Криптовалюта выйдет из тени?

607

Украина традиционно отстает в сфере электронных денег, а что касается криптовалют, то дела обстоят гораздо хуже. При этом в большинстве развитых стран электронные деньги – это уже прошлый век, а криптовалюты являются вполне законными деньгами. Так в Японии уже давно признали криптовалюту способом оплаты, и сейчас в стране происходит криптобум. Реальные деньги уже вытесняются виртуальными. В США также официально признали биткоин деньгами. В прошлом году комиссия по торговле товарными фьючерсами в США разрешила торговать фьючерсами в биткоинах. Признали криптовалюту даже в Беларуси. Президент Александр Лукашенко издал соответствующий декрет о развитии цифровой экономики в стране, который фактически открывает широкие перспективы для криптовалют на территории Беларуси. К тому же криптовалюта теперь считается способом оплаты для белорусской экономики. Так в прошлом году на сайте БЕЛАЗ появилось сообщение что за технику можно расплачиваться биткоинами. Самый большой карьерный грузовик БЕЛАЗ 75710, способный перевозить 450 тонн груза, стоит 9 млн. долларов, то есть немногим менее тысячи биткоинов. В исламских государствах также не нашли причины для того, чтобы запрещать биткоин. Неоднозначное отношение к криптовалютам лишь в Китае – там скорее опасаются рисков, связанных с надежностью криптовалют. Со временем и в Европарламенте разработали правила контроля на крипторынке. Затронули криптовалюты и украинский рынок. На днях был взломан сайт Минэнерго и хакеры за сохранение информации потребовали выкуп 0,1 биткоина.

В целом отставание Украины от мировых процессов удручает. Совсем недавно в НБУ заявляли, что криптовалюта это денежный суррогат. В 2014 году появилось письмо НБУ №29208/72889, согласно котрому биткоины не имеют никакого обеспечения и никаких правовых последствий, не контролируются никакими госорганами ни одной из стран и соответственно не имеют реальной ценности. По мнению НБУ, куплях-продажа биткоинов за реальные деньги имеет признаки финансовой пирамиды или потенциально может быть объявлена сомнительной операцией согласно законодательству о противодействии легализации отмывания доходов. Это письмо стало чуть ли не командой для силовиков и судов, которые признали прессовать бизнес, связанный с криптовалютой. Все больше появлялось случаев непризнания соглашений, по которым оплата производилась биткоинами. Силовики объявили майнинг фиктивным предпринимательство и незаконными действиями с виртуальной валютой. При этом биткоины скупали даже народные депутаты, а один из нардепов от БПП Алексей Мушак признался, что занимается майнингом с 2003 года. Со временем власти стали разбираться в своих скоропостижных выводах. Конечно биткоин еще не стал полноценной валютой для оплаты, при этом никто не запрещает что-либо на него поменять. Уже и в НБУ поговаривают что не против того, что граждане имели такую валюту. Впрочем, еще более странно выглядит заявление Нацбанка о том, что там чуть ли не планируют выпуск собственной криптовалюты. О том что криптовалюту пора узаконить высказался и глава СНБО Турчинов. По его словам поступило соответствующее поручение для органов власти сформировать рабочую группу из Минфина, НБУ, Госфинмониторинг, СБУ, фискальной службы и ряда других организаций для того чтобы разработать нормправ акты по данному вопросу.

Так нужна ли легализация криптовалюты вообще? Прежде всего, это важно для крупных игроков рынка чтобы они могли легализировать этот бизнес. Также ввиду отсутствия нормативно-правовых актов компании, использующие обычную систему налогообложения, не могут принимать криптовалюту на баланс. Кроме того государство получает свою выгоду, так как легализует приличный сектор теневого рынка и сможет получать определенную долю налогов с криптовалюты.

В целом после отношения властей к криптовалютам поступали уже несколько законопроектов от разных депутатов, но, по мнению экспертов, все они имели множество недостатков. Так, например группа депутатов от коалиции ее осенью прошлого года зарегистрировала первый законопроект, согласно которому криптовалюта определялась как цифровой товар. Подобный опыт уже есть в Израиле. По этому принципу криптовалюта является не финансовым активом, а товаром, и для операций с криптовалютой используется НДС. Также осенью прошлого года поступил и второй законопроект – от Радикальной партии, его эксперты и вовсе назвали популистским и бессмысленным. По мнению авторов проекта, предлагалось признать криптовалюту финансовым активом. Подобные инициативы предлагались и в РФ. Целью является регулирование рынка криптовалют по ценным бумагам. Так радикалы предлагали не облагать эту сферу деятельности налогами и даже предоставлять льготы на услуги электроэнергии для майнеров. И именно это экспертов назвали лоббизмом чьих-то интересов. Третий вариант также поступил от БПП, согласно этому документу, который эксперты нахвали самым неудачным из предложенных, фактически была переиначена белорусская модель, предложенная декретом президента Лукашенко в прошлом году. Декрет был немного переписан и был внесен как законопроект «О развитии цифровой экономики», но данный документ, предлагающий признать криптовалюту виртуальным активами, совершенно оторван от реалий украинского рынка. Комитет по вопросам финансовой политики банковской деятельности ни один из законопроектов не прошел. Там решили разработать более совершенный документ, который более точно подходил бы для реалий украинского рынка, и устраивали бы криптосообщество. На данный момент над криптозаконом трудятся несколько рабочих групп в парламенте, в Нацбанке и в Минфине. Новый законопроект должен более точно определять технологии блокчейн майнинга. Вместе с государственными органами над законопроектом работает еще группа, возглавляемая нардепом Ушаковым.

Об этом документе пока ничего не известно кроме того что в обмен на легализацию деятельности будет устанавливаться налог 5% для юридических и физических лиц. Сама криптовалюта будет определяться как нематериальные активы. Авторы считают что налогообложение должно быть стимулирующим и привлекающим иностранные компании. Вместе с рабочими группами дискуссию ведут и представители криптосообщества. Предприниматели и вовсе предлагают ввести нулевую ставку налогообложения на все операции с криптовалютой, а также десятилетний мораторий на введение налогов, но это менее реалистичный вариант. В криптообществе ссылаются на опыт Грузии, где разрешили ввозить оборудование для майнинга без НДС и в целом легализовали всю деятельностью сейчас бизнесмены, начинающие майнить, в первую очередь вспоминают про грузинский рынок – там майнеры не боятся, что к ним нагрянут силовики и отберут оборудование. Если в Украине хотят привлечь инвестиции, то нужно предусмотреть не просто сбор налогов, а какие-то преимущества, которые привлекали бы и инвесторов, и способствовали бы развитию криптовалютного рынка.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org