США

Толчком к активизации антитеррористической деятельности послужили события 1997 года, когда 69-летний палестинец Али Абу Камаль открыл стрельбу на смотровой площадке манхэттенского Эмпайр-Стейт-Билдинг. В ответ на усилившуюся активность террористов активизировали свою деятельность и соответствующие структуры безопасности. В каждом из 59 управлений ФБР было создано по крайней мере одно боевое подразделение по борьбе с терроризмом (SWAT), созданы многочисленные группы по исследованию и предотвращению террористических взрывов. В 1988 году была подписана «Международная конвенция по борьбе с террористическими взрывами». Государства—участники Конвенции взяли на себя обязанность рассматривать акты терроризма, совершенные на территории других стран в качестве преступлений, влекущих за собой выдачу преступников стране, на территории которой было совершено преступление.

Франция

Французское правительство вынуждено тратить много сил и средств на борьбу с террористами, главным образом алжирскими экстремистами. Созданная в 1991 году правительственная антитеррористическая программа Vigipirate действует и по сей день. Летом 1995 года этот план был эффективно использован против исламских террористов, которые совершили серию взрывов в Париже и других городах Франции. И хотя жертв избежать не удалось, их число все же могло быть гораздо больше, если бы не были приняты меры безопасности. Тогда взрывы в метро, на рынках, у школ унесли жизни более десяти человек. План Vigipirate входит в список 40 возможных мер, предусмотренных французским правительством на случай различного рода критических ситуаций. Каждая из мер определяется степенью опасности, которую представляет террористическая группа.

Россия

В РФ долго не могли прийти к эффективной системе противодействия терроризму. После долгих проб лишь 10 марта 2006 года был создан Национальный антитеррористический комитет. Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе Комитета образован Федеральный оперативный штаб. В субъектах РФ созданы собственные оперативные штабы (их возглавляют руководители территориальных органов безопасности), а в регионах – антитеррористические комиссии (руководство поручено главам региональных органов исполнительной власти). Объединив представителей 17 государственных структур, министерств и ведомств – в их числе ФСБ, ФСО, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранс России, Национальный антитеррористический комитет стал действительно коллективным инструментом противодействия терроризму. Однако, как видим, работы Комитету еще предстоит много

Анна Воеводина, «Судебно-юридическая газета»