Донбасс: результаты нового формата переговоров

643

minsk_fd0b3В прошлом году, когда ситуация на Донбассе уже достигала критического уровня, у многих появилась надежда на то, что она может быть разрешена. Поводом для такой надежды стали переговоры по ее урегулированию, которые сначала прошли в Нормандском формате, а после были несколько видоизменены и перенесены в Минск. Тогда многие и в самом деле поверили, что переговоры дадут свои результаты, тем более что стороны выражали глубокую уверенность в перспективности таких переговоров. Как итог первых минских переговоров были приняты важные решения, выполнение которых и в самом деле могло решить ситуацию, однако, как показала практика, этого не произошло.

Не произошло этого и после «Минска 2», когда вроде бы стороны учли все промахи и недочеты, сделанные на первом этапе. К «Минску 2» было приковано особенно пристальное внимание. Переговоры шли очень долго и сложно, и несколько раз оказывались под угрозой срыва. Лишь к обеду следующего дня удалось достичь консенсуса между всеми участниками встречи. Особенно трудно проходили переговоры с украинским президентом Петром Порошенко, который, явно не желая уступать по многим вопросам, все время накалял обстановку. В конечном итоге сторонам удалось договориться. Тогда было принято решение об отводе тяжелого вооружения обеими сторонами, создании так называемой демилитаризированной зоны, прекращении огня и начале работ по подготовке к проведению референдума в регионе, и децентрализации системы украинской власти.

И в самом деле, в первое время условия соглашений начали выполняться, техника была отведена, а зона разграничения установлена. Установился и режим тишины. Правда он оказался весьма недолговременным, и уже совсем скоро украинская сторона начала его нарушать. Вначале это были единичные случаи, а после, нарушения тишины с украинской стороны начали происходить систематически. Логично, что вторая сторона также начала предпринимать ответные меры. Тем не менее, видимость того, что стороны пытаются разрешить проблему, продолжала сохраняться. Однако когда тяжелая техника вновь вернулась на старые позиции, и населенные пункты снова начали подвергаться массовым обстрелам из крупнокалиберных орудий, надежды на мир рухнули окончательно. Говорить о мирном разрешении ситуации продолжали лишь официальные лица, в том числе лидеры Минской четверки. Даже на сегодняшний день они не перестают заявлять о том, что минские переговоры можно и нужно проводить дальше. В целом же вполне очевидно, что «Минск-3» является практически полностью бесперспективным. Бесперспективность минских переговоров показали первые два этапа, в результате чего «Минск» лопнул, как мыльный пузырь.

Наверное, именно поэтому, стороны приняли решение о таком себе переформатировании. Точнее, о добавлении еще одного формата, который будет работать параллельно с «Минском». Ранее звучали неоднократные заявления о том, что крайне целесообразным стало бы участие в переговорах еще одной стороны, которая имеет непосредственное отношение к событиям в Украине. И в самом деле, Соединенные Штаты прямо или косвенно имеют отношение к тому, что происходит в этой стране сегодня. Именно американцы снабжают Украину оружием и военными инструкторами, именно по американскому сценарию работают ВСУ, СБУ и вооруженные формирования, привлеченные к участию в боевых действиях на стороне официального Киева. Таким образом, нахождение США в стороне от решения проблемы на высшем международном уровне с участием всех заинтересованных сторон, до сих пор вызывало недоумение среди как простых обывателей, так и некоторых специалистов.

Причина такого дистанцирования США заключалась, прежде всего, в нежелании самих Штатов принимать участие в диалоге. После проигрыша СССР, наследником которого сегодня является Россия в холодной войне и своего последующего распада, американцы начали относиться к России с позиции превосходства. Сегодня расклад сил несколько изменился, однако Америка, по-прежнему старается дать понять, что не собирается опускаться до уровня прямого диалога, то есть не считает Россию достойной своего уровня, вернее не считала. Теперь Штаты не только вынуждены усмирять гордыню, а во многих вопросах играть под диктовку своего самого главного врага. Именно этого не хотят американские лидеры, поэтому Барак Обама старался сохранять достоинство как можно дольше, однако, в конечном итоге, был вынужден предложить России новый формат, причем, сделал это первым.

Неслучайно после длительного перерыва американский президент, все-таки решился на телефонные переговоры со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Результатом переговоров стало принятие решения об организации встречи между представителями России и США, а именно замминистра иностранных дел РФ Карасиным и Викторией Нуланд. Сама встреча состоялась в Цюрихе, однако первый этап новых переговоров можно расценивать скорее как поиск подходов и контактов между ее участниками.

Кстати, о возможности такого формата переговоров говорилось еще в начале этого года. Тогда руководитель Администрации президента РФ Иванов заявлял о возможности и целесообразности такого формата. Кроме того, сообщалось, что Цюрих, может сделать то, чего не удалось ни в Нюрнберге, ни в Минске. Именно прямой диалог между двумя крупнейшими державами может стать наиболее продуктивным при разрешении военного конфликта на Донбассе.

Кроме того, как считают в России, Вашингтон сможет сделать то, чего не смогла ни Германия ни Франция, ни Евросоюз в целом, то есть оказать прямое влияние на Киев в плане необходимости соблюдения достигнутых договоренностей. Тем более что о необходимости привлечения к переговорному процессу представителей Соединенных Штатов Америки, неоднократно заявлял и сам украинский президент Петр Порошенко. Американцам, как считают эксперты, и как заявил после встречи с Нуланд сам Карасин, Порошенко уж точно не посмеет отказать.

Что касается значения Цюрихского формата, то, скорее всего, оно станет наиболее важным и определяющим. Так форматы «Минск» и «Цюрих» будут действовать параллельно, но при этом, принятие решений в Минске будет осуществляться с учетом решений, принятых в Цюрихе. Иными словами, Цюрих, во многом будет играть именно определяющую роль. Вопреки заявлениям некоторых экспертов, о том, что Цюрих сделает «Минск» исключительно номинальным проектом, это не совсем соответствует действительности. В самом деле не исключено, что все определяющие решения отныне будут приниматься исключительно в Цюрихе. Однако их реализацию и должна будет взять на себя Минская четверка. Ведь решение украинского конфликта без участия самой Украины и заинтересованных стран Евросоюза, так же представляется маловероятным. Кроме того «Минск» должен создать видимость того, что к решению вопроса привлечены все, желающие участвовать в нем, стороны, иными словами создать видимость открытости и демократичности этого процесса.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org