Бой с собой

999

Вчерашних и нынешних руководителей нашего государства объединяет одно – коррупция. Точнее, желание (декларативное, во всяком случае) стать победителем в войне с коррупционным злом. А бороться действительно есть с чем. На Банковой недавно подсчитали, что от коррупции бюджет страны ежегодно теряет около 20 млрд. грн. При этом в сфере госзакупок от 10% до 15% госбюджета оседает в карманах чиновников. А это, отметим - $4-7 млрд.

С 1 июля вступил в действие закон, призванный стать основным инструментом противодействия коррупции, метастазами которой пронизаны абсолютно все сферы жизни общества. Данный документ, напомним, попал в Раду с подачи главы государства. Остановимся на ключевых нововведениях.
В соответствии со ст. 1 закона коррупционным правонарушением является умышленное деяние, содержащее такие признаки коррупции:

а) использование служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятие обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц;

б) обещание/предложение или предоставление неправомерной выгоды лицу или, по его требованию, - другим лицам с целью склонить такое лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с ними возможностей.

Закон также определяет круг лиц – субъектов ответственности за коррупционные правонарушения. Их разделили на IV категории. К первой отнесли всех тех, кто уполномочен на выполнение функций государства. Это – президент, премьер, спикер, его заместители, вице-премьеры и министры, генпрокурор, глава СБУ, председатель Нацбанка, руководитель Счетной палаты, омбудсмен, глава ВС АРК, глава совета министров Автономной Республики Крым. Также в группе №1 – парламентарии ВР, депутаты крымского парламента и местных советов, госслужащие, должностные лица местного самоуправления, судьи КС, члены ВСЮ, члены ЦИКа, служащие прокуратуры, СБУ, дипломатической и таможенной служб, а также налоговики.

Вторую категорию составили:

- должностные лица юрлиц публичного права, получающие зарплату из государственного или местного бюджета, члены окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий (при выполнении ими этих полномочий);

- помощники-консультанты нардепов и других избираемых лиц, не являющиеся государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления, но получающие зарплату за счет госбюджета, бюджета АРК или местного бюджета, а также те, кто работает на общественных началах (при исполнении ими этих функций);

- руководители общественных организаций, которые частично финансируются за счет государственного или местного бюджета;

- лица, предоставляющие публичные услуги: аудиторы, нотариусы, оценщики, а также арбитражные управляющие, независимые посредники, члены трудового арбитража, третейские судьи;

- должностные лица международных организаций (работники международной организации или любые другие лица, уполномоченные такой организацией действовать от ее имени), а также члены международных парламентских ассамблей, судьи и должностные лица международных судов.

- должностные лица иностранных государств, а также иностранных третейских судей;

К третьей категории относятся лица, постоянно или временно занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или лица, специально уполномоченные на выполнение таких обязанностей в юридических лицах частного права независимо от организационно-правовой формы согласно закону. Проще говоря - руководители и все другие должностные лица предприятия (замдиректора, руководитель отдела кадров, главный бухгалтер, проч.).

Четвертую категорию составляют все остальные должностные лица юридических лиц и физические лица, которые предоставляли неправомерные выгоды или поучаствовали в их предоставлении вышеуказанным лицам.

Как видим, под законодательным анти коррупционным «колпаком» находятся не только госслужащие, но и представители приватного бизнес сектора, а также мы – привыкшие посредством взяток решать с ними личные вопросы.

Цифры и факты

Согласно результатам телефонного опроса «Коррупция в Украине», проведенного сотрудниками Института Горшенина с 28 по 30 июня , 72% украинцев не верит в то, что антикоррупционный закон может победить коррупцию в Украине. 14, 8% верят в победу над коррупцией с помощью закона, 13,1% - затруднились ответить.

Тут, впрочем, уместно привести и другие цифры. Результаты исследования «Глобальный барометр коррупции» (Global Corruption Barometer), подготовленного специалистами Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International, свидетельствуют о том, что более трети граждан Украины (34%) прибегали в 2010-м к взяткам.

Отметим, что среди стран СНГ лидирует в рейтинге коррупции Азербайджан, где к взяткам прибегают 47% граждан. В Молдове, таким образом, решают свои проблемы 37% населения, в Беларуси - 27%. Хотя бы раз давали взятки в минувшем году 26% россиян и 22% жителей Армении. Самый лучший результат продемонстрировала Грузия, которая, впрочем, вышла из состава СНГ. В этой стране к взяткам прибегали только 3% граждан.

Со вступлением силу антикоррупционного закона, чиновникам запрещено принимать подарки «в знак благодарности» за любые действия, связанные с их профессиональной деятельностью. Правда, разрешено брать презенты, однако не чаще, чем два раза в год, и на сумму не выше 50% минимальной зарплаты (на данный момент это 480 грн.).

В случае получения подарка с превышением установленного лимита его стоимости, но без намерения использовать свои служебные полномочия или связанные с этим возможности, независимо от наличия умысла или неосторожности, получивший подарок понесет административную ответственность. А именно - штраф: либо от 25 до 50 необлагаемых налогом минимальных доходов граждан (425–850 грн.), либо - от 50 до 100 необлагаемых налогом минимальных доходов граждан (850–1700 грн.) с конфискацией подарка.

Отметим, что ограничительные лимиты не распространяются на подарки, которые дарят близкие родственники, и которые чиновник получает в качестве общедоступных скидок на товары, услуги, выигрышей, призов, премий, бонусов.

Сама по себе «подарочная» статья – это плюс. Хотя бы потому, что между подарками и денежными взятками можно уверенно ставить знак равенства. Однако тут возникает логический вопрос: «А каков механизм проверки? Неужели, круглый год под дверями чиновников разных уровней, а также бюджетников (к коим относятся врачи, учителя) будут сидеть ревизоры и смотреть, кто и сколько раз приходил к ним с даром, и сколько собственно этот презент стоит?». Нет, конечно. В то, что все лица, подпадающие под действие «подарочной» статьи по совести будут рапортовать о количестве и стоимости полученных подарков, верится с большим трудом. А если откровенно – не верится вообще.

Новый антикоррупционный закон серьезно ужесточает ответственность за получение взяток. При этом стоит отдельно подчеркнуть, что ответственность эта распространяется не только на чиновников, но и на любого человека, предоставляющего публичные услуги (нотариусы, адвокаты, медики, педагоги). Правда, ответственность для госслужащих и лиц, предоставляющих публичные услуги – разная. Последним за взятку, причем независимо от ее размера «светит» штраф от 1700-4250 грн.

Если раньше за получение взятки в крупных размерах (от 3400 грн.) чиновники могли отделаться штрафом, то теперь за такие деянья им «светит» тюрьма.

- за взятку до 85 гривен - штраф 8500-12 750 грн;

- от 85 до 3339 грн. - штраф 12 750-25 500 грн. либо ограничение свободы на 2-5 лет;

- за взятку 3400-8499 грн. - 5-10 лет тюрьмы (с конфискацией имущества);

- взятка размером более 8500 грн. – гарантированное созерцание на протяжении 8-12 лет неба в клеточку. Плюс к этому - конфискация имущества.

Присутствует в законе пункт о предложении взятки. Такая инициатива может обернуться штрафом до 4250 грн., либо же ограничением свободы сроком до двух лет.

Кстати

На информационный запрос «Обозревателя» о количестве чиновников, привлеченных за коррупционные деянья в нынешнем году, первый замглавы СБУ, Владимир Рокитский ответил следующим образом: «Согласно с компетенцией СБ Украины информирую, что по наличным статистическим учетам, на основании материалов Службы безопасности Украины по линии борьбы с уголовно-наказуемой коррупцией в органах государственной власти, местного самоуправления, военных формированиях, судах, правоохранительных и контролирующих органах, в период с января по май 2011 было возбуждено 478 уголовных дел».

С января 2012-го вступает в силу норма антикоррупционного законодательства, которая обязывает всех чиновников и силовиков, независимо от их званий и рангов, заполнять декларацию о доходах, наличии недвижимого имущества и автотранспорта, счетах в банках и расходах. Декларировать расходы обязаны также все люди, которые зарегистрированы с госслужащим на одной жилплощади. Норма – спорная. Во-первых, за декларационное нарушение не прописано наказание. Во-вторых, все мы видели, как нардепы, после вступления в силу закона о доступе к публичной информации, «спешат» выворачивать свои карманы. Из 450-ти о своих доходах рассказали лишь около 200 владельцев мандатов. И еще. В антикоррупционном законе четко прописано выше, какой суммы расходы нужно декларировать - 150 тыс. грн. Эта цифра открывает массу возможностей обойти острые законодательные рамки, не поцарапавшись.

Еще одно – «ноу-хау». Теперь, согласно закону, госслужащему запрещено иметь в своем подчинении близкого родственника. К таковым законодатель относит: жену, мужа, детей, родителей, братьев, сестер, дедушек, бабушек, внуков, усыновителей, усыновленных, сожителей. Если такой факт уже имеет место, дается месяц на то, чтобы исправить ситуацию: либо перевести родственника на другую должность, либо уволить. За нарушение - штраф 850-2525 грн. Эффективной ли является эта норма? С теоретической точки зрения – да. На практике… Словом, ничего, кроме «круговорота» родственников чиновников по кадровой орбите, ждать не приходится.

Какие выводы лежат на поверхности? Во-первых, в нашей стране, где законы, увы, исполняются избирательно, важен не столько сам факт их принятия, сколько соблюдения. Открытым остается вопрос: «Готовы ли те, кто «дает», и те, кто «берет», реально отказаться от неписанного правила: «Легче дать/взять взятку, чем соблюдать закон?».

Во-вторых, важно, чтобы органы, которые уполномочены совершать действия по предотвращению и противодействию коррупции, действительно думали об искоренении этого зла, а не о красивой статистической картинке.

В-третьих, хотелось бы, чтобы представители высшего и среднего управленческого звена демонстрировали на личном примере - и «младшим братьям» по цеху, и обществу свою анти коррупционность. А с этим у нас, увы, туговато…

Для того чтобы победить коррупцию в государстве, общество должно выработать солидарную гражданскую позицию, поскольку бороться с этим явлением исключительно с помощью законов невозможно, - убежден председатель правления общественной организации «Международная лига защиты прав граждан» Эдуард Багиров. По мнению эксперта, «самая большая проблема - это ментальность простых граждан, которые коррупционную схему воспринимают, как явление обыденное, повседневное». «Каждый гражданин должен понимать, что нужно объявить солидарный бойкот чиновникам, которые продолжают вести свою работу, руководствуясь не нормами закона, а коррупционными интересами. Аналогичная позиция должна быть выработана у представителей среднего и крупного бизнеса», - резюмирует г-н Багиров.

Между тем, у анти коррупционной медали, как и у любой другой, есть обратная сторона. Многотысячная армия чиновников и бюджетников (те же учителя, медики) – это, в большинстве своем, профессионалы. И они сегодня за гроши выполняют на надлежащем уровне рутинные, но важные для общества задачи. Останутся ли они грызть гранит карьерной науки (за 2,5 – 3 тыс. грн. в месяц) или, угроза схлопотать штраф (а то и срок) за взяточничество, вынудит их уйти в другую, более оплачиваемую сферу деятельности? Правда, премьер Азаров поручил Минфину и Минсоцполитики рассчитать очередное повышение зарплат в бюджетной сфере не с 1 октября, как планировалось ранее, а с 1 сентября. Доживем до осени – увидим, сможет ли стать новый уровень зарплат бюджетников, стимулом в их работе. Впрочем… и, не дожидаясь первого дня осени, можно спрогнозировать ответ. И ответ этот – «Скорее, нет».

osipov.kiev.ua