Коррупцию в Украине победим только сообща?

790

Несмотря на то, что в Украине активно обсуждаются способы борьбы с коррупцией и создаются целые специализированные органы для этой цели, тем не менее, положительной динамики в этом вопросе не наблюдается. Более того – Украина не улучшает свои позиции в международных рейтингах. Коррупция – это, конечно же, своеобразный вердикт для власти, но в то же время это и диагноз для общества. Без экстренных и жестких мер против этого явления доверие к стране будет постоянно снижаться, а это значит, что Украине не видать ни инвестиций, ни кредитов.

Не первый год международная организация «Transparency International» изучает коррупцию во всех ее ипостасях, а также то, как власти с ней борются. Ежегодно эта организация составляет целый рейтинг – это так называемый рейтинг коррумпированности. Так его называют в Украине, но в оригинале этот список стран называется «Рейтингом восприятия коррупции», то есть он отражает позицию общества и его отношение к этому явлению – то насколько оно считает способы обхода закона и решения своих вопросов нормальным явлением. Термин «коррупция» знаком в Украине всем, и общество считает борьбу с этим явлением одной из главных задач для власти и, конечно же, шагом для развития страны. Регулярно о борьбе с коррупцией говорят красивые речи президент, парламент и правительство и, конечно же, они обращаются за помощью к зарубежным партнерам.

В целом в Украине давно уже зародилась антикоррупционная мода – совсем недавно был опубликован новый коррупционный рейтинг, приводящий данные за 2016 год. Список состоит из 179 государств, где Украина занимает 131 место, выше нее в списке находятся Гондурас, а ниже Гватемала. Если сравнить эти показатели с 2015 годом, то Украина не только не поднялась в рейтинге, но даже опустилась строчкой ниже. Если же взять более длительный период, например с 2010 года, то ранее Украине удавалось добиться гораздо лучших результатов. Например, в 2011-2012 гг. в коррупционном рейтинге страна была на 8 позиций выше. Судя по таким показателям, получается, что постмайданная антикоррупционная реформа работает даже хуже, чем при президентстве Януковича до 2013 года.

Конечно же, западные политики удивляются такой деятельности – почему от громких заявлений и больших антикоррупционных программ, щедро оплачиваемых тем же Западом, нет никакого эффекта? Кроме того, в разговор о том, стоит ли вообще поддерживать Украину и нынешнюю власть, вклинивается крайней понятный и веский аргумент – зачем тратить средства на Украину, когда большинство соседних с ней государств, в том числе бывших республик СССР не только оказались выше в рейтинге, но и постоянно улучшают свои результаты без всякой западной помощи? Не улетают ли деньги Запада в трубу? Вместе с тем низкие позиции в рейтинге также уменьшают и инвестиционную привлекательность, причем понятно, что никакие законы не смогут эффективно защищать бизнес. И тут вроде бы понятно, что позиции в коррупционном рейтинге отображают суть работы нынешней власти. Не могут уменьшить уровень коррупции постоянные торги, погоня за балансом сил в парламенте и коалиции и дележка сфер влияния по областям. Причем проблема кроется не только в исполнительной власти, но и законодательной – вместо того, чтобы готовить простые универсальные правила, депутаты занимаются написанием ситуативных норм в угоду конкретным гражданам или обособленным группам влияния.

Тем не менее, вышеупомянутый рейтинг не зря называется «рейтингом восприятия коррупции». Сколько бы не писалось про справедливость – все же большинство украинцев считает, что борьба с коррупцией – это работа власти, которая их не касается. Ведь помочь куму в чем-то – это и вовсе национальная традиция. Кумовство начинает раздражать общество только когда, этим пользуются другие, преимущественно представители власти. Тут же возникают требования гнать банду, но вот в вопросах, например, трудоустройства своих родственников или договора об учебе детей такие отношения считаются нормальными. Потому данный рейтинг в первую очередь касается всей системы отношений в обществе и поэтому неудивительно, что и безвизовый режим Евросоюз принимать не спешит. В Европе не боятся беженцев, а прежде всего, опасаются обыденной бытовой коррупции, с которой одной лишь власти трудно будет справиться.

Чтобы предпринимать реальные шаги в борьбе с этим явлением в 2017 году власти придется принимать крайне непопулярные решения, затрагивающие большинство украинцев для того чтобы сломать эту систему отношений. Возможно, пару лет назад любые непопулярные меры можно было провести более спокойно в и обществе это бы поняли, но сегодня любые подобные действия власти будут вызывать кризис доверия и недовольство избирателей. Это естественная реакция, которой не преминут воспользоваться в оппозиции. Но как бы там ни было, власти придется идти на непопулярные решения именно сейчас, если президент и парламент действительно думают о будущем страны, а не только о том, как бы сохранить коалицию для политических дивидендов.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org